Диагноз на лицо
Шкафы, заставленные книгами, шахматы в боевой позиции, более 200 личных дневников и писем от разных женщин, сложенных в синие пластиковые папочки, и столько же статей, написанных в разные газеты.
— Конечно, мне далеко до Есенина, но, как говорится, чем богат, — улыбается 84-летний земский доктор Николай Сачков. — Люди, о которых я пишу, великие труженики — честные и порядочные. А события — оптимистические и жизнеутверждающие. Я люблю Россию, поэтому хочу видеть ее сильной и богатой, а людей — счастливыми. Но главное — здоровыми.
Видеть людей здоровыми — его профессия. Более 40 лет отдал он советской медицине. Даже будучи главврачом, не бросал терапевтическую практику. Об умении доктора Сачкова выставлять диагнозы в северном амурском городке легенды ходят. Жители микрорайона Солнечный говорят, ему хватало только на лицо посмотреть. Без всяких там УЗИ, томографов и прочих достижений современной диагностической техники. «Вот когда участковым работал, Сачков ходил к нам каждый день, надоедал своими правилами. До того въедливый: то один сдай такой анализ, то другой, иначе не выпишет. Мы даже прятались от него, дверь не открывали. Сейчас таких специалистов нет и мы никому не нужны», — делятся соседи.
Николай Сачков уже 20 лет на пенсии, но до сих пор к нему тянутся: то сердце кольнуло, посмотрите, то давление померьте. «На улице здороваются и благодарят, даже совсем молодые, — рассказывает Николай Александрович. — Разве всех упомнишь? За годы работы тысячи пациентов через меня прошли. Для терапевта что главное?! Поставить диагноз и назначить правильное лечение. От этого зависит исход заболевания. Я старался тщательно обследовать, бил тревогу по любому поводу. Ну и интуиция, конечно. У нас это называется «врачебный нюх». Поэтому нос надо постоянно держать по ветру».
Медицинская зона
— Родители мои — обычные крестьяне Казанской губернии. Молодые, двадцатилетние. Только поженились, работали с утра до вечера, пахали и сеяли. Жили — не голодали, потому что трудились не покладая рук. Их признали кулаками и сослали куда подальше, — вспоминает Николай Сачков. — Отобрали все имущество, посадили в холодный грязный товарняк и повезли в неведомые края. От Тыгды до Зеи добирались пешком. Обосновались в поселке Золотая Гора и вместо хлеба стали добывать золото. Здесь я и родился в 1933 году. В семье было семеро детей.
Более 40 лет отдал Николай Сачков советской медицине. Даже будучи главврачом, не бросал терапевтическую практику.
Время было тяжелое, голодное. После седьмого класса «кулацкий сын» решил пойти в Благовещенское речное училище. И вовсе не из-за любви к морям-океанам. В этом учебном заведении кормили и одевали. Однако судовая жизнь пришлась не по душе. Окончив два курса, Николай решил стать доктором. Пошел в вечернюю школу, получил аттестат зрелости и отправился в Иркутск поступать на врача.
Молодого специалиста распределили в Еврейскую автономную область, где сразу же назначили главным врачом Ленинской больницы. Потом перевели в Хинганск, где он работал терапевтом, а потом 15возглавлял районное ЦРБ.
— Пятнадцать лет для главврача, как и для арестанта, — большой срок, — шутит мой собеседник. — Редко кому удается продержаться на этой должности столько лет, ведь отвечать приходится за все. Например, в Ленинске сгорел барак, где жили медики. Акушерка гладила белье. Тут ее срочно вызвали в родильное отделение. Побежала и забыла выключить утюг. Пожарной команды в поселке не было. Кто виноват? Конечно, главный врач.
В 1982 году вернулся в родную Зею и шестнадцать лет проработал участковым терапевтом. В день пятидесятилетний специалист наматывал по 10—15 километров. Иногда пересаживался на велосипед, но к больным стремился и в дождь, и в снег.
С любимыми не расставайтесь
Литература — вторая любовь после медицины. В конце 90-х доктор Сачков вышел на пенсию и погрузился в книги. За свободные от работы годы написал четыре книги на разные темы. «Во имя победы» — очерки о жителях Зейского района, которые ушли на войну. «Сказание о Золотой горе» — месте, где он родился. Житейские мудрости философа с медицинским образованием собраны в издание «В нашей жизни всякое бывает» и, наконец, «Сорок лет в медицине. Записки врача» — главный итог своей деятельности.
Книга создана на основе дневников, их Николай Александрович вел с детства. Все, что волновало, выплескивал на бумагу. Жизнь страны эпохи 60—90-х годов уместилась в стопке обычных школьных тетрадок. Их более 200, каждой присвоен порядковый номер, даты начала и окончания дневника. Почерк у этого врача на редкость разборчивый, даже каллиграфический — не как у его многих коллег.
— Я, как Горький, по натуре «собиратель и счастливейший из людей», — продолжает Николай Сачков. — Всю жизнь пишу дневники. Сохранил все письма, которые мне писали женщины. С одной переписка длилась 15 лет. Все это я обобщил, и скоро выйдет очередная книга «Мои любимые женщины».
Мы даже прятались от него, дверь не открывали. Сейчас таких специалистов нет.
На вопрос, не ревнует ли жена, что он воспевает соперниц, автор отшучивается: мол, и ее письма сохранил. Татьяна Николаевна — не просто супруга неутомимого романтика, но и личный секретарь-референт. Она набирает на компьютере написанные от руки рассказы мужа, редактирует и отправляет их по электронной почте. И если бы не эта муза, так бы и остались бесценные записки врача всего лишь дневниковыми записями.
— Я, когда увидела эти 200 дневников, начала думать — куда их девать? Решили перепечатать, оформить в полное собрание сочинений, — рассказывает Татьяна Николаевна. — Мы купили компьютер, затем принтер, начали набирать тексты и даже не представляли, что из этой затеи выйдет. Работаем в паре: я — наборщик, муж — корректор. Очень грамотный. Пишет, как по маслу идет. Может легко и просто рассказать о сложных и серьезных вещах. А главное — с юмором.
После фельетона о хамстве парикмахерской — в рядах АП
Творчество — это его жизнь. Ручка и чистый лист бумаги, это как чистейший и прозрачный зейский воздух, без которого никак. Вдохновение Николай Сачков черпает в прогулках по лесу. Обожает играть в шахматы (это еще и позволяет держать ум в тонусе, тренировать память, вырабатывать волю к победе) и собирать грибы. Здоровый и активный образ жизни, позитив и юмор — вот секрет его долголетия. Член городской Общественной палаты, член совета ветеранов, член литературной гостиной. Почетный доктор Зеи все успевает, не пропускает ни одно воскресное соревнование в шахматном клубе. Много читает, пишет статьи, письма в любимую газету. И сокрушается, что ему письма в конвертах стали приходить все реже и реже.
С «Амурской правдой» он познакомился в начале 50-х годов, будучи курсантом речного училища. В 1977 году на страницах АП появился его фельетон о хамстве и невежестве в советской парикмахерской. С того дня доктор Сачков в строю внештатных корреспондентов и самый преданный наш подписчик. За это время он написал около 200 интересных статей о своей малой родине и людях Зейского района. Николай Александрович не раз становился призером литературных и интеллектуальных конкурсов. «Многолетняя дружба с «Амуркой» дала мне интересную работу и возможность до сих пор находиться в строю. Помогла мне отточить мое писательское мастерство и получить уважение земляков, которые любят читать мои статьи. Да что я все о себе да о себе, — спохватывается пенсионер. — Люблю читать вашу газету. Она пишет обо всем, интересно и объективно. Уважаю за жизнеутверждающий характер. Не все в нашей стране плохо, как сообщают нам другие СМИ. Надо уметь видеть позитив, не сеять среди людей страх и уныние. В жизни ведь больше хорошего. Мне нравятся статьи о медицине, о сельском хозяйстве, о крупных областных стройках. Да обо всем читаю от корки до корки. Эх, дожить бы и до столетия «Амурской правды»!
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии