• Фото: Андрей Ильинский

За два последних года в Благовещенске произошел серьезный передел рынка услуг по перевозке пассажиров. «Ценовой демпинг со стороны службы заказа такси — главная проблема, которая мешает легальным такси выживать», — признаются сегодня перевозчики. Больше половины его, по неофициальным данным, заняли службы заказа такси. Точной статистики нет, поскольку сетевые службы привлекают незаконный фрахт, а значит, реальное количество заказов на порядок выше. О том, как выживают оставшиеся в живых легальные такси, выяснял наш корреспондент.

363

ИП и 18 юрлиц оказывают услуги такси амурчанам

Возмущения таксистов-легалов вполне понятны. Пришедшие в Благовещенск службы заказа «Максим» и «ВезиТакси» как конкуренты просто обвалили рынок пассажирских перевозок. Они снизили цены на проезд по городу и за его пределы до самого минимума — на радость горожанам и на грусть перевозчикам. Если в 2014 году проезд из микрорайона до центра стоил 120—150 рублей, то теперь — 90—110. Такое демпингование со стороны «инорегиональных захватчиков» (а главный офис того же «Максима» находится в Кургане) привело к разорению многие благовещенские таксомоторные фирмы. К примеру, в 2014 году прекратили свое существование 14 фирм такси. Среди них «Лидер», «Алые паруса», «Двести», «Драйвер», «Сервис», «Мое» и другие.

Сейчас в Благовещенске официально работают 15 юридических лиц и 116 индивидуальных предпринимателей. Кажется, немало. Но только единицы из них работают на себя. На бизнес-справках дают список из 22 номеров, а интернет-справочник 2gis еще меньше — всего 19. Среди выживших лидеров с солидным автопарком — «Престиж», «ОнЛайн», «Копеечка» и «Премьер». Многие другие ушли под службы заказа — сдают им в аренду автомобили.

Но на первом месте, конечно, по заказам в Благовещенске «Максим». С данной сетевой службой работают около 400 перевозчиков, имеющих разрешение на деятельность такси. А сколько вдобавок к этому зафрахтованных машин — статистика умалчивает. Хотя после нескольких судебных исков, которые компания проиграла в 2015 году, служба заказа переориентировалась на сотрудничество с легальными перевозчиками. Напомним, в октябре прошлого года Благовещенский городской суд вынес решение о признании деятельности ООО «Максим-Благовещенск» по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси создающей опасность причинения вреда в будущем и запрете ее. В декабре судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда оставила это решение в силе. Но, как нам сообщили в пресс-службе компании, они будут оспаривать данное решение в вышестоящем суде — обратятся в Верховный суд РФ.

— Мы продолжаем работать в Благовещенске и оказываем услуги населению в прежнем режиме, — прокомментировал АП по телефону начальник отдела по связям с общественностью службы заказа такси «Максим» Павел Стенников. — С компанией сотрудничают водители, на автомобили которых выданы разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, и мы оказываем им услуги в прежнем режиме. Клиенты продолжают пользоваться услугами службы заказа такси «Максим», выбирая современный и привычный сервис, качество которого соответствует их требованиям.

Ценовой демпинг служб заказа такси привел к краху многих легальных перевозчиков.

Сфера передела

— Мы не против того, чтобы была добросовестная конкуренция, но ведь фирмы заказа своим демпингом уничтожили легальных перевозчиков, — вторят в один голос владельцы благовещенских такси. — Пришли, снизили цены, срубают легкие деньги и довольны. Им не нужно ни во что вкладываться — ни в покупку автомобиля, ни в его ремонт, ни в получение разрешений на перевозку пассажиров. Службы заказа просто оказывают информационные услуги: принимают и размещают заявки в Сети. В итоге тем, кто хочет легально работать, соблюдает все законы, приходится загибаться.

В общем, перевозчики в открытую признают, что два крупных федеральных игрока — служба сетевых заказов такси «Максим» и «ВезиТакси» — за последние два года довели до разорения десятки благовещенских таксомоторных компаний. Уцелевшим приходится идти на крайние меры и себе в убыток снижать цену на услуги.

— Мы опустили цены ниже некуда, чтобы конкурировать с нелегалами, и это уже предел, — сказали нам в такси «ОнЛайн». — Да, у нас в городе есть такси, в которых стоимость проезда от 40 рублей, но время ожидания у них от полчаса, потому что никто не хочет брать такие заказа. Да и сами пассажиры порой смеются, что поехать на автобусе им обошлось бы дороже, чем в такси, особенно когда едут компанией.

28

ДТП с участием машин такси произошло в 2015 году в Благовещенске и Благовещенском районе. 36 человек получили травмы различной степени тяжести. В 12 ДТП виновны водители такси, по данным городской Госавтоинспекции

Благодаря накопленному опыту, качеству предоставляемых услуг и 48‑часовым рабочим суткам, как порой шутят предприниматели, им удается привлекать клиентов и сохранять свой бизнес.

— Наша фирма-перевозчик — одна из старейших в городе, мы работаем с 2004 года, и сегодня отмечаем две основные тенденции: во‑первых — в кризис больше людей пересело на автобусы, а во‑вторых — недобросовестная конкуренция, с которой власти слабо борются, — говорит руководитель такси «Престиж» Александр Остроушко. — А чтобы мы, легалы, могли окупить свои расходы, средняя цена за поездку по городу должна быть не меньше 100 рублей, сейчас же она 80 рублей. Но в сложившихся условиях конкурентной борьбы и финансового кризиса мы ее не можем поднять. И других вариантов пока нет.

ГИБДД и минтранс ведут охоту

Чтобы легковому такси стать легальным, нужно получить в минтрансе области разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Поэтому следует соблюсти ряд условий: автомобиль должен быть желтого цвета, с опознавательным знаком оранжевого цвета на крыше, на боковых поверхностях кузова авто обязательно должны быть «шашечки», а внутри салона — информация (Ф.И.О. водителя, контакты контролирующей пассажирские перевозки службы). Кстати, если указанной информации нет, то предпринимателям грозит штраф в размере 10 тысяч рублей.

Власти пытаются вести борьбу с нелегальными перевозчиками. В декабре прошлого года минтранс совместно с полицией, управлением госавтодорнадзора, налоговой и миграционной службами, службой судебных приставов подписали совместный приказ о проведении на территории области оперативно-профилактического мероприятия «Безопасные перевозки» в 2016 году. Данные меры должны способствовать выявлению нелегальных такси.

За счет чего демпингуют

Что касается деятельности перевозчиков пассажиров и багажа, то закон здесь для всех един. Лицензированное такси должно иметь собственный парк оборудованных машин, диспетчерскую службу, а также вести контроль за здоровьем водителей и техническим состоянием автомобилей перед выходом их на линию. Кроме этого, предприниматель обязан делать налоговые отчисления, оформлять полиса ОСАГО и платить достойную зарплату своим сотрудникам. Кстати, автогражданка для лицензированного такси обходится в два-три раза дороже, чем для физического лица.

Сотрудничать со службой заказа такси проще — достаточно иметь авто, смартфон и закачанное в него интернет-приложение. От стоимости каждого заказа водитель отчисляет телефонному оператору 10 процентов. Цены у таких перевозчиков, действительно, ниже, но гарантии качества и безопасности услуги никто не дает.

— То, что службы заказа такси демпингуют, их можно понять — они не несут больших финансовых затрат, ведь водители, работающие по фрахту, не проходят предрейсового медосмотра, а автомобили, на которых перевозят пассажиров, — техосмотра, они не платят налоги со своей деятельности, — комментирует менеджер по управлению таксопарком ООО «Премьер» Иван Сергеев. — А мы только 30 тысяч тратим на то, чтобы выпустить одну машину на линии, если учесть оформление медсправки, медосмотр водителя, осмотр транспортного средства механиком и так далее. Да, для пассажиров это удобно — дешевые услуги, и для водителей-частников тоже хорошо — могут в свободное от работы время потаксовать. Но нет гарантии, что вы сядете в исправный автомобиль, к трезвому и здоровому водителю. А мы это гарантируем. К тому же в легальных такси все машины свежие — 2012—2015 годов выпуска.

Уцелевшие доставляют пьяных водителей домой и переходят на безнал

Автокурьер, грузовые и автобусные перевозки, автоняня, услуга «трезвый водитель» и эвакуатор — на какие только хитрости не идут сегодня благовещенские бизнесмены, желая сохранить предприятия на плаву. В борьбе за клиента они предлагают отвозить детей в детский сад и школу, забирать оттуда, доставлять корреспонденцию и пьяных автомобилистов с их техникой домой.

Кроме того, делают скидки на свои услуги. «Например, у нас сейчас действует акция — скидка 10 процентов для девушек при проездке», — признались нам в одной фирме. Расчет по безналу — тоже один из способов привлечь потенциальных клиентов.

«Немногие перевозчики принимают оплату по банковским картам, а мы пошли на дополнительные расходы, чтобы привлечь молодежь, которая активно пользуется банковскими картами, — замечает менеджер таксомоторной компании Иван Сергеев. — Хотя банковские терминалы достаточно дорогостоящи, один стоит порядка 30 тысяч рублей. Плюс покупка симки, чековой ленты, их обслуживание, а аппараты имеют свойство часто ломаться. Как видите, тот, кто желает сделать законным свой бизнес, несет серьезные расходы».

Число разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Приамурье

  • 2997 выдано на сегодняшний день
  • 430 выдано в 2015 году, что на 20 процентов больше, чем в 2014-м