— Щербаков на амурском спортивном олимпе  фигура заметная. Не потому, что вес 125 килограммов, а характер — тяжелее штанги. Организовал турниры, в том числе Кубок Амурской области, воспитал звезд мировой величины. Словом, дела в Благовещенске шли вполне успешно. Почему уехал?

— Здесь очень сложно развивать спорт, хотя и отгрохали такую Олимпиаду. Но, видимо, я не тем спортом занялся — пауэрлифтинг и бодибилдинг не являются олимпийскими. Поэтому решил уехать и попробовать силы в Чехии. Но благовещенский спортзал продавать не стал — мало ли, всякое бывает. Так что тыл оставил. Поэтому пока мотаюсь между Прагой и Благовещенском.

— Почему выбрал не Москву, где популярны бодибилдинг и фитнес? Почему не США, где культ тела. Почему Чехия, славящаяся водопадами, замками и пивом.

— Пиво чехи пьют, особенно в Пельзене, но чтоб «рогами в землю», как в Благовещенске в пятницу вечером, ни разу не видел. Про культ тела в Америке — это заблуждение, там просто много больших людей. В Москве, как правило, фитнес-клубы открывают как дань моде, чем спорту. С Прагой первый раз познакомился в 2007 году, город понравился не только архитектурой, но и самой жизнью. Никто не спешит, никто на тебя не кричит, не лезет в дела, в душу.

— Сложно было получить визу? Во сколько обошелся переезд?

— Виза пока туристическая, готовлюсь оформлять предпринимательскую. Пока имею право пребывания 90 суток каждые полгода. С 2014 года в Чехии разрешили двойное гражданство — может быть, воспользуюсь. У меня ушло на переезд примерно 1,2 миллиона рублей. Это 150 тысяч открытие фирмы, подготовка документов, два перелета в Екатеринбург по открытию визы. Чтобы получить прописку и иметь официальный адрес, надо на год снять квартиру, что я и сделал. Цена аренды однокомнатной квартиры в центре Праги с кухней, спальней и холлом на наши деньги — 17 тысяч рублей. Купил машину, но оформил ее на фирму, все это — гарантия моих серьезных намерений.

Чех, если купил абонемент, приползет в спортзал даже с ножом в спине!

— В чем идея твоего спортивного бизнес-проекта? 

— Это зал фитнеса, рассчитанный на широкий круг ценителей построения собственного тела. При этом, как и в Благовещенске, возможность заниматься в зале пауэрлифтингом на безвозмездной основе получают спортсмены-профессионалы и дети. Собственно, именно такая социальная идея заинтересовала чешские федерации, поэтому они оказали и оказывают всевозможную поддержку. В моем проекте принимают участие 15 федераций. Я зарегистрировал свою фирму, арендовал и оборудовал зал. Сам работаю тренером, готовлю к чемпионатам нескольких чешских спортсменов. 

— Нет опасений, что амурская модель бизнеса, очень специфичного, в Праге прогорит?

— Это вряд ли. Чех, если купил абонемент в спортзал, приползет на тренировку даже с ножом в спине! Это у нас можно не прийти, не удосужиться позвонить тренеру, который тебя ждет, теряя время и оплату. У них спорт — образ жизни. Однако в залах тренеры не сюсюкаются, как наши. Наблюдал такую картину. В зал пришла женщина средних лет­, никто к ней не вышел. Она выбрала тренажер, тщательно изучила инструкцию, прикладывалась и так и эдак, пока не поняла, как эта штука работает. На следующий день брала на абордаж второй. Несмотря на трудности, она будет упорно и без возмущений ходить в зал — тренировки нужны, в первую очередь, ей самой.

— Сложно было открыть свое предприятие?

— В Чехии есть лояльность и нет бюрократии. Приведу пример. Один русский знакомый больше года не платил налоги — просто не знал, как это делается. И когда его уведомила о визите налоговая — обрадовался. Приехали, поговорили, научили, никакой пени и штрафов — еще и ждали два месяца оплаты под честное слово. У меня трудностей тоже не возникло.

— Какие задачи себе ставишь?

— Идея на перспективу — сеть спортивных центров в Европе. Интерес к пауэрлифтингу и бодибилдингу у европейцев есть, с бизнесом пока все хорошо. Кстати, в Чехии эти дисциплины называются троеборье и культуризм — как в Советском Союзе.

Цены на продукты — райские для спортсмена 

Санкции сказались на уровне жизни в Чехии. Все продукты подешевели: у нас в кризис все дорожает, а у них экспорта нет, потому цены сильно упали. Потребителю, конечно, это на руку. Для меня так вообще рай, ведь спорт обязывает к правильному питанию. На 400 рублей или 120 крон я покупаю почти килограмм говяжьей вырезки, пакет молока, овсянки, десяток яиц, йогурт, творог, хлеб, воду, фрукты. Например, десяток яиц на наши деньги стоит 38 рублей.

ДОСЬЕ АП

Юрий Щербаков родился 22 сентября 1977 года в семье военного. С 6 до 12 лет вместе с родителями жил в Германии, в 1993 году семья приехала в Белогорск. Еще в школе увлекся тяжелой атлетикой, штангой. Делом жизни и профессией считает спорт, стаж в котором уже почти 20 лет. Образование: педагог по физической культуре и спорту. Имеет диплом, действующий в 25 странах мира, международной Академии бодибилдинга и фитнеса. С 2006 по 2013 год был председателем АОСОО федерации пауэрлифтинга IPF. С 2006-го также стал руководителем федерации NABBA WFF, возглавляет ее по сей день. За это время открыл два спортивных зала в Благовещенске с возможностью бесплатных тренировок для сборников, провел около 30 турниров, как регионального, так и международного уровня. Титулы: мастер спорта России по пауэрлифтингу, судья всероссийской категории по пауэрлифтингу. С апреля 2014 года живет в Праге.

Возрастная категория материалов: 18+