Ты меня на рассвете разбудишь
Пропуск на двенадцатую пресс-конференцию российского президента, которая последние годы проходит в Центре международной торговли на набережной Москвы-реки, начался за четыре часа до самого мероприятия — с 8 утра. В это время у входа в деловой центр уже стояла длинная вереница журналистов: погода благоприятствовала самым стойким, подарив совсем не декабрьские минус 2 градуса.
К 9 часам очередь росла не только на улице, но и перед дверями в сам зал пресс-конференции. Для простых смертных его двери открывают за 30—40 минут до начала встречи, для журналистов федеральных СМИ, входящих в так называемый кремлевский пул, который работает с президентом, есть отдельная дверь и, как следствие — лучшие места в первых рядах. Так, на глазах журналиста АП пришедшего спецкорра газеты «Коммерсантъ» Андрея Колесникова, много лет сопровождающего Владимира Путина и посвятившему этой работе две книги, быстро забрали и почти незаметно провели в зал. Поэтому наученные горьким опытом региональщики встали на подступах к главным входам за несколько часов до часа икс — чтобы успеть занять оставшиеся выгодные позиции.
Пока одни стойко ждали в очереди, вторые в буфете пили кофе с осетинскими пирогами и круассанами, а третьи — работали.
— Для всего нашего женского коллектива президент — супергерой! — весело раздавала интервью коллегам блондинка с картонным бюстом Владимира Путина в костюме Спайдермена.
В пресс-центре, где было установлено несколько десятков компьютеров с выходом в интернет, пишущие журналисты мониторили информационные сайты, неподалеку телевизионщики выходили в прямой эфир с последней информацией о подготовке к главному медиасобытию года. За час до начала в фойе появился генеральный директор Первого канала Константин Эрнст — прямую трансляцию пресс-конференции вели три главных телеканала страны.
И целого мира мало
Когда в 12.03 президент зашел в зал, вверх взмыли сотни мобильных телефонов и айпадов — историческое фото на память. Владимир Путин сразу признался: в этот раз он решил обойтись без отчета о социально-экономической ситуации в стране и предложил перейти непосредственно к вопросам. Распоряжаться заветными микрофонами по традиции начал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков: первыми их по традиции получили журналисты федеральных СМИ. Состояние российской экономики, цены на нефть, крупная взятка экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева, расследование убийства Бориса Немцова, взаимоотношения с Украиной, допинговый скандал — главные темы федеральных СМИ последних месяцев были озвучены и на пресс-конференции.
Впрочем, если Дмитрий Песков старался дать слово федеральным изданиям и телеканалам, то Владимир Путин, постоянно перебивая помощника, выбирал зарубежных журналистов: США, Великобританию, Турцию, Польшу. Самым запоминающимся стал вопрос американской газеты «Уолл-стрит джорнал» (The Wall Street Journal ).
— Возможно ли, что в следующем году состоятся досрочные выборы президента? — поинтересовался шеф российского бюро газеты Нэйтан Ходж.
— Какой страны? — уточнил Владимир Путин под громкие аплодисменты и смех в зале.
— Российской Федерации, — добавил американец.
— Сразу скажу: возможно, но нецелесообразно, — лаконично ответил глава страны.
Выборы в США и вмешательство в них со стороны России, отношения с избранным президентом Дональдом Трампом, гонка вооружений между двумя державами и урегулирование конфликта в Сирии — вопросы зарубежных журналистов касались мировых политических тем. И неважно, что Путин ответил на них в самом начале пресс-конференции. Все 4 часа по просьбе иностранных СМИ он высказывал свою позицию по аналогичным вопросам.
От губернаторов до «Боярышника»
Из 67 озвученных вопросов чуть меньше половины прозвучали от регионов. Строительство новых дорог и, конечно, моста через Керченский пролив, добыча угля и поддержка сельского хозяйства, отзывы лицензий у небольших банков, назначение новых губернаторов, пенсионная реформа, скандал вокруг «Ельцин-центра» в Екатеринбурге и борьба с суррогатным алкоголем.
Журналисты с плакатами и транспарантами так рьяно пытались привлечь внимание президента и его пресс-секретаря, что в какой-то момент Дмитрий Песков прервал мероприятие:
— Уважаемые коллеги, большая просьба: когда президент отвечает на вопрос, не вставайте и не машите плакатами — вы мешаете работать операторам!
В благодарность за заботу и профессионализм раздались оглушительные аплодисменты сотни операторов.
Некоторые озвученные вопросы касались всех регионов, однако дальневосточники, несмотря на креативные плакаты и выигрышные места в зале, микрофон ни разу не получили.
Журналист АП три часа стойко держала табличку со словом «Гектар»: газета хотела предложить президенту взять бесплатный гектар на Дальнем Востоке и личным примером поддержать программу, а заодно узнать, какими ещё мерами государство будет закреплять население в ДФО.
Правда, географически Дальний Восток все-таки прозвучал, причем дважды — когда журналисты напомнили президенту о хабаровских живодерках, попросив ужесточить наказание за жесткое обращение с животными и ввести должность уполномоченного по правам животных.
Любовь у ворот
Пресс-конференция продолжалась 3 часа 50 минут, после чего президент предложил журналистам завершить общение.
— Любовь быстро в ненависть переходит, если мы с вами пересидим,— отметил Владимир Путин и попрощался с залом.
Полторы тысячи журналистов после четырехчасовой встречи испытывали самые разные эмоции, а вот 80-летняя московская пенсионерка у шлагбаума Международного центра торговли была полна веры и надежды.
— Извините, а президент там еще говорит? — окрикнула меня пожилая женщина.
— Говорит, — я убегала в аэропорт за полчаса до окончания пресс-конференции. — Вы ждете кого-то?
— Его и жду. Уже три часа, — призналась она. — Вы не знаете, где его машина стоит? Хочу документы передать. Мне 80 лет, а меня соседи обманули: квартиру забрали.
Я объяснила, что на оцепленную Федеральной службой охраны и полицией территорию центра без спецпропуска попасть невозможно, и посоветовала обратиться в прокуратуру, полицию и к уполномоченному по правам человека. Она выслушала мои советы со снисходительной улыбкой.
— Я везде была. Никто не помог. А президент точно поможет. Я знаю, — заключила женщина.
Пенсионерка отошла в сторону, достала из пакета бутерброд и осталась ждать человека, который решает глобальные политические, экономические, а если его попросить — то и маленькие квартирные вопросы. Она точно знает.
Так обожать царя уже почти 20 лет и жить в такой нищете могут только россияне. Как там сказал Путин «у нас немного наивный народ»
— дауужжжжжж (гость)даа, очень сильно, жизненно. НЕ просто отписка с поездки. а уж последний эпизод и вовсе слезы вызвал... Какой может быть новый год и новые надежды... нет будущего ни у кого. только у сильных мира сего
— грустно (гость)