«Сначала я любила больше» 

Амурский поэт и московский математик встретились в 60-х в Москве у общих друзей.

— Когда я его увидела, то сразу поняла — это мой муж, — вспоминает Наталья Марковна. — Я заметила, что у него очень широкие брюки — какие-то неприлично широкие. Но меня это не смутило. Когда заиграла музыка, начались танцы, Лёня встал, чтобы пригласить, — я первая вскочила и пошла ему навстречу. От него шли токи добра и таланта. Наверное, в начале я была в него больше влюблена. Но потом он меня очень сильно полюбил.  

Они начали встречаться, а через месяц Завальнюк собрался в Благовещенск. «Я тогда много работала и мечтала о гриппе — чтобы заболеть и отдохнуть, — с иронией рассказывает Наталья Марковна. — Перед отъездом он написал мне на книжке: «Девочке Наташе вместо гриппа: если я вам понадоблюсь, приезжайте в Благовещенск по этому адресу».

И она приехала. В амурской столице, где Завальнюк состоялся как поэт и где были опубликованы его первые сборники, она была дважды по несколько месяцев. Они жили в маленькой квартирке в Милицейском переулке. Спустя пятьдесят лет Наталья Марковна побывала в этих стенах.

— Это самое сильное впечатление — наша квартира, где мы жили с Лёней, — признается Наталья Завальнюк. — Там остался шкаф, в котором лежали наши вещи, на том же месте стоит диван. Что-то всколыхнулось. Мальчик, который там живет, показал картины и сказал, что их Лёня рисовал. Но я посмотрела и сказала — это не он.

Одно из главных воспоминаний Натальи Завальнюк о жизни в Благовещенске — рыбалка. «У нас была моторная лодка. Мы ездили на Зею, там у нас было любимое местечко, — рассказывает супруга. — Лёня считал себя непревзойденным мастером рыбной ловли. Но готовить еду на реке мы не любили. Поэтому Лёня садился в лодку, ехал в какое-то тайное место (до сих пор не знаю какое) и привозил мне котлеты. В память тех дней мы обязательно поедем на рыбалку на Зею!».  

«Я вышел замуж за москвичку» 

В 1964 году Леонид Андреевич принимает непростое решение: переехать в Москву. «Я вышел замуж за москвичку», — спустя годы с юмором объяснял он причину переезда. Понимал, что Наталья не сможет жить в Благовещенске, и не хотел ее терять. Но, сменив прописку, он не изменил любимому городу.

— Первые месяцы я много работала, а Лёня очень тосковал, — рассказывает Наталья Марковна. — Ему было тяжело, он считал, что в Москве все люди неестественные, что каждый человек носит маску. А в Благовещенске все настоящие, масок нет. Потом мы приспособились, и он начал уезжать туда на месяц-полтора».  

— У него всегда на устах был Благовещенск! — вспоминает Варвара Арбузова, дочь драматурга Алексея Арбузова и давний друг семьи. — Он всегда говорил: «Я могу работать только в Благовещенске!» И если в Москве намечались какие-то важные события и мы просили его остаться, он возмущенно заявлял: «Что значит остаться?! Я еду в Благовещенск!»

По словам супруги, она никогда не ревновала его к маленькому городу на Амуре.

— Я считаю, что если человек так верен городу, как люди верны жене, мужу или другу, то он никогда не изменит. И то, что Лёня не изменял Благовещенску, давало мне силы думать, что мы долго проживем вместе, — говорит Наталья Марковна.

С годами поездки стали реже, Леонид Андреевич ждал вдохновения в тихой московской квартире. «Он работал каждый день, потому что считал: когда придет вдохновение, будет нужен железный профессионализм», — говорит супруга поэта.

Новые стихи через всю страну он по телефону читал благовещенскому другу — литературному редактору Марку Гофману. «Если Марк был очень доволен, Лёня тоже был очень доволен. А если Марк говорил: знаешь, что-то в концовке не то, то Леня клал трубку и расстраивался. А я сразу говорила: «Все то! Просто Марк не почувствовал!» — с улыбкой признается самый строгий критик поэта.

Любимой жене Завальнюк посвятил много стихов, но читать их на публику Наталья Марковна не любит. Признается: «Боюсь рассыпаться, он для меня жив». Но все же цитирует строчку стихотворения, которое муж написал ей, когда сердился: «Какая царская осанка у этой женщины пустой».

Самое счастливое время

Третий приезд в Благовещенск для 77-летней Натальи Завальнюк — это второе дыхание. С понедельника в областном центре начались мероприятия, посвященные творчеству поэта под общим названием «Леонид Завальнюк. Возвращение». Их вдохновителем и организатором стал Игорь Горевой, министр внешнеэкономических связей, туризма и предпринимательства области и поклонник творчества Леонида Андреевича. Уже состоялось открытие мемориальной доски в честь поэта на здании БГПУ, выставка его картин в областном краеведческом музее. Впереди — постановка в театре драмы и концерт в ОКЦ.

— Мне все жутко нравится, — делится эмоциями Наталья Марковна. — Я летела и думала, что буду здесь очень тосковать по Лёне. А оказалось, в городе такое внимание к нему! Такое возвращение в Благовещенск — это не только его, но и мое возвращение. Если меня спрашивают, когда я была больше всего счастлива, я отвечаю: в Благовещенске и в конце жизни. Старость с Лёней — это было счастье. И именно в старости я поняла, как много он сделал над собой усилий, чтобы жить со мной в Москве.