Среди погибших от вражеских снарядов, голода и болезней — 10 детей и три женщины. Более двух тысяч участников уникального для России события почтили минутой молчания память русских людей, героически оборонявших Албазинскую крепость. На погребении присутствовали и. о. губернатора Александр Козлов, министр по развитию Дальнего востока Сергей Галушка и первый заместитель министра культуры РФ Владимир Аристархов. Как готовились к масштабному событию и как оно происходило, наблюдали корреспонденты АП.
За день до праздника небольшое Албазино, где населения всего- то 300 человек напоминало огромный муравейник. Жители мыли окна в своих домах, выкашивали траву, убирали улицы и отгоняли бродячий домашний скот подальше.
— Это великое событие не только для казаков, но и для всего нашего государства, — рассказал начальник штаба амурского казачьего войска атаман станицы Благовещенская Эдуард Тихонов. — Сто казаков из Благовещенска, Белогорска, Константиновки, Магдагачи и Зеи под предводительством атамана Амурского окружного казачества Андрея Стрельцова приехали в село за не только отдать дань памяти первопроходцам, но и помочь подготовиться к празднику. Андрей Стрельцов за несколько дней до захоронения вместе с кадетами казачьего класса албазинской школы вырыли братскую могилу. Мы же помогали разбирать разрушенный дом, очищали улицы от мусора, занимались благоустройством. Албазинская земля – это святое место для каждого дальневосточника. Да и не только. Защитниками крепости были казаки из Иркутска, Забайкалья, Запорожской сечи и западных российских территорий, прибывших сюда за вольной жизнью.
Эдуард Геннадьевич сам казак в шестом поколении. Несколько лет он составляет свою родословную, но до момента, были ли его предки защитниками Албазина, еще не докопался. А вот казак Анатолий Мунгалов — прямой потомок одного из героев противостояния — Артюшки Мунгала (Монгол). Этот человек был местным толмачом (переводчиком). Метис-полукровка, смесь русского с монголом, знал русский, эвенкийский, даурский, маньчжурский и монгольский языки. Был ловким и метким. Кстати, благодаря своим знаниям языков Артюшке удалось вернуться живым в Нерчинск. Через 200 лет его потомки вернулись в Албазинский острог вместе с графом Муравьевым-Амурским и основали новую станицу.
— Я впервые здесь, — поделился Анатолий Федорович. — Удивительное место, ощущается особая аура, благолепие. Вот камни с вала убирал, руки дрожали. История моего рода здесь начинается. Мне выпала особая честь стоять в почетном карауле, нести гроб с прахом первопоселенцев. Артюшка Мунгал выжил, и через 350 лет я за него отдаю дань памяти погибшим героям. Я сам потомственный казак. Дед Семен воевал в гражданскую войну на стороне атамана Семенова, за что нашу семью репрессировали и выслали из поселка Новый, Благовещенского района, в Норск. До революции дед Семен Мунгалов был пластуном-разведчиком. Мог ходить не слышно и невидимо, выполнял спецзадания, охранял границы. У него даже была медаль за оборону Амура в 1901 году во время Боксерского восстания в Китае.
Литургию по погибшим провел епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан под песнопения капеллы «Возрождение».
Во время репетиции погребения организаторы оттачивали все до мелочей. Много споров вызвал момент заноса гроба в часовню. Казаки настаивали, чтобы погибших несли согласно православному обычаю вперед ногами. Также обсуждали, нужно ли исполнять гимн России и давать холостые залпы орудий, так как в домовине лежат не только воины, но и женщины и дети. В результате пришли к выводу, что и мирное население является защитниками, поэтому и хоронить их надо со всеми воинскими почестями. Также в ходе репетиции увеличили количество оружейных залпов с трех до пяти.
Всего же в церемонии захоронения приняли участие порядка тысячи человек: казаки, пограничники, творческие коллективы. Еще тысяча зрителей, включая и местное население, наблюдало за процессом.
— Мы присутствуем при уникальном и знаменательном событии, которое непременно войдет в историю России, — заявил министр культуры Амурской области Алесей Самарин. — Останкам, которые сегодня предают земле, 350 лет, старше их еще в истории не хоронили. В разное время были погребены герои Бородина 1812 года, солдаты Великой Отечественной войны. Фрагменты 70 защитников острога были обнаружены в ходе археологической экспедиции 2014 года. Ее участники обратились в правительство области с идеей захоронения первых амурских поселенцев. Мы ее поддержали. Готовить праздник начали в мае. Заасфальтировали дорожки возле краеведческого музея. Месяц назад на месте братской могилы была установлена новая часовня.
Перед похоронами прах первопроходцев был отпет отцом Игнатием, настоятелем Албазинского и Магдагачинского приходов. Всю ночь два гроба простояли в часовне.
— Таким образом, мы восстанавливаем не только историческую справедливость, но и соблюдаем православные обычаи, — рассказал монах Аркадий. — Погибшие люди были преданы земле, но не отпеты. Согласно одним историческим источникам, священник был убит в первые дни обороны, по другим — его здесь не было вообще. Первый священнослужитель, ступивший на эту землю, был якутский иеромонах Гермоген, принесший сюда 350 лет назад икону Албазинской Божией Матери «Слово плоть бысть». Защитники крепости – мученики. Боле трех веков подряд они там, наверху, молятся о нас, и эта земля, за которую они свои косточки сложили – священная. Благодаря им она до сих пор наша.
Албазино — дальневосточная Мекка
Это второе захоронение защитников острога. Первые 50 воинов были погребены в 1992 году. Еще в земле покоятся более тысячи человек. Это не только казаки, которых на момент албазинского противостояния было 800 человек, но и крестьяне, женщины, дети, а также местное население, эвенки, укрывшиеся от снарядов маньчжур на территории первого дальневосточного форпоста. Раскопки на территории вала будут продолжаться. В будущем рядом с этим захоронением появятся другие. Амурские казаки надеются, что это даст толчок к развитию православного паломничества и туризма. По мнению монаха Аркадия, албазинская земля, обильно политая кровью, считается дальневосточной святыней, не менее значимой для христианства, как, например, Оптинская пустыня, а потому станет местом массового паломничества.
Именно отсюда 360 лет назад началось освоение русскими Дальнего Востока. Три года длилось неравное противостояние. 800 защитников Албазина сдерживали натиск многотысячной маньчжурской армии. Острог был покинут русскими после подписания Нерчинского договора в 1689 году. 80 уцелевших албазинцев вышли из крепости непокоренными. И кто знает, как повернулась бы дальневосточная история, если бы в конце 17 века самый дальний русский форпост поддержала бы правившая в то время сестра Петра I царевна Софья. Но правительнице было не до этого. Она вела междоусобную войну за власть со своими братьями. Русские вернулись на свою землю в 1856 году после подписания Айгунского договора. Почти через 200 лет.
Высота берегов Амура в месте острога порядка 30 метров. Еще десять — насыпной вал. По тем временам крепость была неприступной. Сегодня в том месте, где 350 лет назад находилась сторожевая башня, возвышается пограничный пост. И это не случайно. Отсюда хорошо просматривается фарватер Амура.
Добавить комментарий
Комментарии