Репортаж с посевной: крупные хозяйства вышли на сев сои, а мелкие фермеры ждут тепла

Просмотры: 7075
Комментарии: 0

«Подъезжайте к нам на базу, точно не заблудитесь — вас встретят Ленин и Маркс», — пообещал фермер из Великокнязевки Белогорского района Андрей Краснослободцев, когда мы договаривались с ним посетить его поля, где в начале июня взойдет соя. Свои почти 600 гектаров он подготовил к посевной еще с осени. Но пока начинать сев культуры-кормилицы не спешит — говорит, подождет, когда окончательно потеплеет. Его коллеги из других районов Приамурья уже вывели в поля сеялки — с начала мая хозяйства засеяли соей в общей сложности 97,6 тысячи гектаров — это 11,7 процента от всех запланированных под бобовую культуру площадей. Почти треть засеянных гектаров пришлась на долю хозяйств Тамбовского района. Раньше и активнее всех за сев взялись крупные предприятия, которым за короткие сроки нужно успеть освоить большие площади. Многие мелкие фермеры, такие как Краснослободцев, еще ждут более удачной погоды. Чем грозят аграриям начавшиеся на территории области затяжные дожди, как живут мелкие хозяйства и чем кризис помог амурским растениеводам — читайте в этом материале.

Племянника фермера назвали в его честь.

Рожденный в СССР

На территорию базы фермерского хозяйства Андрея Краснослободцева мы въезжаем под суровыми взглядами вождя мирового пролетариата и основоположника марксизма, застывших над воротами, как часовые родины. Их бюсты (которые, как считает сам фермер, он спас от забвения) появились здесь не потому, что владелец — ярый коммунист. А потому, что рожденный в СССР и «любит все красивое». По этой же причине на въезде в его родное село с названием благородных кровей — Великокнязевка — три года назад на старой стеле он установил новую красивую табличку. «Такой нет даже в Белогорске!» — не скрывает гордости фермер.

Высокий, с озорным взглядом, Андрей не стесняется того, что не имеет профильного образования — за плечами курсы шоферов, армия и освоенная еще в школе профессия тракториста. Говорит, отсутствие диплома не мешает ему уже 18 лет заниматься сельским хозяйством — пробелы в знаниях восполняет многолетний опыт. А возникающие вопросы всегда можно обсудить с коллегами-фермерами, которых в небольшой Великокнязевке (790 жителей) зарегистрировано 12. «Мы, наверное, самые молодые фермеры в округе — нам еще и 40 нет. Только на ноги встаем», — говорит его жена Наталья, которая ведет всю документацию хозяйства.

600

гектаров засеют соей в этом году работники ИП Краснослободцева. 5 человек трудятся в ИП Краснослободцева, включая трех трактористов, механика и отца самого фермера

После армии Андрей успел поработать в здешнем колхозе им. Ленина, где всю жизнь трудился трактористом его отец, до сих пор помогающий ему в полях. После развала хозяйства в 1997 году технику и землю поделили между работниками. Андрей Краснослободцев, получив трактор, вместе с родственниками занялся растениеводством. А в 2007 году понял, что пришла пора открывать собственное ИП. С тех пор он обзавелся производственной базой на окраине села, где стоят склад, большой гараж, два КамАЗа, три комбайна, погрузчик, бензовоз и пять тракторов.

— Кредит мы брали один раз — чтобы перекрыть крышу склада. А все остальное своими силами. Я бы и взял кредит на новый комбайн, но нужно тонну справок собрать. Так что пусть техника немолодая — комбайны 80-х годов, но зато мы никому не должны, — говорит Андрей, лихо выворачивая баранку джипа на ухабистой дороге, ведущей к полям, которые он пацаном излазил вдоль и поперек. Эти бывшие колхозные поля теперь у него в собственности — всего почти 400 гектаров, и еще около 200 гектаров в аренде.

Чем техника дышит

Мы приезжаем на поле в обеденное время и застаем трактористов за нехитрой полевой трапезой, которую они разложили прямо на дискаторах.

— У меня нет такого трактора или комбайна, за рулем которого я бы не сидел. Я знаю, чем каждая машина дышит, — говорит фермер. — Если нужно, я сам в ночь в поле выйду. Этой ночью отец выходил дисковать: у нас один дискатор на «Кировец», и мы стараемся его использовать по максимуму.

Землю под посев подготовили еще с осени, а сейчас боронуют и дискуют еще раз. В конце каток прикатывает почву, чтобы влага, которую так любит соя, не испарялась из нее. Еще через 10 дней почву снова обработают культиватором, чтобы уничтожить сорняки.

— Начнем сеять не раньше 22—25 мая, как обычно. Для сои нужно тепло — чтобы ночью было не ниже +15 градусов, а сейчас всего +7, — объясняет владелец земли.

За рулем — Шумахер

Почву готовят к посевной три трактора, один из которых на наших глазах скрывается за горизонтом, отправляясь на второе поле, — за его рулем местный Шумахер тракторист Вова, получивший прозвище за лихую езду на сельхозтехнике. Все работники бригады — местные и не первый год трудятся в хозяйстве.

— Сейчас выхожу в поле к 9.00 и работаю до 18.00. Но бывает, что и ночуем на поле в вагончике — спим по 4—5 часов и опять на трактор, — рассказывает житель Великокнязевки Евгений Свистун, работающий на «Кировце».

Коллектив в хозяйстве постоянный из-за того, что работники сами заинтересованы в высоком урожае, считает владелец.

— Бригада сложилась — и их все устраивает, и меня. По договоренности, четверо работников делят между собой 15 процентов урожая. Поэтому получается, что здесь все мое, но и их тоже — и за техникой они смотрят, как за своей собственной, — поясняет он. — В их интересах вырастить хороший урожай.

15-17

центнеров с гектара в среднем в прошлом году собрал с полей Андрей Краснослободцев

В прошлом году как раз такой урожай и собрали с полей. «Мы сгрузили сою на склад, и я ходил по ней, доставая до потолка», — вспоминает он. Желающих купить сою — хоть отбавляй. И фермеры имеют возможность выбрать более выгодное предложение или придержать урожай, пока соя не вырастет в цене. В этом году кризис вызвал подорожание не только горючего и гербицидов, но и сои — Китаю стало выгоднее закупать ее, и спрос на бобы вырос, а вслед за ним и цена на них.

— Осенью соя стоила 16 рублей за килограмм, а зимой мы продавали ее уже по 25. Последнюю вывезли не так давно. Сейчас переправа на Китай закрылась, цена падает — за килограмм уже дают 19 рублей, — вводит в курс дела Андрей.

На посевную он заготовил 60 тонн семян среднеспелых амурских сортов «сойер» и «лидия». Все они, перебранные практически вручную, стоят на складе в мешках, дожидаясь своего часа.

«Если невыгодно — бросайте!»

На обратном пути Андрей устраивает нам экскурсию по родному селу, в котором всего четыре длинные улицы. «Видишь, какая дорога разбитая — тут уже не моя территория. А на своей территории я дороги грейдирую», — говорит он, сворачивая на улицу Садовую, на которой родился и живет всю жизнь и где в каждом втором доме живут его родственники. Сюда он не так давно за свои деньги привез два КамАЗа асфальта, чтобы вместе с односельчанами сделать ямочный ремонт. Мыслей уезжать из Великокнязевки у него никогда не было.

— А мне здесь хорошо. Меня в Таиланд не тянет. Я и здесь отдыхаю: прихожу на работу и отдыхаю, — смеется фермер. — И в город не хочу. У вас в городе нет места душе. А здесь вышел вечером во двор — птицы поют, собаки лают, тишина!

К разговорам о кризисе фермер относится скептически.

— Многие жалуются: «цены выросли», «посевная подкралась незаметно», а сами на джипах ездят, — улыбается он, сидя за рулем Mitsubishi Pajero. — Ну если так невыгодно — бросайте! Мы землю брать будем! Сейчас расширить посевную площадь невозможно — вся земля разобрана. Что у меня в планах? Жить как можно лучше, достроить дом и завести лошадей: не на мясо, а так — для души.

Дождь затормозил посевную

В Приамурье пришли дожди, которые, по прогнозам, будут идти в области до конца недели. Такая погода только на пользу уже посеянным культурам — это пшеница, ячмень, овес и частично соя. Сев бобовой культуры в области стартовал в первых числах мая. Хотя, по словам специалистов, хозяйства, вышедшие сеять в начале месяца, сильно рискуют урожаем из‑за внезапного похолодания, которое было на майских праздниках.

Сейчас подошли оптимальные сроки для посева сои, который нужно закончить до 5—10 июня. И дождливая погода мешает хозяйствам в полную силу взяться за сев. В некоторых районах из‑за дождей во вторник и среду техника не выходила в поля. Активнее всего соей занимаются в Тамбовском (27,7 % от запланированных площадей), Октябрьском (16,8 %), Ромненском (15,7 %) и Благовещенском (14,5 %) районах. Сев ранних зерновых в регионе завершается. Пшеницу аграрии закончат высевать на этой неделе, овес — до 20—25 мая. А вот для сева ячменя уже прошли оптимальные сроки. В Зейском, Сковородинском, Магдагачинском районах не смогли провести сев ранних зерновых из‑за переувлажненной почвы. В итоге ранними зерновыми в Приамурье пока засеяли 91,2 % от отведенных им площадей (146 тысяч гектаров).

Амурская посевная-2015* (в тысячах гектаров)

Соя — 831,2 всего по плану — засеяно 11,7 % (97,6)

Пшеница — 103,5 всего по плану — засеяно 99,7 % (103,1)

Овес — 27,4 всего по плану — засеяно 62 % (17)

Ячмень — 28,5 всего по плану — засеяно 89,6 % (25,6)

Кукуруза — 19,5 всего по плану — засеяно 20 % (3,9)

Кормовые культуры — 22,4 всего по плану — засеяно 32 % (7,1)

Овощи — 0,697 всего по плану — засажено 11 % (0,229)

Картофель — 2,2 всего по плану — засажено 55 % (1,2)

* Источник: сводка министерства сельского хозяйства Амурской области на 13 мая

Информация предназначена для лиц старше 18 лет
Контент может содержать сцены курения табака. Курение вредит здоровью