Настоящий охотник лес поджигать не будет. Фото: Архив АПНастоящий охотник лес поджигать не будет. Фото: Архив АП

В Амурском обществе охотников и рыболовов в нынешнем году многолюдно. В разгаре выдача путевок на добычу водоплавающих. Амурское общество — один из 16 охотпользователей Приамурья, его хозяйства расположены в 18 районах. Однако до последнего времени отстрел гуся и селезня был возможен далеко не во всех территориях.

Год назад только в 11 районах охотники общества могли побаловать себя пернатым трофеем. Еще раньше такая возможность  была лишь в 4 территориях, в остальных сезонная добыча водоплавающей птицы оставалась под запретом. Людей не пускали в лес, даже если там оставался их источник доходов и смысл жизни.

— Нас упрекали, в том, что, дескать, охотники поджигают лес, несут вред природе. Однако мы представляем организованных людей, многие из которых годами платят налоги, соблюдают все правила. Лес поджигают браконьеры, которым и раньше были не писаны правила. Настоящий охотник никогда в жизни не пойдет на такой шаг. Как раз он больше всего заинтересован в сохранении среды обитания для животных, — делится руководитель Амурского областного общества охотников и рыболовов Сергей Калищук. — Вот и получалось, что браконьеры и трофей добывали, и лес поджигали, а наши люди без охоты оставались.

Фактор беспокойства

По словам Сергея Николаевича, весенняя охота рассчитана всего на десять дней. Возможность удовлетворить охотничьи амбиции и без того скромная. В то же время противники охоты регулярно выносят на повестку дня еще и так называемый фактор беспокойства для перелетной птицы, собирающейся строить гнезда. Охотники приводят собственные аргументы. Во-первых, на практике отстреливается почти в четыре раза меньше разрешенных объемов птицы. Во-вторых, как правило, охота заканчивается до начала массового гнездования. В-третьих, аграрии в период активной посевной шумят гораздо больше, но при этом никто не призывает запретить сев ранних зерновых и сои. Что касается пожаров, то у добросовестных охотников и раньше вариантов было немного.

20

тысяч амурчан обычно участвуют в весенней охоте на водоплавающую птицу

— По нашему району прошли обучение 20 человек. У всех охотпользователей есть средства пожаротушения, техника, запас ГСМ и другие приспособления для борьбы с огнем на закрепленной территории, — отметил главный специалист-эксперт управления по охране животного мира по Архаринскому району Вадим Романенко. — Все моменты прописаны в законодательстве, ничего нового нет. При получении лицензии на пользование объектами животного мира охотпользователь обязуется проводить биотехнические мероприятия, бороться с браконьерством, пожарами и так далее. То есть основа заложена давно, хоть раньше охотники так централизованно не привлекались к тушению огня. В течение двух последних лет положение изменилось, и они активно участвуют в тех же профилактических мероприятиях.

В Кундуре предприятие-охотпользователь по мере необходимости выставляет пост на въезде в лес. Людей инструктируют и предупреждают об опасности. Вся работа отражается в специальных журналах. Видя столь серьезный подход, дисциплинируются не только любители охоты, но и местное население. По такой же схеме работают многие охотничьи организации.

Пробный шаг

Как удалось выяснить корреспонденту АП, пожарные дружины из числа охотников созданы во всех районах Приамурья. Причем касается это не только предприятий-охотпользователей, но и регулирующих организаций. В частности, бригады лесных огнеборцев появились на базе территориальных подразделений дирекции и управления  по охране и использованию животного мира и особоохраняемых природных территорий.

— И наши сотрудники в заказниках, и штатные охотники охотпользователей проходят специальные курсы, по окончании которых получают соответствующие удостоверения и наделяются определенными полномочиями, — поделился начальник отдела управления охраны животного мира Валерий Погасиенко. — Борьба с огнем — не одноразовая акция. Она идет в рамках обычной хозяйственной деятельности, то есть непрерывно.  

В то же время охотники не спешат праздновать окончательную и безоговорочную победу. Снятие запретов на весеннюю охоту может оказаться мерой временной. Скорее всего, нынешний сезон станет пробным шагом, который предопределит судьбу весенней охоты на годы вперед. Кроме того, ограничительные коррективы могут быть введены в связи с резким ухудшением обстановки. Не допустить этого — в интересах охотников.  

«Лес поджигают браконьеры, которым и раньше были не писаны правила», — заявляют охотники.

МНЕНИЕ

Сергей Калищук, руководитель Амурского областного общества охотников и рыболовов:

— Мы всегда тушили пожары, только этому мало придавалось значения. Теперь у нас по всем хозяйствам Амурского охотобщества обучено 213 человек. Это члены нашей организации, которые прошли курсы на базе МЧС и готовы действовать по всем правилам. Кроме того, закуплены ранцевые огнетушители, мы только на технику больше двух миллионов рублей затратили. У нас нет другого выхода, потому что, когда охоту весеннюю запрещают, людям бьют по рукам, они уходят из общества. Многие становятся браконьерами — их толкают на такой шаг. В то же время у нас падают объемы собираемых взносов, а территория хозяйств, которые необходимо содержать, не сокращается. Чтобы природа давала, в нее нужно вкладывать.

Сроки начала охоты в Приамурье

Весенняя охота на водоплавающую птицу в Амурской области традиционно разделена по срокам на три зоны. Такой подход обусловлен освобождением водоемов от ледяного покрытия и, как следствие, прилета птицы.

— Южные районы — 16 апреля.

— Центральные районы — 23 апреля.

— Северные районы — 7 мая.

Возрастная категория материалов: 18+