Фото: МП «Городские платежные системы»Фото: МП «Городские платежные системы»

Новые приборы в муниципальных автобусах мало чем отличаются от банковских терминалов безналичного расчета, которые сегодня используются в большинстве магазинов. Техника, по сути, обладает аналогичными функциями.

2,5

килограмма мелочи в среднем носят на себе ежедневно кондуктора общественного транспорта в Благовещенске

— В рамках эксперимента новыми терминалами мы оснастили восемь автобусов предприятия «Автоколонна-1275» на маршруте «К». Еще один терминал, резервный, — на тот случай, если какой-либо прибор выйдет из строя, — рассказал АП директор МП «Городские платежные системы» Михаил Якименко. — Новое оборудование учитывает как безналичный расчет по существующим транспортным картам, так и оплату за проезд наличными. По сути терминал позволяет уйти от автобусных билетов. Это хорошо тем, что, во-первых, исключается возможность мошенничества с билетами как со стороны кондукторов, так и пассажиров. Такие факты, конечно единичны, тем не менее необходимо исключить такую возможность в последующем. Чек, выданный терминалом, подделать невозможно. В нем указывается дата и время, то есть при проверке контролер может понять, когда произведена оплата.

Современное оборудование имеет поддержку сим-карт, что позволяет в режиме реального времени собирать информацию о том, сколько людей едет за деньги, а сколько — по обычным или льготным проездным. Михаил Якименко считает, что новые терминалы помогут решить проблему убыточности муниципальных транспортных предприятий, так как финансовые потоки в виде платы за проезд станут полностью прозрачными.

Еще одно неоспоримое преимущество усовершенствованных приборов в том, что они поддерживают возможность расчета по банковским карточкам. Правда вопрос внедрения этой функции еще требует обсуждения.

— Нужно для начала понять, как это можно реализовать на практике и насколько это будет удобно, — считает руководитель МП «Городские платежные системы». — В идеале мы рассматриваем внедрение единой транспортной карты, с помощью которой можно будет оплатить проезд. Наподобие действующих в Москве. Пассажирам, которые будут использовать безналичный расчет, проезд будет обходиться дешевле. Но для этого нам необходимо оснастить новыми терминалами весь общественный транспорт Благовещенска. Существующие транспортные карты, которые представляют собой общегражданский проездной, не дают никаких скидок, а потому у горожан нет мотивации их приобретать. Ими пользуются в основном люди, которые не хотят носить с собой мелочь для оплаты проезда.

Стоимость одного прибора составляет около 40 тысяч рублей. Их закупили за свой счет «Городские платежные системы» для эксперимента. Автоколонна-1275 не потратила на пилотный проект ни рубля. В дальнейшем если система оправдает себя, то приборами оснастят все автобусы муниципального предприятия, троллейбусы и транспорт частных перевозчиков.

17

тысяч социальных транспортных карт выдано льготникам в Благовещенске, более 5 тысяч — школьникам и около 1,5 тысячи «пластика» — студентам

В дальнейшем при запуске единой транспортной карты инициаторы эксперимента хотят выйти на качественно новый уровень транспортного обслуживания. Если сейчас для пополнения пластиковых проездных нужна сама карта, то в будущем, уверен Михаил Якименко, пополнять баланс можно будет через мобильный банк, интернет и любые банковские терминалы.

Транспортные карты появились в благовещенских автобусах с мая 2010 года. Сейчас они действуют на всех маршрутах, кроме трех: 33, 38 и 44. На сегодняшний день в действуют четыре типа транспортных карт: социальная, школьная, студенческая и корпоративная. Кроме того, «пластик» используют в общественном транспорте Благовещенского, Ивановского, Тамбовского, Белогорского и Свободненского районов и в ЗАТО Углегорск. В общей сложности карточками пользуется свыше 35 тысяч амурчан.

Социальная карта рассчитана на льготников. Ее стоимость составляет 170 рублей в месяц. За эти деньги инвалидам, ветеранам и другим категориям льготников предоставляется неограниченное количество поездок. Для школьников проезд по карте стоит дешевле на 2 рубля, а для студентов — на 1 рубль. Владельцам корпоративных карт скидки не предоставляются. В Благовещенске они платят полную стоимость проезда — 21 рубль, но зато не возятся с мелочью.

Расплатиться с помощью транспортных карт можно как в муниципальном общественном транспорте, так и в автобусах частных компаний-перевозчиков.