Антимонопольщики области подчеркивают, что «жалобщики» в сфере закупок — явление не новое, однако сегодня их деятельность приобретает угрожающие масштабы. Об этой тенденции говорится в докладе службы за прошедшие 9 месяцев. Документ оказался в распоряжении «Амурской правды».
Специалисты отмечают, что с «профессиональными жалобщиками» рано или поздно сталкивается каждый заказчик. Даже те, кто досконально знает законодательство о контрактной системе. При этом жалобщики зачастую даже не занимаются тем видом деятельности, в рамках которой происходила закупка товара, работ или услуг. Более того, даже не намерены участвовать в конкурсном отборе. Однако данные факты не являются основанием для отказа в рассмотрении поступившего обращения.
Поступление жалобы неизбежно приводит к тому, что заказчику приходится тратить время, деньги и силы на проведение повторной закупки.
С начала 2017 года в амурское УФАС России от «профессиональных жалобщиков» (организаций, которые наиболее часто пишут жалобы исключительно на документации о закупках и никогда сами участие в этих закупках не принимают — Прим. УФАС) поступило 49 жалоб, что составляет 58 % от количества рассмотренных антимонопольным управлением жалоб.
— Необходимо отметить, что около половина указанных жалоб являются обоснованными. В ходе проведенных внеплановых проверок нарушения в действиях заказчиков были выявлены, выданы предписания. Это свидетельствует о том, что пишут такие жалобы не просто штатные юристы организаций, а профессионалы, цель которых не победить в закупке, а затянуть ее либо вовсе отменить. Сегодня «профессиональные жалобщики» — это бизнес, — говорится в докладе.
В документе также описана схема заработка «жалобных бизнесменов». В частности, они предлагают заказчику или победителю закупки отозвать свою жалобу за вознаграждение. Расчет на то, что победителю легче заплатить отступные, чем рисковать победой в закупке, а заказчик избавится от потенциального штрафа и проведения закупки заново. Кроме того, жалобщики предлагают свои услуги определенным поставщикам товаров, работ или услуг: посредством нескончаемых жалоб на конкурентов они обещают победу в конкретной закупке.
Успех жалобщиков во многом обусловлен постоянно меняющимся законодательством в закупочной деятельности, констатируют антимонопольщики. Заказчики не успевают уследить за изменениями и размещают документации о закупках по имеющемуся шаблону. Этот момент как раз на руку «профессиональным жалобщикам».
— Безусловно, «профессиональные жалобщики» наносят вред заказчикам, срывают процедуры закупок и, соответственно, сдвигают сроки плановых мероприятий по ремонтам, строительству, закупке товаров и услуг, — пишут авторы доклада. — С другой стороны, учитывая процент обоснованности жалоб, нельзя отрицать тот факт, что такие жалобы в какой-то мере совершенствуют закупочную деятельность заказчиков, указывая на нарушения законодательства в документациях.
Специалисты антимонопольной службы подчеркивают, что попытки выманить у заказчика или участника закупки вознаграждение имеют признаки уголовно-наказуемого деяния. О подобных фактах заказчикам следует сообщать в правоохранительные органы.
Региональное управление ФАС России намерено обсудить эту тенденцию с общественностью. Публичные слушания доклада пройдут 26 сентября в Амурской областной научной библиотеке.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии