• Фото: Дмитрий Тупиков
  • Фото: Андрей Ильинский

Количество пассажиров общественного транспорта уже несколько лет стремительно сокращается,  констатирует начальник отдела организации транспортного обслуживания населения администрации Благовещенска Юрий Грязнов. Это приводит к тому, что перевозчики как муниципальные, так и частные недополучают средства, на которые рассчитывали. При этом их расходы не уменьшаются. 

— В последние годы идет колоссальный спад пассажиропотока в общественном транспорте. В 2011 году муниципальными предприятиями и частными перевозчиками было перевезено около 46 миллионов человек, в 2014 году — уже 40, — приводит цифры Юрий Грязнов. — За 11 месяцев текущего года численность пассажиров составила 35,3 миллиона человек, то есть тенденция не меняется. Это в первую очередь бьет по карману перевозчиков. Вместо того чтобы поменять автобус через пять лет, бизнесмен, доходы которого упали, поменяет его через 6—7 лет. А чем старше автопарк, тем больше затраты на его содержание — ремонт и увеличенный расход топлива.  

45

секунд составил интервал движения автобуса на одной из остановок, расположенных на перекрестке 50-летия Октября и Амурской

Автобусы начинают пустеть на всех без исключения маршрутах, как в городе, так и в пригороде, подтверждают статистику в «Автоколонне 1275». На предприятии уверены: пассажиры, у которых есть деньги, пересели на личные автомобили. Даже те, кто продал или разбил свою машину, и в дальнейшем на общественный транспорт смотрят косо. 

За два с половиной года на благовещенских дорогах стало почти на 47 тысяч автомобилей больше. Сегодня в амурской столице зарегистрировано свыше 110 тысяч транспортных средств, автомобиль есть практически в каждой второй семье. При этом некоторые автовладельцы стали заниматься нелегальным извозом. 

— Многие пользуются личным транспортом и редко кто общественным, — сетует руководство «Автоколонны 1275». — Сегодня за 50 тысяч рублей можно купить автомобиль. Этот факт говорит сам за себя. Едет человек из отдаленного района на личном микроавтобусе и по пути подвозит еще 10 человек. В итоге автобус из этого района едет полупустой. 

Переломить эту тенденцию, считает руководство «Автоколонны 1275», под силу только контролирующим органам, которые должны бороться с нелегальными перевозчиками.

Троллейбусы переживают не лучшие времена

Особенно сильно спад пассажиропотока на себе ощущает МП «Троллейбусное управление». Численность пассажиров на электротранспорте сократилась в 3 с лишним раза. Сегодня на троллейбусных маршрутах за год перевозится около 1,5 миллиона человек, тогда как еще в 2011 году услугами «рогатых» пользовались больше 4,5 миллиона пассажиров.

Троллейбусы в Благовещенске и без того переживают не лучшие времена. В плотном потоке автомобилей неповоротливый и медленный экологический транспорт сильно проигрывает конкуренцию малогабаритным «пазикам» и «джонтонгам», которые в центре города зачастую повторяют его маршрут. К тому же развивать направления, по которым двигается «рогатый», дело весьма затратное. Прокладка новых контактных сетей обходится в 10 миллионов рублей за каждый километр, а если потребуется строительство дополнительных тяговых подстанций, то речь уже идет о нескольких десятках миллионов.

Весомую часть пассажиров у общественного транспорта сегодня отбирает сфера легкового такси, особенно ее теневая часть, уверены в мэрии амурской столицы. 

В мае 2015 года, чтобы улучшить финансово-экономическое положение «Троллейбусного управления» и максимально сохранить рабочие места, администрация Благовещенска закупила для предприятия девять автобусов вместимостью 42 пассажира каждый. 14 работников прошли переобучение на водителя категории «Д» и стажировку. Автобусы запустили по троллейбусному маршруту 2К, который проходит по улице Зейской и связывает центральные районы города с микрорайоном. Троллейбусы оставили только на второй линии — 2В. По словам руководителя отдела организации транспортного обслуживания Юрия Грязнова, эта рокировка принесла свои плоды. Наполняемость автобусов на маршруте растет, а на остановки возвращаются пассажиры.

Пока в мэрии не спешат ставить крест на троллейбусах и как можно дольше отодвигают срок их ухода в небытие. Хотя к этому и ведут современные рыночные условия. Все‑таки главная цель властей — сохранить МП «Троллейбусное управление» и тот коллектив, который сегодня в нем работает.

Такси обгоняет автобус

Весомую часть пассажиров у общественного транспорта сегодня отбирает сфера легкового такси, особенно ее теневая часть, уверены в мэрии амурской столицы. По данным министерства транспорта Амурской области, в Благовещенске выдано около 900 лицензий на перевозку людей легковыми такси. Однако с приходом в город служб заказа такси типа «Максим», «ВезиТакси», «ТаксиВезет» и других рынок таксомоторных перевозок заполнили водители, не имеющие разрешения на перевозку пассажиров. В результате стоимость поездки на такси опустилась до 60 рублей. Нелегалы сбивают реальную цену, которая складывается из требований, обеспечивающих безопасность пассажира. Но горожане увидели в дешевом такси альтернативу автобусам и троллейбусам.

— Это большая проблема, поскольку благовещенцы пересаживаются к нелегалам. Люди не всегда понимают, что, садясь к ним в машину, они подвергают свою жизнь и здоровье опасности. Нелегальные перевозчики не проходят ежедневный предрейсовый медицинский и технический осмотры, их пассажиры не застрахованы. В общественном транспорте в цену билета включено страхование жизни пассажира, — продолжает Юрий Грязнов. — При несчастном случае они могут рассчитывать на выплаты.

В борьбу с нелегальными таксистами сегодня включились почти десяток контролирующих ведомств, однако пока «бомбил» не пугают ни крупные штрафы до 5000 рублей, ни судебные запреты.

Как сгладить последствия: выезд за город и продление маршрутов

В администрации Благовещенска считают, что если переломить тенденцию не удастся, то сгладить ее экономические последствия вполне возможно. В первую очередь речь идет об оптимизации маршрутной сети и охвате новых территорий. Городские окраины, где сейчас идет активная жилая застройка, остаются перспективными направлениями для увеличения пассажиропотока.

— У нас есть идеи, как изменить маршрут 2К, который обслуживается автобусами, — делится Юрий Грязнов. — Его можно продлить по улице Зейской от Калинина до Артиллерийской. На данном направлении сегодня нет ни одного перевозчика.

В планах также пересмотр расписания движения общественного транспорта и увеличение интервала движения автобусов. Специалисты мэрии сделали обследование плотности потока общественного транспорта в городе. Выяснилось, что через одну из остановок, расположенных на перекрестке улиц 50 лет Октября и Амурской, за час прошло около 85 автобусов различных маршрутов. То есть каждые 45 секунд на остановке появлялся общественный транспорт. А оптимальной частотой движения автобусов является 6—7 минут, считают специалисты.

Частные перевозчики: бизнес приспосабливается к жизни

Частные предприниматели заметили отток пассажиров еще в 2012 году, когда произошел резкий скачок показателей. Бизнес начал приспосабливаться к новым параметрам рынка. Чтобы сохранить рентабельность, перевозчики стали постепенно заменять маловместимые «газели» на 13 посадочных мест. Им на смену пришли автобусы общей вместимостью от 40 до 57 пассажиров.

В результате на сегодняшний день из 354 автобусов в парке частных перевозчиков остались всего 78 «газелей». Но и они частично заменены на более вместительные. Новые модели Горьковского автозавода рассчитаны уже на 19 пассажиров.

Доходы людей снизились, и те, у кого нет льгот на проезд, стали ходить пешком. 

— Есть еще и одна причина уменьшения пассажиров общественного транспорта, — говорит председатель городской общественной организации перевозчиков «ФАКС» (FAX) Леонид Степанчук. — Доходы людей снизились, и те, у кого нет льгот на проезд, стали меньше пользоваться автобусами.  Тенденция снижения будет только усиливаться. Выхода из этой ситуации нет, это объективная реальность. Пассажирские перевозки — это бизнес. И он вынужден приспосабливаться к таким реалиям. Например, сейчас перевозчики поменяли автопарк на автобусы большей вместимости, чтобы повысить рентабельность. В целях экономии стали появляться автобусы на дизельных двигателях, а не на бензиновых. Увеличивается интервал движения автобусов, и в том числе закрываются некоторые маршруты. Ситуация не улучшится, если только надзорные органы не возьмутся за нелегальные перевозки. В то же время проконтролировать личный транспорт граждан, которые по пути на работу подбирают пассажиров, практически невозможно.