О чаевых
Я служила в армии, когда нашу часть перевели за город. Ездить туда стало неудобно, и я задумалась о смене профессии. Как-то увидела объявление по телевизору: в новый ресторан требовались официанты. Я пошла на собеседование, меня увидели и сразу сказали «Да, нам именно такие и нужны!» Наверное, это из-за роста. Во мне 1 метр 78 сантиметров. Людям это нравится. Тогда я уволилась из армии и стала работать официанткой.
Если я бываю в ресторанах, то всегда оставляю официанту на чай. Считаю, если у тебя нет денег, не надо ходить в кафе. Зайди лучше в магазин, купи продуктов и поешь дома.
Сначала я даже жалела об этом шаге. Коллектив ресторана был далеко не дружным. Эта сфера с неохотой принимает новеньких, там каждый за себя. Все дружат только, когда выходят на улицу, а на работе — соперничество, зависть, иногда козни. Конечно, все из-за богатых клиентов и их чаевых.
Я не ожидала, что останусь в этой профессии надолго. Думала, попробую, посмотрю, денег подзаработаю. В итоге проработала в этой сфере 23 года и продолжаю дальше. Очень сложно уйти из профессии опять же из-за чаевых. Тяжело отказываться от денег, которые каждый день имеешь. Помню, в самом начале, в девяностых, зарплата была 80 рублей, а чаевых в день мы зарабатывали по 25—50 рублей! Зарплата шла просто как приятный бонус, от этих денег мы никогда не зависели. Но чаевые — это совсем другое, это всегда живые деньги в руках. Ресторан был моим папой, мамой, бабушкой и дедушкой. Чаевые были у всех официантов, но потратить их с умом мог не каждый. Многие девчонки профукали все деньги, потому что на них кормили, одевали и обували мужичков, с которыми жили. А мне на те же самые деньги удалось купить квартиру!
О сдаче мелочью
Самое интересное, на чай официанту обычно дают люди попроще. Богатые, бывает, обещают-обещают отблагодарить, а когда дело доходит до оплаты счета, отправляют рассчитываться свою жену. А вообще надо просто понравиться клиенту, тогда он и на чай даст. Нас всегда учили, что официант — это психолог. Подходя к человеку, он уже должен знать, что ему предложить и как это сделать. Я сама по себе открытый человек. Я всем нравилась, даже женщинам.
В конце своей трапезы такие люди всегда заказывают мороженое. Когда официант уходит за ним, клиент просто растворяется в воздухе.
Помню, был у нас постоянный клиент, приезжал из Владивостока. Всегда хорошо оставлял на чай и из этой крупной купюры складывал кораблики, лебедей, фигурки разные. Было приятно его обслуживать. И вообще к внимательным и вежливым клиентам отношение особое. Даже если тебя по заднице шлепнули. Смотришь, кто. Если хороший клиент, то это вроде бы и ничего страшного. А другого можно и послать куда подальше.
Хорошо чаевые давали раньше, но в последние лет пять ситуация изменилась. Клиент уже не тот. Тетеньки приходят в кабак потанцевать, берут на двоих салатик и бутылку водки. Мужички тоже стали более прижимистыми.
Кстати, для клиентов, которые не дают чаевые и упорно сидят и ждут свою сдачу, у нас есть специальная банка с мелочью. Она общая, сдачу из нее приносят таким жадинам в стеклянной тарелочке. А человек автоматически попадает в черный список клиентов. Когда он придет в следующий раз, к нему долго никто не будет подходить!
О свадебных сюрпризах
Я никогда не стеснялась своей профессии. Но знакомые мне никогда не верили, что я официантка! А клиенты даже пару раз писали на салфетке: мол, с вашей внешностью вам надо не здесь работать. Только однажды родственница сказала мне, что я прислуга. Тогда я ответила ей, что мы все прислуги и обязательно кому-то прислуживаем, в том числе дома. Только кто-то делает это за деньги, а кто-то — бесплатно.
Мне всегда нравилась моя работа, на ней не бывает плохого настроения. Приходишь и попадаешь в какой-то кураж. Наверно, так действует музыка, запахи блюд, накрахмаленные салфетки. Создается ощущение праздника. Официант видит много народу и чувствует, что сегодня хорошо заработает.
Даже работа ночами не была мне в тягость. Наоборот! Работа сильно затягивает, и жизнь пролетает махом. Если ты пришел в эту профессию с семьей, то дай бог, чтобы она сохранилась. А если ее не было, то ты остаешься один и личной жизнью некогда заняться. Есть время на короткие встречи, которые становятся удобны, потому что ты ни от кого не зависишь. Это устраивает много лет, но время уходит. Не потому что ты плохой, а потому что ты уже в людях хорошо разбираешься, а в мужиках — и подавно. Всему этому учит работа. Там все перед тобой, как раскрытые книги.
Часто мы обслуживали свадьбы. Самые необычные торжества всегда были у цыган. Идет свадьба, все пляшут, пьют, едят. У молодоженов наверху заказан люкс. Они уходят туда, потом возвращаются. Жених показывает всем простыню, по которой видно, что невеста была девственницей. И свадьба продолжается дальше. Однажды мы спросили, а вдруг девушка не окажется невинной. Выяснилось, что тогда ее возвращают родителям. Они же оплачивают банкет на 200—300 человек, а все гости собираются и уезжают. Слава богу, такого не бывало!
Еще всегда запоминались армянские свадьбы. Там всегда много народу, очень весело. Столы накрывают множеством национальных блюд. А однажды я обслуживала такую свадьбу в свой день рождения. Когда они узнали об этом, то сами накрыли нам стол из своих блюд и алкоголя, где мы с коллективом отмечали мой праздник параллельно с их свадьбой.
О тех, кто не любит платить
Есть у нашего коллектива любимый клиент, мы называем его Бриллиант. Потому что это очень редкий и ценный человек. Хороший русский парень. На 8 Марта он заказал лимузин, всем нашим девчонкам купил по букету цветов, а коллектив у нас немаленький. На лимузине катал нас по городу. Кому расскажи, не поверят, а бывают и такие люди!
Мы всегда помним своих клиентов и особенно, что они ели. Бывали разные случаи. Серьезный дядечка при должности ел, ему позвонили, он собрался и ушел. Рассчитаться просто забыл, видать, проблема, озвученная ему по мобильнику,оказалась куда важнее того, что он только что поел. Когда он пришел в следующий раз, я ему напомнила, что он заказывал. Ему было очень неудобно из-за своей оплошности. Но он уже не помнил, что ел, а я все помнила!
Бывали и клиенты, которые просто любят поесть на халяву. Как сейчас помню, пришла девушка в пушистой кофте. Заказывает блюда, шампанское, ест, пьет. Я смотрю на нее и вижу, что денег у нее ноль. Но я обязана вынести ей заказ. В конце своей трапезы такие люди всегда заказывают мороженое. Когда официант уходит за ним, клиент просто растворяется в воздухе. Он может даже сумку оставить, мол, вышел на минутку. Но, когда начинаем ее проверять, сумка абсолютно пустая. За таких клиентов приходится вкладывать свои деньги. Не удивлюсь, если они до сих пор ходят из ресторана в ресторан.
Каким бы плохим клиент ни был, я никогда не мщу. Могу только долго не подходить. Чтобы другие официанты в чай плевали или что-то подобное делали, тоже не слышала. Но если вдруг он несет котлетку, а она упадет и закатится куда-нибудь, да, он поднимет, положит обратно на тарелочку и пойдет дальше. Потому что это стоит денег.
Конечно, все мы обсчитываем клиентов, как без этого?! Но тут тоже есть свои правила. Если ты собрался обсчитать клиента, его нужно обслужить так хорошо, чтобы он ничего не заподозрил. И никогда нельзя наглеть, брать надо немножко, по 100—200 рублей. Все проворачивают это по-разному. Кто-то иначе блюда подписывает. А кто-то умножает их количество, к примеру, на 6, а пишет 5. В итоге клиент считает-считает, но не может понять, где его обманули. И еще: если официант обсчитал, он всегда старается забрать счет.
О знакомствах
В нашей работе есть свои правила. Например, нам нельзя присаживаться. Мы всегда должны стоять. Но это напрягает и клиентов, и нас самих, поэтому официанты убегают куда-нибудь в подсобку. Я не люблю стоять над душой еще с тех застойных времен, когда было много группировок и криминала. Люди старались быстро зайти и выйти. И не дай бог ты что-то не то услышал из их разговора. Была у нас официантка Лена, которая обслужила опасных клиентов, а потом вышла из ресторана, и больше ее никто не видел. Я была одной из первых, кто начал обслуживать таких клиентов, остальные боялись. А я была для них «своим парнем».
Многие предлагают выпить с ними, посидеть. Это тоже под запретом. Но иногда допускается, если человек интересный, а клиентов в это время немного. Я позволяла себе даже танцевать, когда меня приглашали. Конечно, многие хотели познакомиться. За вечер меня всегда звали на свидание по нескольку человек, еще было время подумать и выбрать. Я не была святой: встречалась со всеми, кто мне нравился.
Пару лет назад в нашем заведении отдыхал мужчина, входящий в десятку самых богатых людей России. Оказывал мне знаки внимания. Я с ним танцевала весь вечер до утра, и он был мне симпатичен. Но потом подошел директор ресторана и попросил меня уехать с ним, потому что это очень важный клиент для заведения, и мы не можем ему отказать. Вообще он мне нравился, и я сама собиралась провести эту ночь с ним, но после таких слов я отказалась. Через три дня меня уволили из того ресторана.
Если кто-то из официантов прогуливал работу или уходил в запой, по возвращении его в качестве наказания ставили работать на мойку. Он мог неделю или две мыть посуду и не видеть клиентов и чаевых. Чаще всего такое случалось с работниками-мужчинами. Их вообще мало держалось на этой работе. Столько спиртного, соблазнов вокруг. Им от этого просто сносило башню, многие из тех, с кем я работала, уже спились и умерли.
О благодарности
Сама я хожу в рестораны, строго оценивая сервис и качество. Мне главное, чтобы было чистенько. Как-то были на дне рождения у знакомой в кафе. Тарелка, которую мне поставили, была помыта, но не отполирована. Я попросила заменить ее. Я из такой есть не буду. Для меня это грязная тарелка. Люблю, когда столовые приборы блестят! Если некоторые официанты могут взять любую тряпку и потереть вилку, то я всегда беру только чистое полотенце и полирую.
Если я бываю в ресторанах, то всегда оставляю официанту на чай. Считаю, если у тебя нет денег, не надо ходить в кафе. Зайди лучше в магазин, купи продуктов и поешь дома. А если пошел, то хоть 100 рублей положи, но отблагодари официанта!
Однажды ехала в такси, а водитель говорит: «Почему официанты в ресторанах никогда не дают сдачи?» Я спрашиваю, что он говорит официанту, когда кладет деньги. Выяснилось, что он говорит «Спасибо». А спасибо у нас означает «сдачи не надо». Если же вы хотите получить свои деньги, не говорите ничего!
ПРИСОЕДИНЯЙСЯ К НАМ В СОЦСЕТЯХ!
Мы есть в Twitter, на Facebook, Вконтакте, YouTube, в «Одноклассниках» и в Instagram! Каждый день много важных новостей и интересных статей, фотографий и видео, конкурсов и опросов! Будем рады новым друзьям!
Возрастная категория материалов: 18+
ужас, всю жизнь проработать официанткой! Это каким же надо быть никчемным человеком, чтоб найти себя только в этом! Не спорю, все профессии нужны и важны. Но утверждать, что это интересная работа, я даже не знаю...
— Ужас ужас (гость)Круто. Обсчитать клиента — это норма, а если клиент не дал чаевые, всё, он жадина и в черный список его. Главное, тётенька официант, чтоб у тебя ничего не треснуло потом. Тьфу, противно аж.
— АмуркаОна бы офигела, если бы представители других профессий относились к ней так, как она к клиентам.
СержКо
— (гость)