• Фото газеты Salut! Ça va?
  • Фото: wikipedia.org

— Мы не историки, поэтому не претендуем на какие-то серьезные исследования, но нам единственным посчастливилось отыскать могилу супруги первого генерал-губернатора Восточной Сибири, — рассказала о своих открытиях главный редактор газеты Salut! Ça va? Ольга Кухаренко. Но обо всем по порядку…

Любовь с первого взгляда

О жизни жены Муравьева-Амурского, француженки по происхождению, журналисты газеты решили поведать в одном из весенних номеров.

— В мае номер был посвящен 160-летию Благовещенска, мы подумали, что в нем обязательно должна быть статья о жене-француженке нашего первого губернатора Николая Муравьева-Амурского, — пояснила главный редактор газеты Salut! Ça va? Ольга Кухаренко. — Во время подготовки столкнулись с тем, что и мы, и многие жители нашей области, впрочем, как и российские серьезные историки очень мало знает о супруге Николая Николаевича.

Точно известно одно — Николай Николаевич женился на француженке, привез ее в Россию. Можно только представить, как нелегко жилось утонченной иностранке в России, поэтому амурчане решили узнать об этой женщине как можно больше.

Николай Николаевич Муравьев-Амурский служил генерал-губернатором Восточной Сибири с 1847 по 1861 год.

— Узнала о книге Нины Дубининой, посвященной супругам Муравьевым-Амурским, но она была только в Хабаровске, — рассказала о начале поисков главред газеты. — Связалась с автором, которая уже уехала с Дальнего Востока. Та ответила, что судьба Екатерины Николаевны, в ее французские периоды жизни — до супружества и после смерти графа, практически неизвестна российским историкам. В серьезных изданиях указывались даже разные имена графини.

Однако это не испугало отважных исследователей.

— Как оказалось, супругу Муравьева-Амурского в девичестве звали Элизабет Буржуа де Ришмон, только после крещения она стала Екатериной, — продолжила Ольга Кухаренко. — Граф познакомился с юной француженкой на берегах Рейна на курорте в Германии. Элизабет тогда было всего 19 лет, Николай Николаевич был гораздо старше. Это была любовь с первого взгляда. Будущий губернатор был поражен молодостью и красотой девушки, юная француженка была пленена галантностью русского. Поначалу граф не стал делать предложение, так как у него не было стабильного состояния на тот момент. Гораздо позже, уже когда Николай Николаевич стал губернатором Тульской области, он сделал предложение. Элизабет де Ришмон приехала в Россию и стала Екатериной.

Непростая жизнь в России

Историки пишут о Екатерине Муравьевой-Амурской как о чрезвычайно красивой, образованной женщине, с добрым мягким характером, которая очень полюбила свою новую родину — Россию.

Кстати, внучатый племянник Муравьева-Амурского — Василий Сергеевич, который несколько раз был на амурской земле, тоже припомнил семейную легенду. Он рассказал, что граф в быту был спокойным тихим человеком. На работе, правда, иногда выходил из себя и взрывался. Успокоить его мог только один человек — супруга Екатерина Николаевна.

— Резиденция Муравьевых-Амурских находилась в Иркутске, и, к сожалению, очень много документов погибло в одном из пожаров. Сохранились лишь какие-то отрывки писем, в основном семье декабриста Волконского, — продолжила главред газеты Salut! Ça va? — Кстати, в Иркутске Екатерина Николаевна тесно общалась с высланными декабристами.

В Иркутске чета приютила девочку, Софью Чайковскую, которая позже примкнула к революционному народническому движению. В 1878 году приемная дочь Муравьевых-Амурских арестована, а после заключения в Петропавловской крепости выслана в 1880-м в Вятскую губернию.

В поисках могилы Элизабет-Екатерины

Самым большим открытием стало то, что амурчанам удалось отыскать могилу супруги Муравьева-Амурского. О том, где похоронена Екатерина, было известно совсем мало — упоминался город По, склеп семейства Ришмон. Точное расположение могилы было неизвестно.

— Одна из наших студенток однажды проходила стажировку в том городе По, откуда родом супруга Муравьева-Амурского, — рассказала Ольга Кухаренко. — Я обратилась к ней за помощью, попросила найти дом, где жила будущая графиня. И она познакомила меня со своим другом-французом Полем Мира, который обожает Россию, а заодно является руководителем отдела по культуре и истории мэрии города По. Он пошел в местную мэрию, узнал, что вилла Ришмон находилась в городе Желос. Ему повезло. В мэрии ему дали не только адрес виллы, но и план месторасположения семейного склепа на муниципальном кладбище, где похоронена Екатерина. Без документов разобрать, кто там похоронен, было невозможно, никаких надписей на погосте не сохранилось. Странно, что за столько лет могила не разрушилась, и ее не снесли.

Помимо могилы, амурские исследователи нашли дом — виллу де Ришмон, где жила семья Элизабет до ее свадьбы. Узнали имена родителей, братьев. Заполнили еще одну неизвестную страницу истории.

— Через муниципальные архивы мы нашли этот дом. Сегодня он принадлежит ассоциации, которая помогает детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Мне кажется это очень символично, потому что у Екатерины Николаевны с Николаем Николаевичем не было своих детей, — отметила главред. — Линия де Ришмон тоже прервалась. Один ее брат всю жизнь прожил с матерью, так и не создал свою семью, а у второго брата было двое детей, но внуков не было. Благодаря сохранившемуся плану обнаружили еще один любопытный факт — при доме был парник. Это очень удивило коренных французов, так как во Франции не садят в парниках овощи. Видимо, Екатерина Николаевна привезла эту идею из суровой холодной России

Могила графа находится во Владивостоке

С могилой самого Муравьева-Амурского дела обстоят проще. После смерти его похоронили в столице Франции, где он жил с любимой женой.

— Дальневосточные купцы, которые частенько приезжали в Париж, в свое время возмущались, почему российский генерал-губернатор захоронен в склепе во Франции, и ходатайствовали, чтобы его перезахоронили, — подошла к финальной части беседы Ольга. — Говорят, решение положительное было получено и даже разработали маршрут, как вернуть останки. Место для захоронения тогда выбирали между Хабаровском и Благовещенском и выбрали как раз наш город. Однако революция помешала осуществить эти планы.

Второй раз к вопросу о переносе праха подняли в 90-х годах прошлого века. На этот раз прах Муравьева-Амурского все-таки перевезли на Родину. Во Владивосток — город, где первый генерал-губернатор Восточной Сибири никогда не был…



 

Возвращение Муравьева-Амурского: правнучатый племянник генерал-губернатора планирует приехать на юбилей Приамурья

Василий Муравьев-Амурский: «Ленин начал с разрушения семьи» – потомок графа о родословной, отце, Ленине и поисках основ

Василий Муравьев-Амурский подарил Благовещенску таблички со старыми названиями улиц

Забытая память: могила графа Муравьева-Амурского для владивостокцев не стала культовым местом

Возрастная категория материалов: 18+