Соей занимаются десятки лабораторий
— Тианфу Хан, если говорить сравнительным языком, то в нашем понимании рис для жителей Китая — это как русскому картошка, а соя на одном прилавке с мясом. Насколько важное значение китайская наука придает этому традиционному и, казалось бы, давно известному продукту? — Вы совершенно правы
— Китай без сои представить невозможно, и даже не представляете, какой научный потенциал сохраняется в этом продукте. Сейчас не будем углубляться в подробности, тем более что многие исследования ведутся в тесном взаимодействии с нашими коллегами из России. Мы стараемся объединять усилия по основным направлениям. Если же опираться на конкретику относительно нашей страны, то в КНР создана глобальная соевая научно-техническая система. В ее составе работают десятки лабораторий, больше сотни исследовательских станций.
Могу с уверенностью сказать, что система объединяет всех соеводов страны. Никто не остается в стороне. Эти многочисленные специалисты работают каждый по своему определенному направлению, но в итоге — на единый результат. У нас нет какой-либо разрозненности, и в ключевых вопросах все опираются друг на друга.
К слову, подобный подход касается не только соеводов. У нас порядка пятидесяти подобных систем, которые затрагивают научные исследования в самых разных отраслях. Общее количество научных сотрудников превышает 3000 человек. Китай — это страна инноваций, и нужно понимать, что сегодня уже мало что-то вырастить, собрать урожай или произвести. Нужно постоянно двигаться вперед и усиленно развиваться.
— Можно продуктивно поработать в плане исследований, получить хороший результат, но ведь ключевым этапом остается внедрение этих разработок в жизнь. Есть сложности в практическом воплощении новых технологий в сельском хозяйстве?
— Хороший вопрос. Одно из требований ко всем разработчикам — реальность возделывания новых культур и применения новых методов. Наука не находится в отрыве от жизни, и каждый шаг должен быть максимально понятен простому крестьянину. Все доносится доходчиво и предельно понятно. Новое не должно пугать человека на земле, оно должно приносить ему пользу.
Молодежь зарабатывает больше ученого
— Форсировать научные изыскания невозможно только привычными методами. В науке, как и в любой отрасли, всегда нужна подпитка кадрами, требуется свежая кровь с новыми взглядами. Как обстоят дела с привлечением молодых специалистов, насколько охотно китайская молодежь идет в науку?
— На протяжении последних 15 лет Китайская Народная Республика активно развивает научные учреждения, и в этом плане молодежи уделяется первостепенное внимание. В настоящее время действует программа, которая называется «1000 молодых ученых». Для участия в ней привлекаются самые талантливые, умные и трудолюбивые. Разработана система материальной поддержки, ведь бытовые сложности не должны отвлекать от главного. Приведу такой пример: специалисты младше 35 лет получают зарплату мирового уровня. Кроме того, каждая административная территория имеет собственный фонд поддержки научной молодежи. Иногда молодой человек получает больше, чем ведущий научный сотрудник.
Их не ограничивают в средствах на проведение исследований, есть возможность получать гранты, а лучшие студенты учатся за рубежом за счет нашего государства. Поощрение стремлений молодежи возведено в ранг государственной политики. Как итог — заниматься наукой престижно, у каждого ученого есть уверенность в завтрашнем дне, он чувствует стабильность.
«1000 молодых ученых» — так называется программа привлечения китайской молодежи в науку.
Китайские школьники читают Толстого
— Вы упомянули о тесном сотрудничестве с Россией. Какая роль нашей страны отводится в системе взаимодействия Китая с другими странами?
— Помимо серьезной государственной поддержки, на каждого китайского ученого возлагается и ряд серьезных обязанностей. Одна из них — налаживать и развивать собственные контакты за рубежом. Учитывая, что Россия рядом и у нее очень богатый опыт в сельскохозяйственной науке, нам очень удобно, интересно и полезно работать вместе. У граждан Китая, особенно это касается молодежи, большое желание для тесного общения. Безо всякого преувеличения: каждый китайский студент мечтает когда-нибудь в будущем стать на одну ступеньку с Менделеевым, а Московский государственный университет считается лучшим местом для получения образования.
Наши школьники читают Толстого, Некрасова и великого писателя, который бывал здесь у вас, рядом с нами, — Чехова. Я с удовольствием слушаю Чайковского, а моя жена много в свое время путешествовала по России. В одной из таких поездок даже побывал мой сын, правда, он познакомился с вашей страной еще до своего рождения. То есть мы говорим о том, что взаимные связи китайской и российской наук не ограничиваются только исследовательской работой. Разговаривая на разные темы, нам легче понять друг друга, выстроить всю цепочку общения. Мы знаем, с кем имеем дело, и больше доверяем друг другу в деловых вопросах. Для ученых КНР общение с российскими коллегами — это пример для подражания в налаживании контактов с другими странами.
— На ваш взгляд, есть еще какие-то препятствия в нашем взаимном общении?
— Отсутствие моста. Столько лет ведутся переговоры, и Китай со своей стороны готов реализовать свою часть проекта в самые короткие сроки… Не знаете, когда решится вопрос с мостом?
— Мне кажется, что после подписания крупного газового контракта между Россией и Китаем начался новый этап сотрудничества. У нас много разговоров о других направлениях совместной деятельности. Мы все понимаем, что вектор «восточного» развития нашей страны сейчас усиливается. Надеюсь, мосту найдется место в этом комплексе перспективных проектов.
— Приезжайте ко мне в Пекин, нам всегда будет о чем поговорить.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии