• Собственную воздушную флотилию Владимир Апанович собирает уже больше 20 лет.

В подарок — самолет

Жителю амурской столицы Владимиру Апановичу — 38. Он занимает должность начальника информационно-технического отделения Благовещенского таможенного поста. До сих пор не расстается с увлечением детства — стендовым авиамоделизмом. Полки шкафа в его гостиной украшает армада миниатюр гражданского воздушного флота. Здесь можно найти самые разные модели — от отечественной малой авиации до иностранных авиалайнеров. Большинство самолетов Владимир склеил сам, есть модели, купленные в разных городах России. Некоторые модели достались от коллег по работе, знающих об увлечении сослуживца.

На верхней полке шкафа коллекционер отвел место для величественных аэробусов и боингов. Среди них — представители крупнейшего авиаконцерна Европы Lufthansa и мировой авиационной компании Emirates. Такие модели, замечает Владимир Апанович, обычно попадают в руки случайно — покупаешь во время командировок, когда бываешь в московских аэропортах, иногда кто‑то дарит. Сознательно же за громкими брендами он не гонится. «В основном я собираю модели золотой эры гражданской авиации России — моя самая любимая эпоха. Аны, Илы и Тушки — это те самолеты, авиапарк которых активно эксплуатировала в свое время отечественная авиакомпания «Аэрофлот». Каждый из таких самолетов конструктивно чем‑то отличается от своего предшественника — аэродинамическими схемами, силовой установкой или внутренней компоновкой авиалайнера, — поясняет Владимир.

В воздушной флотилии таможенника можно увидеть и несколько моделей из современного российского авиапарка. Среди них — воздушные суда авиакомпаний «Якутия», «Ямал», «ЮТэйр» (UTair).

«Самолет с надписью «Владивосток Авиа» — сувенир, который выпустили, когда только авиакомпания выходила на рынок авиаперевозок, — рассказывает коллекционер. — А вот этот Airbus А310 с яркой зеленой окраской — авиакомпании S7. Купить его можно было в аэропорту Новосибирска больше 10 лет назад, когда такие самолеты только вошли в эксплуатацию».

«Летных» экспонатов у Владимира Апановича настолько много, что уместить в квартире уже не получается. Дома — 45 моделей, часть макетов авиамоделист разместил в рабочем кабинете, часть отнес в одну из благовещенских школ, остальные подарил ребятишкам друзей. Но есть и такие самолеты, с которыми коллекционер никогда не расстанется:

«Мой любимый лайнер — красавец Ту-154. Эта визитная карточка «Аэрофлота». В моей коллекции их три в различных модификациях».

С мечтой о небе

Собирать модели самолетов Владимир Апанович начал еще в школьные годы. С шестого класса горел желанием стать пилотом гражданской авиации. В памяти до сих пор сохранился собранный отцом легендарный Ту-144, который в те годы был настоящим подарком школьнику. В 1990‑е найти в «Детском мире» набор для моделирования было задачей не из легких. «В детстве авиалайнер, сделанный папой, у меня сломался, поэтому я склеил точно такой же на память уже будучи взрослым. А вот первая модель Ту-104, которую я собрал самостоятельно во время учебы в 10 классе, сохранилась», — указывает на полку владелец авиаколлекции.

По ряду причин осуществить заветную мечту так и не удалось. А вот коллекция много лет разрастается — забросить увлечение детства не получилось, и сейчас коллекционер озабочен тем, как бы еще раздобыть Ил-96, Ту-204 и Ту-214. Но настоящее удовольствие Владимир Апанович получает от собственноручной сборки самолетов. Для этого он готов часами читать техническую литературу по истории создания авиалайнера, изучать биографии авиаконструкторов, смотреть документальные фильмы. «Самолет, как ребенок, рождается в диких муках. Перед тем как приступать к сборке модели, нужно пережить сам процесс зарождения конструкторской мысли. Только максимально проникнувшись судьбой воздушного судна, можно сделать идеальную модель», — считает Владимир.

После рождения замысла можно приступать к делу. В ход конструктору-любителю идут обычные наборы для моделирования, которые сейчас можно найти в специализированных магазинах города. «Конечно, такое хобби и в наше время многим не по карману. Вместе со специальными лакокрасочными материалами и клеем одна модель обойдется примерно в четыре тысячи рублей. Но настоящий любитель ценит другое: ты не просто клеишь модель из пластиковых деталей, которых, к слову, может быть от двух десятков до сотни, ты ощущаешь себя авиаконструктором! — делится тонкостями авиамоделизма Владимир Апанович. — Однако сейчас все упростилось. Люди, коллекционирующие авиамодели, стараются купить простую сборную металлическую. Она и более прочная, и хлопот много не требует — достаточно присоединить к фюзеляжу крылья, хвост — и самолет готов. Но я не сторонник такого коллекционирования».

Для того чтобы сделать модель самолета самостоятельно, нужно склеить воедино детали, затереть швы. Как отмечает Владимир, самый сложный этап — покраска лайнера. Шероховатости, подтеки, неправильно подобранный лак — то, на что рядовой человек не обратит внимания, вызывает у любителей стендового моделизма раздражение, ведь основная задача в стендовом моделизме — придать воздушному судну в миниатюре такой вид, как бы оно выглядело в натуральную величину, вплоть до мельчайших деталей. В последнюю очередь на модель наклеивается ливрея самолета — отличительный знак авиакомпании.

 

«На западе России ребята-моделисты настолько трепетно подходят к этому делу, что даже оставляют на своих моделях так называемые следы эксплуатации — например, гарь на выхлопах у двигателей. Некоторые моделисты стараются добиться полного совпадения модели самолета не только снаружи, но и внутри, — раскрывает секреты искусства авиамоделизма Владимир. — Но это уже очень кропотливая и сложная работа. На обычную‑то модель уходит в среднем до двух месяцев с учетом повседневных дел». По словам авиаконструктора-любителя, на этом работа не заканчивается. Примерно раз в полгода приходится что‑то ремонтировать, подклеивать.

Редкая «птица»

По словам Владимира Апановича, ценность модели авиалайнеров приобретают в то время, когда какая‑то авиакомпания уходит с рынка авиаперевозок, воздушное судно меняет окраску или отказываются от его использования вовсе. «Кто‑то собирает коллекцию, выжидает определенный момент, когда та или иная компания приостановит эксплуатацию лайнеров этого типа и можно будет выставить модель на продажу. Лично я прибыль не ищу».

Многие модели, отмечает Владимир, до сих пор можно было приобрести в представительствах авиакомпаний в крупных аэропортах России. Особенно это касается тех копий самолетов, что были выпущены ограниченными партиями. «Модели «Herpa» авиакомпании Lufthansa считаются, например, уже коллекционными. Если пять лет назад такие копии воздушных судов стоили порядка 150 долларов, то сейчас становятся дороже, так как данные авиационные модели уже сняты с производства, — рассказывает коллекционер. — Еще одна редкая модель — Як-40, сейчас она оценивается в сумму порядка 5—7 тысяч рублей. Ценность для коллекционеров представляет и модель авиакомпании «Россия» самолета Ту-154М. Она выполнена с полной детализацией — двигается механизация крыла, шасси, присутствуют антенны УКВ и трубки приемников воздушного давления. Хотелось бы, конечно, иметь в своей коллекции и Ту-154Б авиакомпании «Аэрофлот», который являлся официальным перевозчиком Олимпиады 1980 года. Эту модель я бы ни за какие деньги не отдал!»

Возрастная категория материалов: 18+