Хутор с прошлым

15

миллионов бесплатных гектаров готова раздать Амурская область

У Кольников пахнет лесной земляникой. На печи — ведро ароматного борща, жареные караси, выловленные утром в Архаре. Гостей встречают так, словно знакомы сто лет. Летнюю кухню селяне не запирают даже на время отъезда. «Пусть туристы останавливаются, отдыхают, тут есть кровать, посуда», — улыбается добродушная хозяйка. Елена Викторовна и Иван Палыч — и есть те самые современные отшельники, вдохнувшие новую жизнь в хутор, который с годами сравнялся с землей. От прошлого здесь  остались пара изб, разрушенных временем, и кладбище.

— Там похоронены мои бабушка с дедушкой, — рассказывает Елена Кольник.

Ее предки были староверами, сбежавшими от гонений с запада страны в амурскую глушь. «Бабушка рассказывала, как по пути сюда они на лодках шли по реке Оби, где-то добирались пешком, где-то — на быках и конях», — вспоминает семейные предания Елена Викторовна. В дорогом памяти хуторе появилась на свет и она сама.

— Вон под той сосной меня мамка родила в 65-м году! — показывает она на раскидистое дерево, подпирающее небо.

Рядом с ним Кольники заложили фундамент своего дома — прямо по соседству с поместьем своих дедов, о котором напоминает остов заброшенной колонки. «Наш дом будет светлым и уютным — а больше ничего не надо», — мечтают хозяева.

В поселке Татакан, где родилась Елена Кольник, давным-давно кипела жизнь. «Раньше это был хороший населенный пункт. Здесь стояла заготконтора — заготавливали пушнину, мясо, золото», — раскрывает исторические архивы глава Архаринского района Дмитрий Лукьянчук.

— На двух улицах стояло не меньше ста домов! Были медпункт, магазин, пекарня, куда на конях привозили муку, клуб, почта. От нас за 35 километров носили письма в деревню Дыды. У селян пасеки стояли на горах, — вспоминает детство Елена Викторовна.  

В 72-м она пошла в первый класс, и в этом же году татаканскую школу закрыли. «Пришлось людям перебираться в соседнюю Грибовку», — вздыхает коренная жительница села. Постепенно деревня опустела. Елена Викторовна успела стать горожанкой — работала кондитером в Благовещенске. А серебряную свадьбу Кольники сыграли в Архаре, где прожили почти всю жизнь, построили дом и родили детей. Земля предков спустя десятилетия стала собственностью муниципалитета, они здесь — гостями.

Дальневосточные перспективы

Снова получить право на фамильный участок позволил дальневосточный гектар. Архаринский район стал первым пилотным регионом Дальнего Востока, где с 1 июня 2016 года стартовала выдача безвозмездных наделов. Кольники одними из первых получили заветный сертификат.

— Взяли моторку, батька наш сдал на водные права, — рассказывает Елена Кольник.

«Вон под той сосной меня мамка родила в 65-м году!» — показывает Елена Кольник на раскидистое дерево, подпирающее небо.

Впервые за долгие годы здесь зажужжала пила. Архаринцы каждый день на лодке плывут к новой даче. Деревня в большинстве своем потому и была заброшена — добраться сюда можно только по воде или на вездеходе. А в распутицу некоторые отчаянные селяне идут 17 километров по сопкам пешком. Сначала на заросшем бурьяном участке Кольников появились летняя кухня и огород. Зимой по ледяному «асфальту» на ЗИЛе привезли вагончик с печью и кроватью, вскоре соорудили деревенские душ и уборную. Всем миром сделали причал на побережье Архары, которой будут любоваться из окон будущего дома. Стали сбегать на природу от людей и суеты с ночевками — отдыхать душой. «Я недавно щуку на 10 кило поймала!» — хвастает хозяйка, которая оказалась и удачливой рыбачкой.

— Связи у нас нет. Когда нужно по сотовому позвонить домой, я залезаю на березу, — смеется Иван Палыч.

Пока на даче они бывают набегами — в районном центре ждет хозяйство. Но архаринцы верят: построятся и когда-нибудь переедут в Татакан навсегда большой и шумной семьей. У Кольников шестеро детей, трое из которых — приемные. «Маме моей 84 года, а ее брату, деду Самсону, 91! Они сказали: «Не помрем, пока новый дом не увидим!» — улыбается Елена Викторовна.

И таких авантюристов нашлось немало. Сосед Кольников — житель Архары Вадим Островерх, первым возвел в Татакане деревянную новостройку, куда приезжает с семьей. «Здесь я отдыхаю, редиска, морковка растет. А в будущем хочу поставить пасеку», — делится он планами.

— Строительство в Татакане ведут 8 семей. Это первая земля, которая разошлась тут же после запуска программы — населенный пункт уже весь гектарами расчерчен. А всего наделы взяли 12 заявителей, — рассказывает глава Архаринского района Дмитрий Лукьянчук.

Новый поселок ждет электричество

6400

заявок подано на дальневосточный гектар в Приамурье. Лидеры по спросу — Благовещенский и Ивановский районы.

Несколько лет назад в исчезнувшем поселке оставался всего один житель — пенсионер Александр Заводнов, которого в шутку величали мэром Татакана. Оказавшись бездомным, в начале 2000-х он нашел кров в заброшенном хуторе. В этом году знаменитый «чиновник» трагически погиб — утонул в бурной местной реке. В администрации Архаринского района рассказывают: на опустевший дом бывшего начальника уже тоже нашлись жильцы. Интерес к земле предков стал поводом задуматься о возрождении легендарной деревни не только в памяти, но и на бумаге.

— По закону, населенный пункт может быть оформлен, если в деревне стоит 6 домов, — отмечает глава района.

С получением статуса будет решаться вопрос и о подведении электричества к новой деревне. Пока жители вынуждены покупать мини-электростанции. «Телевизоры нам здесь не нужны. Но мы не можем поставить холодильник. Приходится хранить продукты в землянке», — рассказывает о проблеме Елена Кольник.

Местные власти идут навстречу инициативным жителям, пожелавшим восстановить село. Семье Кольник поспособствовали с получением разрешения на строительство. «Теперь они могут взять деляну в наших лесах и заготавливать льготную древесину на возведение дома», — поясняет Дмитрий Лукьянчук.

— Это значит, что я смогу даже прописаться здесь, получить адрес! — радуется Иван Кольник, который планирует назвать новую улицу Набережной, как в прежние времена.

Дмитрий Лукьянчук, глава Архаринского района:

— С 1992 года численность населения Архаринского района снижается ежегодно на 250 человек. Это естественная убыль и миграция. Мы надеемся, что дальневосточный гектар поможет остановить этот процесс. Уже подано 80 заявлений на землю, половина из них одобрена. В основном люди хотят заниматься пчеловодством. Архаринский район готов выдать до 1 миллиона гектаров. Более ста тысяч наделов — это сельхозугодья, пригодные для возделывания, но не освоенные.

Россияне хотят разводить в архаринской глубинке лесной орех, коз и запускать катамараны

63

процента заявителей хотят заниматься на бесплатной земле сельских хозяйством, 15 — берут наделы под строительство жилого дома

Вопреки расхожему мнению о том, что люди бегут с Дальнего Востока, заявки на гектары подает вся Россия. Только в Архаринском районе 15 наделов раздали жителям разных уголков страны. «Я выросла на земле, у меня всегда была мечта развести свой сад и орешник», — рассказала корреспонденту АП по телефону бухгалтер из Ставропольского края Марина Мазепина. В марте вместе с мамой, которая и была инициатором переезда, она подала заявку на дальневосточный гектар в селе Антоновка Архаринского района. В будущем году женщина готова бросить работу и познакомиться с новой землей.

— Я планирую выращивать амурский бархат и лесной орех, — делится планами авантюристка. — Те саженцы, которые я хочу разводить, начинают плодоносить через три года. К окончанию срока, в течение которого землю нужно освоить, у меня уже будет первый урожай.

«Я взял участок рядом с озером, открою базу для семейного отдыха — пущу по воде катамараны».

В нашем регионе Марина Владимировна никогда не была. Прежде чем вступить в авантюру, изучила Приамурье через интернет и решилась. Как и Ольга Молчанова из Челябинской области. «Мне 36 лет, я больше 15 лет работаю юристом на предприятии и чувствую, что занимаюсь не тем делом», — признается она. В село Антоновка Ольга Васильевна хочет переехать с дочерью, построить дом и разводить коз.

— А почему бы и нет! Я уже и вакансии в Амурской области смотрела, — рассказывает женщина.

Климат Амурской области привлек на нашу землю учителя труда из города Борзя. Прожив всю жизнь в Забайкальском крае, Михаил Лопатин готов сменить прописку на амурскую. «Через три года мне на пенсию, хочу заняться своим делом», — делится он.

Пока Михаил Николаевич строит планы. «Я взял участок в Архаринском районе рядом с озером. Если получится, открою базу для семейного отдыха. Пущу по воде катамараны», — предполагает будущий бизнесмен.

Еще одна мечта педагога — открыть на гектаре центр спортивно-технического творчества. «Хочу заниматься с детьми конструированием сельхозтехники», — размышляет он.

Возрастная категория материалов: 18+