«В "МЕДВЕЖИЙ УГОЛ" ПРИДЕТ НОВАЯ ЖИЗНЬ»

— Павел Алексеевич, проект «Петропавловска» по развитию золотодобычи в Селемджинском районе вошел в число шести дальневосточных проектов, получивших господдержку. Что эта новость значит для Амурской области?  

— Большое удовлетворение вызывает тот факт, что правительство включило наш проект в ту шестерку, которая будет финансироваться. Мы ждали этого. Это важно не только для Петропавловска, это важно для Амурской области. Обеспечение севера электроэнергией означает экономическое оживление: больше и налогов, и рабочих мест. С экономической точки зрения это чрезвычайно важный проект не только для мощностей «Петропавловска», но и других предприятий. В этот «медвежий угол» придет новая жизнь, современная инфраструктура.

 По оценкам наших геологов в Селемджинском районе сосредоточены значительные ресурсы (о запасах пока рано еще говорить) всевозможных минералов, в том числе драгоценных металлов. Там есть наверняка и железные руды, и никелевые, но они «объемные», для их добычи и транспортировки нужно не только электричество, но и железнодорожная инфраструктура. Это дело будущего, а вот те полезные ископаемые, которые позволяют эффективно работать с незначительными объемами вывоза, такие как золото, драгоценные металлы, концентраты редкоземельных металлов, там все это можно производить. Это даст толчок к освоению еще одного белого пятна на геологической карте нашей страны.

— То есть в скором времени, кроме «Петропавловска», в Селемджинском районе могут появиться новые недропользователи и инвесторы?

— По нашим данным, там есть перспективы редкоземельных металлов, которыми наверняка заинтересуются компании, профессионально занимающиеся этим. Включение этого проекта в «список шести» произошло не в интересах одной компании или отрасли. Это очень важный толчок для экономики — именно так мы и докладывали правительству.    Инфраструктурные проекты важны сами по себе для региона. Например, это даст возможность поставлять энергию на Огоджинское угольное месторождение. Насколько мне известно, серьезная компания, которая интересуется этим месторождением. И это только один наиболее очевидный объект, я уверен, что еще много перспектив.

— В чем именно будет заключатся государственная поддержка?

— Государство берет на себя финансирование строительства линии 220 киловольт-ампер от Февральска до подстанции Рудная, как мы ее называем — Коболдо. Проектная документация уже подготовлена, так что стадия проработки высокая. Те инвестиции, которые должны были сделать мы — «Петропавловск», поскольку это государственно-частное партнерство, мы уже произвели. И Албынский рудник построен, и Маломырский — большая часть доли, положенной частному инвестору, уже внесена.

— Для чего нужна новая линия? Как сейчас предприятия обеспечиваются электроэнергией?

— Сейчас там есть электроэнергия, но она практически исчерпана, ее не хватает. Да и ветка, по которой она идет, очень изношена, так что часто случаются сбои в электроснабжении. Установление нормального электроснабжение территории — это первый момент, а второй момент — это развитие. Как наших Албына и Маломыра, у которых есть перспективы расширения производств в соответствии с запасами, так и новых предприятий. Для развития необходим избыток электричества, но его нет. На дизелях, которые, кстати, мы включаем время от времени, большого предприятия не построить. Их использование экономически не эффективно. Любое расширение с учетом дизелей было бы экономически убыточно и невозможно.

— Когда начнется строительство новой линии электропередачи?

— Я очень надеюсь, все будет развиваться динамично и, возможно, строительство начнется уже в этом году. Я очень надеюсь на поддержку нового губернатора. Я встречался с ним на днях, мы обсуждали, в том числе этот проект. Он живо интересуется. Мне эта встреча понравилась, как понравился и подход Александра Александровича в целом. Он оказался целиком в курсе этого проекта и других проектов «Петропавловска», золотодобычи как отрасли. Уверен, что мы будем эффективно взаимодействовать.

«Молодость Александра Козлова в сочетании с профессиональным опытом — он ведь работал и в бизнесе, и в ЖКХ, и в правительстве, и на муниципальном уровне — это достоинство».

У меня сложилось позитивное мнение относительно будущего области с таким губернатором. Я видел многих государственных управленцев и с точки зрения своего возраста я могу сказать, что приход нового менеджмента, смена поколений — это очень хорошо. Молодость Александра Козлова в сочетании с разносторонним профессиональным опытом — он ведь работал и в бизнесе, причем недропользовательском, и в системе ЖКХ, и в правительстве, и на муниципальном уровне — это достоинство. Молодость и опыт — это и новые знания, и новые подходы, и новая методология. В нашей компании мы тоже придерживаемся политики, что обязательно должны расти новые кадры, которые часто оказываются не менее эффективны, чем люди, которые обременены штампами и консервативными подходами. Я вспоминаю фильм «Щит и меч», где Иоганн Вайс, наш разведчик, продвигаясь по служебной лестнице, на вопрос «не слишком вы молоды», ответил, что «молодость — это тот недостаток, который я исправлю со временем». Так что я считаю назначение Козлова позитивным, тем  более что его порекомендовал Олег Николаевич Кожемяко, который знает, кому можно доверить продолжить начатое им. Я доверяю и Кожемяко, и тем более Владимиру Владимировичу Путину, который согласился с его рекомендацией. Поэтому наш настрой с первого дня — эффективно взаимодействовать, работать вместе во имя Амурской области.

— Не планируйте сами вернуться в политику? Новые условия создают, как известно, новые возможности. Области в течение двух лет предстоят выборы не только губернатора, но и в Законодательное собрание и в Государственную Думу…

— Время от времени моя кандидатура почему-то всплывает в политическом контексте. Сколько работаю в Амурской области — столько лет меня прочат  на какой-нибудь избираемый пост. Как известно, я ушел с первого занимаемого мною политического поста — поста члена СФ от Амурской области, чтобы заняться производством, работой в компании, что сейчас и делаю. Так что ни с точки зрения моих амбиций, ни с точки зрения моих жизненных планов предлагать свою кандидатуру ни на какой пост вне «Петропавловска» не планирую.

Наверное, стоило уйти и вернуться, чтобы окончательно убедиться, что именно «Петропавловск» — это дело моей жизни, единственное место работы, где я могу быть счастлив, где чувствуешь себя на своем месте. А испытывать удовлетворение от труда — наверное, важнейшая радость, которая может быть у человека вне семьи, в социальной жизни.

«У ЗОЛОТОГО НАПРАВЛЕНИЯ БОЛЬШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ»

— Последний год много было разговоров про проблемы «Петропавловска». Сейчас стали говорить и о том, что компания со своими проблемами справилась. Правда ли это? Какие перспективы вы видите в ближайшее время, какие задачи предстоит решить?

— Я вижу большой потенциал в компании. Горячая проблема, которая стояла перед нами — реструктуризация долга, особенно зарубежного, решена. Соглашения подписаны, компания работает в нормальном режиме. Но экономическая ситуация существенно не изменилась — цена на золото продолжает оставаться депрессивной. К сожалению, драматически падает цена на железную руду и на ильменитовый концентрат, который производит Олекминский рудник. Уменьшение стоимости рубля на какое-то время поддержало и продолжает оказывать положительный эффект для золотодобывающей части нашего предприятия, но падение цен на железорудный и ильменитовый концентраты было столь стремительным, что предприятие работает с большим напряжением. Так что с решением долговой проблемы мы выиграли сражение, а не войну. Впереди еще достаточно много напряженных новых битв. С другой стороны, я вижу очень большие перспективы в развитии золотого направления. У нас интересные положительные результаты по геологоразведке. У нас крупное производство, крупные запасы упорных руд, которые нужно перерабатывать инновационными методами — через автоклав.

Мы планируем  реализовывать автоклавный проект собственными силами, не прибегая к дополнительным заимствованиям. В первую очередь автоклав будет перерабатывать руду Маломыра, но мы знаем и имеем в виду, что по соседству — в Забайкальском крае — также большое количество упорных руд. Так что перспективы большие. И работа предстоит немаленькая. Впереди — решение огромных, сложных, всепоглощающих задач, которые не оставляют времени для личной жизни. Именно в этом и вижу свое существование, свое место на тот период, который мне отведен.