«Речные танки» — так в годы войны называли бронекатера за их сходство с грозной сухопутной боевой машиной. Их борта, боевая рубка, пулеметные башенки были покрыты противопульной и противоосколочной броней, орудия устанавливались в танковых башнях сначала от танка Т-28, а затем от Т-34.
Бронекатер, установленный на берегу Амура, проекта 1125 был построен в 1943—1944 годах в Перми. Дальность его плавания — 250 миль, экипаж — 14 человек. Летом 1944 года вступил в строй, получив при этом тактический номер 376. 28 сентября этого же года бронекатер БК-376 был включен в состав Днепровской военной флотилии и вошел в первый отдельный гвардейский Пинский дивизион бронекатеров.
1944
в этом году катер начал службу и был включен в состав Днепровской военной флотилии
— Корабль участвовал в берлинской наступательной операции 16 апреля — 8 мая 1945-го, действовал на Одре и Шпрее, в направлении на город Шведт (в сторону Балтийского побережья). Даже успел получить пробоину, — рассказывает Владимир Чепелев.
После реформирования в 1945 году Днепровской флотилии большинство ее кораблей и судов были переведены на Дунай в состав Дунайской флотилии, а после и на Черноморский флот. Среди этих кораблей оказался и бронекатер БК-376. В 1965 году все бронекатера проектов 1124 и 1125 были переклассифицированы в артиллерийские катера. Через два года, в связи с осложнением обстановки на Дальнем Востоке, катер в составе семи единиц однотипных катеров проекта 1125 был снят с консервации и направлен по железной дороге в Хабаровск. Откуда своим ходом по Амуру прибыл в Благовещенск и вошел в состав 139-го дивизиона артиллерийских катеров 74-й бригады 49-й Краснознаменной дивизии речных кораблей Тихоокеанского флота. В начале 70-х годов катер был сдан на консервацию. В 1973-м корабль сняли с консервации и передали флотилии клуба «Юных моряков» Свободного. В августе этого же года он прибыл на базу флотилии — в Бардагон, где использовался в качестве учебного судна. В 1980 году его вывели из состава учебных судов и использовали как плавказарму. По просьбе ветеранов 74-й бригады в октябре 1987 года катер на буксире доставили в Благовещенск, укомплектовали и подняли на набережную Амура. Открытие корабля-памятника состоялось в 1989 году в День города. В 2010 году корабль прошел реставрацию.
Корабль участвовал в берлинской наступательной операции 16 апреля — 8 мая 1945-го, действовал на Одре и Шпрее. Даже успел получить пробоину
На таблице, прикрепленной к памятнику, написано, что бронекатер участвовал в форсировании Амура в августе 1945 года. Но, по словам историка, именно в этот период бронекатер числился в составе Днепровской флотилии, а значит, не мог входить в состав Краснознаменной амурской флотилии и принимать участие в войне с Японией в последний год войны.
— Последним бортовым номером катера БК-376 был номер 948. Именно под ним он прибыл в августе 1973 года в Бардагон и оставался в составе флотилии «Клуба юных моряков». Но почему-то на борту корабля-памятника стоит № 905, что неверно с исторической точки зрения, — поделился сомнениями ученый. — Да, в 74-й бригаде был артиллерийский катер, имевший такой бортовой номер, но это был катер другого проекта — 1204 типа «Шмель», который чуть позже был передан в состав морских частей погранвойск. Необходимо разобраться с этими цифрами: либо написать на борту его тактический номер 376, который не менялся в течение всей службы, либо последний условный номер 948, который менялся довольно часто, чтобы сбить с толку противника.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии