• Фото: Сергей Лазовский
  • Фото: Сергей Лазовский

ВЫБИРАТЬ БУДЕТ ШКОЛА

5,5

кг весят 6 учебников + 1 пособие для 10-го класса 

Планшетный компьютер для подрастающего поколения давно перестал быть диковинкой. Во вместительной памяти гаджетов сегодня не только развлекательные игры, но и художественная литература, интеллектуальные программы и интернет, в котором найдутся ответы на любые вопросы. Логичным продолжением такой тенденции стало и перемещение школьных учебников из печатного варианта в электронный.

512

граммов — вес планшета или электронной книги  

По закону с 1 января этого года все школьные учебники в России должны иметь электронную версию. Это условие стало обязательным для включения в федеральный перечень учебников. Так, уже с 1 сентября у учеников и учителей будет выбор, что брать в руки — старую добрую книгу или умный гаджет. Однако электронный носитель не должен просто копировать страницы печатного издания. Мобильная версия должна быть дополнена интерактивными элементами — изображениями, видеороликами, аудиофрагментами, тренажерами, лабораторными и проверочными работами. Учебник должен читаться минимум на трех операционных системах и воспроизводиться на любом устройстве, будь то компьютер, планшет, смартфон или интерактивная доска. Также обязательна возможность создания заметок и закладок.

Заменить бумажные учебники и пособия продвинутыми электронными или обучаться по старинке, решает каждое образовательное учреждение. Сколько амурских школ будет заниматься по-новому, станет известно после 15 апреля. До этого времени будут длиться опросы среди учеников, родителей и педагогов образовательных учреждений области. Пока руководители районных школ в очередь за новинкой не выстраиваются и однозначно ответить на вопрос, сделают ли электронные учебники образование более доступным, не могут. Ведь тогда школам больше не придется тратиться на бумажные учебники, однако нужно будет найти средства, чтобы обеспечить гаджетом каждого ученика.

Притом что дополнительных средств на закупку электронных версий учебников и носителей для них не предусмотрено.

— Каждое образовательное учреждение уже располагает определенной суммой на покупку учебной литературы, а какие выбирать учебники, печатные или электронные, они решат сами, — подтвердил АП начальник отдела общего образования областного минобра Евгений Комбаров. — Хотя вариант с электронными учебниками обойдется школам дороже, потому что в библиотеках уже имеется свой фонд бумажных учебников. При этом нужно различать финансовые возможности села и города.

ГЛУБИНКА — ЗА ПЕЧАТЬ

В сельских школах Приамурья педагоги признаются, что идея с электронными учебниками кажется им интересной и прогрессивной, но слабо реализуемой в ближайшее время. Большинство учителей голосуют за старую добрую печатную книгу не только по финансовой причине.

— Я за традиционный учебник: он для глаз полезнее, его в руках приятнее держать да и удовольствия от такой книги получаешь больше, — призналась АП директор Ивановской школы № 1 Татьяна Владимирская. — Вопрос перехода на электронные учебники мы даже не рассматривали: это очень дорого. Мы каждый год тратим от полумиллиона рублей и больше на приобретение учебников. Учитывая тот факт, что федеральные списки постоянно меняются, деньги уходят на то, чтобы соответствовать требованиям.

Отдельно приходится покупать лишь рабочие тетради, чтобы сдавать их на проверку, все остальное умещается в планшете.

Поддерживают коллегу и представители других сельских школ, столкнувшиеся с теми же проблемами.

— Мы провели общешкольное собрание, на котором было решено продолжать пользоваться бумажными книгами и по возможности приобретать электронные, какие именно, еще неизвестно, — рассказала директор средней школы села Грибского Благовещенского района Светлана Колобова. — И заработает эта система, только если у всех детей будут планшеты.

Педагоги из глубинки уверены, что идея себя оправдает, если на реализацию первоначального этапа будут выделены дополнительные средства. В том, что муниципалитеты смогут потянуть такие затраты самостоятельно, в районах сомневаются. Насколько экономически выгодно покупать электронные учебники с планшетами вместо бумажных книг, они также не знают.

СКАЧАТЬ ПРОЩЕ

Зато некоторые городские школы разглядели выгоду в использовании электронных версий сразу же. Так, в благовещенском лицее № 6 десятиклассники уже год носят в школу вместо книг планшеты.

— Нам не хватало средств на покупку учебников: очень много ушло на начальную школу, а десятые классы остались без литературы, — рассказала директор лицея № 6 Елена Евглевская. — Мы вышли из положения тем, что по акции закупили в магазине планшеты, закачали туда все необходимые учебники и выдали их десятиклассникам. Через два года они вернут гаджеты в школу, и по ним будут заниматься другие ребята.

Подкупило педагогов и удобство современной техники: скачивать и удалять ненужные учебники куда проще, чем избавляться от килограммов бумажных книг. Опять же молодежи работать с гаджетами интереснее и легче.

В будущем учебном году за электронные учебники здесь сядут также пятые и шестые классы, которые занимаются по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Учебники для них очень дорогие, они уже есть в интернете, поэтому их проще скачать, чем покупать, уверены в заведении. Кстати, в лицее преподают с планшета и многие молодые учителя, в то время как педагоги старой закалки по-прежнему довольствуются бумажными книгами, мелом и доской.

ВМЕСТО ИГР — УРОКИ

Обеими руками за электронные учебники голосуют и родители многих амурских школьников. Вспоминая дефицит художественной литературы, необходимость отсвечивать друг у друга пособия и задачники, мамы и папы поддерживают внедрение гаджетов в учебный процесс. «Все равно они со своими планшетами неразлучны: ведь там музыка, игрушки и социальные сети, пусть уже по ним учатся», — говорят родители.

— Я уже три года занимаюсь по электронным учебникам, все их бесплатно качаю из интернета, правда они не самые новые, от двухтысячных годов издательства и выше, — говорит благовещенский одиннадцатиклассник Денис Андреев. — Поначалу учителя часто подходили и проверяли, чем я там занимаюсь в айпаде. Теперь уже все привыкли, большинство одноклассников тоже обзавелись планшетами и ридерами, никто не хочет таскать гору учебников.

Электронная книга не будет копией печатной, ее дополнят изображениями, видеороликами, аудиофрагментами.

Родители Дениса сразу ощутили пользу от технического прогресса на семейном бюджете. Раньше на учебную литературу в год уходило больше десяти тысяч рублей. Сейчас этих трат нет.

— Радует и то, что у ребенка с планшетом есть возможность в любой момент получить много дополнительной информации в интернете, а моему сыну с ослабленным зрением можно еще и увеличить шрифт при чтении объемных текстов, — добавила мама школьника Лариса Александровна. — Однако есть у планшетов и минус: не каждый ученик имеет силу воли, чтобы сорок минут заниматься делом, не отвлекаясь от темы и не открывая в браузере дополнительные вкладки и игры.