Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №40 (28982) от 14 октября 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
16 октября 2021,
суббота

Вагоноремонтники и бизнес-аналитики неоднозначно восприняли постановление правительства

Экономика

Накануне Дня железнодорожника Правительство РФ утвердило постановление № 737, которым вводятся дополнительные ограничения для эксплуатации вагонов с продленным сроком действия. Его задача — запретить операторам эксплуатировать вагоны с продленным сроком службы без сертификации. По оценкам специалистов, постановление — начало конца пути для ряда вагоноремонтных заводов. Практика уже показала: правовая база не готова, опыта нет, зато есть множество разнообразных противоречий.

Вагоноремонтники и бизнес-аналитики неоднозначно восприняли постановление правительства / Накануне Дня железнодорожника Правительство РФ утвердило постановление № 737, которым вводятся дополнительные ограничения для эксплуатации вагонов с продленным сроком действия. Его задача — запретить операторам эксплуатировать вагоны с продленным сроком службы без сертификации. По оценкам специалистов, постановление — начало конца пути для ряда вагоноремонтных заводов. Практика уже показала: правовая база не готова, опыта нет, зато есть множество разнообразных противоречий.
Фото: Андрей Оглезнев

Последние два десятилетия, до 1 августа 2014 года, процедура продления срока службы была проста: вагон, проездивший свой срок (например, 22 года), проходил капитальный ремонт и мог ездить еще 11 лет, а потом при некоторых условиях — еще 5 лет. Если теперь запретить продление и заставить списывать вагон ускоренными темпами, то за 5—6 лет можно полностью заменить все вагоны. С одной стороны, для безопасности, с другой — поддержать вагоностроителей. Впрочем, отметим, что зачастую причиной при сходе вагонов с рельсов, по сообщениям амурских изданий, звучит как раз-таки заводской брак относительно новых деталей. К примеру, в марте 2014 года излом боковой рамы грузового вагона на перегоне Ксеньевская —Кислый Ключ стал причиной почти шестичасовой задержки пассажирских поездов Хабаровск —Москва и Москва — Благовещенск.

40

вагоноремонтных предприятий по всей стране может быть закрыто после введения постановления Правительства РФ

Смотрим далее. По самым скромным подсчетам аналитиков, с принятием постановления «вне закона» и без какой-либо возможности пройти процедуру сертификации в одночасье оказалось около 300 тысяч вагонов, или 25% всего подвижного состава, находящегося на железнодорожной сети. «Против запрета выступили многие грузоотправители, потому что они понимают: если на рынок выйдет новый подвижной состав, то ставки предоставления вагонов вырастут. Ведь операторам придется отбивать расходы на новые вагоны, а это бремя ляжет на плечи грузоотправителей и в конечном счете на покупателей продукции, которую перевозят в вагонах. Часть операторов стала подумывать, а не зарегистрировать ли свою компанию в соседнем Казахстане, ведь, согласно договору о Едином экономическом пространстве, с 1 января 2015 года вагоны казахстанских компаний смогут свободно ездить по российским железным дорогам, а продления там никто не запрещал», — написал в своем блоге кандидат экономических наук, преподаватель на экономическом факультете РОАТ МИИТ (Москва) Фарид Хусаинов.

Генеральный директор ОАО «Федеральная грузовая компания» Виталий Евдокименко уверен — совокупные затраты на процедуру продления срока службы через модернизацию с последующей сертификацией составят около 152,4 миллиарда рублей, что в итоге сделает такой вариант продления экономически нецелесообразным. Выбытие значительного количества вагонов приведет к сокращению заказов на ремонт вагонов с продлением срока службы, к закрытию 40 ремонтных предприятий. А это значит, что туманна судьба российских вагоноремонтных заводов, среди которых единственный ремонтирующий подвижной состав на Дальнем Востоке — Свободненский.

Документ приведет к закрытию многих ремонтных предприятий и сокращению 15 тысяч рабочих мест, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока, уверены эксперты 

Его сотрудники помнят кризисные времена. Если в советские годы завод выпускал в месяц по 400 вагонов, то в постперестроечном 2006-м — около 20. Тогда еще в декабре здесь работало 650 человек, в июле уже около 430. Почти две недели работники бастовали и не скрывали пессимизма — их родное предприятие повторит печальную судьбу свободненских заводов — силикатного и «Автозапчасть». Несмотря на кризис, завод выстоял. В ноябре 2009 года на базе ОАО «Свободненский вагоноремонтный завод» был создан филиал общества с ограниченной ответственностью «Трансвагонмаш». Свою деятельность в области ремонта вагонов филиал начал 10 марта 2010 года после получения разрешения Федерального агентства железнодорожного транспорта на право деповского и капитального ремонта всех типов грузовых вагонов.

Сегодня Свободненский вагоноремонтный завод — крупное стабильное предприятие. Однако законодательное новшество вполне способно вернуть завод в кризисные двухтысячные. Ведь чтобы продолжить выполнять свою деятельность, вагоноремонтным предприятиям (их в России около 200, трудятся на них порядка 50 тысяч человек) нужно получить сертификат на право проведения работ по продлению в отношении каждой модели вагонов, а это — чуть более 1500.

Видя все нюансы постановления, глава РЖД Владимир Якунин обратился к Президенту РФ с критикой новых правил, согласно которым все модели грузовых и пассажирских вагонов с продлеваемым сроком службы (читай, которые проходят послегарантийное ТО с заменой устаревших деталей) подлежат сертификации. Это делает процедуру дороже и длительнее, создает дискриминационные условия для российских операторов, сетует Якунин. Такой поворот событий может отразиться как на удорожании услуг для всех категорий граждан, так и спровоцировать новую волну экономических проблем в регионах. Запрет на продление ударит по грузовладельцу, так как вернет рынок к тому времени, когда был дефицит подвижного состава и высокие ставки операторов. Как следствие — дефицит подвижного состава приведет к невывозу готовой продукции, задержкам поставок сырья. В конечном итоге это запустит цепную реакцию от производителей к покупателям и в проигрыше будут все.

К Президенту России Владимиру Путину с просьбой отложить начало процедуры обязательной сертификации подвижного состава обратился председатель Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей Николай Никифоров. Роспрофжел просит президента повременить и разобраться в ситуации, так как, по мнению профсоюзных лидеров, постановление правительства приведет к закрытию многих ремонтных предприятий и сокращению 15 тысяч рабочих мест, в том числе в регионах Сибири и Дальнего Востока.

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

Комментариев пока не было, оставите первый?
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

В октябре обязательную вакцинацию для некоторых категорий работников ввели 24 региона РоссииКоронавирус
У Скорпионов исполнится задуманное, а у Водолеев разыграется воображение: гороскоп на 16 октябряСоветы
В Благовещенске на левом берегу Зеи надвинуто семь пролетов нового мостаЭкономика
Благовещенские зоозащитники устроили фотосессию бездомным кошкам с физическими особенностямиОбщество
От 90 до 830 юаней: в Хэйхэ назвали предварительную стоимость проезда по мосту через АмурЭкономика
Вахтовикам Приамурья теперь доступен новый сервис МегаФонаНовости партнеров

Читать все новости

Экономика

В Благовещенске на левом берегу Зеи надвинуто семь пролетов нового моста В Благовещенске на левом берегу Зеи надвинуто семь пролетов нового моста
От 90 до 830 юаней: в Хэйхэ назвали предварительную стоимость проезда по мосту через Амур
Восемь тындинцев купили билеты на первый авиарейс до Владивостока
5 вопросов об африканской чуме свиней: про котлеты из зараженного мяса и «Мираторг»
Переход Благовещенска,Чигирей и Прогресса на долгосрочные тарифы принесет миллиарды в теплоснабжение
Система Orphus