Фото: focus.deФото: focus.de

— Светлана Юрьевна, менопауза — это нормальное состояние зрелой женщины или все-таки отклонение от некоей нормы? Ведь избежать климакса невозможно — значит это состояние «запрограммировано» самой природой… 

— Если женщина и ее врач-гинеколог считают, что это нормальное состояние, то тут, конечно, лечить нечего, так как однажды все это «пройдет само». Но я предлагаю разобраться: бывает ли здоровая менопауза? С возрастом сокращается выработка всех гормонов, в том числе и половых. И у вчера еще абсолютно здоровой женщины как будто «на ровном месте» появляются различные болезненные состояния… 

— А вообще, что такое здоровая женщина, как ее можно описать? 

— Это женщина без ожирения. Окружность ее талии — 79 сантиметров и меньше. Ночью она не встает в туалет, и в театре в антракте она идет в буфет, а не в туалет. Это женщина, у которой нормальный сон и нормальный секс. Но проблему секса мы сегодня обсуждать не будем, иначе эту тему не закончим никогда! (Смеется.) 

— А что происходит с женщиной в период менопаузы, как она приходит от здоровья к нездоровью? 

— При снижении уровня гормонов, в том числе и половых, начинают страдать все системы организма. Сегодня грамотные врачи начинают понимать, что все возраст-ассоциированные заболевания — это нелеченые эндокринные заболевания. Что такое возрастная кардиология? Это нелеченая эндокринология. Проблемы с гинекологией? Это тоже нелеченая эндокринология. Проблемы с неврологией? И это — нелеченая эндокринология! Поэтому сегодня врач любой специальности, который хочет не лечить, а вылечивать, должен разбираться в возрастной эндокринологии. 

— Но ведь есть женщины, которые утверждают, что у них менопауза проходит легко и незаметно и волноваться им абсолютно не о чем… 

— Я приведу такой пример. Он будет хорошей иллюстрацией к вопросу: «Бывает ли здоровая менопауза?» К нам обратился за помощью очень известный художник. У него был сахарный диабет, и он лечил его всеми возможными на тот момент средствами в максимальных дозировках. Но уровень глюкозы поднимался, и врачи настаивали на том, чтобы он начал принимать инсулин. Но это было невозможно, так как руки у него постоянно в краске и брать несколько раз в день кровь из пальца он не стал бы — в противном случае ему нужно было бы бросить профессию. К нам он пришел в последней надежде. Мы начали с измерения уровня тестостерона. Он оказался очень низким. Мы сделали пациенту инъекцию тестостерона — и через два месяца от диабета не осталось и следа. Он был полностью ликвидирован! У мужчины прошло ожирение, восстановилась эрекция, вернулось либидо. И мы, следуя своим правилам, спросили о его жене. Он сказал, что у них все прекрасно, но вот сексуальная жизнь была немного осложнена из-за его проблем. 

Из-за нехватки гормонов могут развиться очень серьезные заболевания, например атеросклероз.

— Наверное, жена была значительно моложе? 

— Мы тоже сначала так и подумали, но нет, она оказалась его ровесницей — ей был 61 год. Она пришла к нам в клинику. Действительно, интереснейшая женщина: стройная, подтянутая, без провисаний кожи на спине, бедрах, руках, что говорит о том, что у нее хороший запас тестостерона — ведь это не только мужской, но и женский половой гормон. Мы выяснили, что она в менопаузе уже 10 лет. И даже усомнились: неужели климакс никак не отразился на ее здоровье, а вдруг такие случаи бывают? А потом, когда проверили состояние ее костной ткани, были шокированы сами и шокировали ее. Оказалось, что потеря плотности костной ткани во втором поясничном позвонке — 50 процентов! Вот такой тяжелый остеопороз у нее развился на фоне 10-летнего дефицита эстрогена — одного из женских половых гормонов. А они собирались с мужем идти в какой-то сложный туристический поход, уже рюкзаки уложили. Это могло закончиться самым трагическим образом! 

— Какое лечение назначили этой женщине? 

— Заместительную гормональную терапию. И через два года остеопороз был взят под контроль. 

— Светлана Юрьевна, правильно ли я понимаю, что в основе всех патологических состояний, вызванных климаксом, всегда будет заместительная гормональная терапия? 

— Абсолютно. И чем раньше женщина обратится к врачу, тем лучше. Потому что на фоне нехватки гормонов могут развиться очень серьезные заболевания, например атеросклероз. И вот его уже «вспять» обратить невозможно, потому что время уже упущено. 

— Не секрет, что в России к гормонам отношение настороженное, женщины их попросту боятся… 

— Более того, многие врачи их боятся! И не спешат их назначать даже тем женщинам, которым удалили матку и яичник — то есть у которых наступила хирургическая менопауза. Они это объясняют женщине так: «Ты и так прекрасно выглядишь, а гормоны еще неизвестно что с тобой сделают!» И женщины проводят месяцы, годы мучений, пока организм привыкает к новому состоянию. Но уже через год их не узнать, наверняка многие видели это на примере подруг, родственниц: глаз не горит, им ничего не интересно, в гости они не ходят, за собой не следят, муж им не интересен… А дальше начинаются болезни… Почему нужно преодолевать этот страх? Потому что быть красивой и здоровой без восполнения дефицита гормонов невозможно. Да, сегодня можно у косметологов красоту навести: сделать инъекции ботокса, ввести гиалуроновую кислоту, «накачать» губы и так далее. Но желания пользоваться этой красотой без нормального гормонального фона не будет. Поэтому красота и здоровье сегодня вещи неразрывные. Более того: грамотные косметологи знают, что все их методы работают до тех пор, пока женщине не исполнилось 40 лет — то есть, пока у нее все в порядке с гормонами. 

Да, сегодня можно у косметологов красоту навести — сделать инъекции ботокса, но желания пользоваться этой красотой без нормального гормонального фона не будет.

— Какие гормоны врачи назначают женщинам в период менопаузы? 

— Женщины по-разному входят в менопаузу: кто-то с дефицитом тестостерона, кто-то с дефицитом эстрогенов, кто-то — гестагенов, у кого-то все три гормона рушатся сразу. Кроме того, в России почти у всех дефицит витамина Д, который тоже является гормоном. Поэтому сначала врач должен исследовать уровень гормонов у конкретной женщины и, исходя из этого, назначить гормональную заместительную терапию. 

— Светлана Юрьевна, посоветуйте: в какой момент женщине, приближающейся к «критическому» возрасту, нужно обращаться к врачу? 

— К 40 годам женщина должна знать все о своем женском здоровье. Тогда можно избежать серьезных проблем в будущем. Если у женщины талия стала больше 79 сантиметров, она стала вставать ночью в туалет, ей не хочется секса — это уже повод для обращения к врачу. Нет ни одного органа, ни одной клетки нашего организма, которые не нуждались бы в гормонах. Гормоны — это фундамент всего.

Сегодня у российских женщин появилось множество возможностей, о которых раньше и мечтать не могли. В 2012 году в России впервые за много лет рождаемость превысила смертность. И знаете, что выяснили социологи? Что появилось большое количество женщин, которые родили после 45 лет! Многие — своего первенца! О чем это говорит? О том, что этим молодым мамам нужно как минимум лет 20 полноценной энергичной жизни. Им нужно хорошо выглядеть, быть сильными, здоровыми и выносливыми, чтобы и они, и их дети были счастливы. И заместительная гормональная терапия им поможет в этом. 

Рядом со здоровым мужчиной должна быть здоровая женщина 

— Делать мужчин здоровыми легче, чем сделать здоровой женщину. Почему? Потому что у мужчин всего один половой гормон — тестостерон. И привести его в норму легко. Мужчина к нам приходит с дефицитом тестостерона, то есть с гипогонадизмом, а уходит в тот же день — без гипогонадизма, благодаря всего лишь одному уколу специального препарата.

Потом мы увидели такую тенденцию: здоровый мужчина нес здоровье в семью, а там его ждала увядающая жена, которой чаще всего его мужское здоровье было уже и не нужно… У нее появились свои проблемы: ночью она несколько раз встает в туалет, не высыпается, раздражена. А у здорового мужчины любого возраста есть желание и возможность проведения полового акта, как в 30 лет. Другое дело, что мужчина в 50—60 лет уже думает головой и не каждый раз использует эту возможность, но это другая тема. Одним словом, семьи наших пациентов стали рушиться — они уходили к молодым женщинам, в нашем медцентре мы поняли, что делаем что-то неправильно, и стали заниматься уже семейными парами. И сегодня у нас такой девиз: рядом со здоровым мужчиной должна быть здоровая женщина.