Сергей Алексашенко не видит ничего странного в событиях, которые развиваются вокруг авиакомпании «ВИМ-Авиа». Об этом он рассказал в эфире радиостанции «Эхо Москвы» в программе «Персонально ваш». В России, по мнению эксперта, количество авиакомпаний значительно превышает существующие объемы перевозок.
— И просто идет такая конкурентная борьба и вытеснение слабых игроков, тех, кто пытается жить в кредит, надолго, таких как «Трансаэро», которое крутило свою задолженность, перекручивало, все наращивало и наращивало, — сказал Алексашенко.
Эксперт отметил, что к краху «ВИМ-Авиа» одновременно привели и внешние обстоятельства, и просчеты менеджмента компании. Отрасль авиаперевозок, по его словам, очень «длинная» с точки зрения прогнозирования. Любая авиакомпания, если она берет самолет в лизинг, должна планировать маршруты перевозок и пассажиропотоки на 10—15 лет. Если она его покупает, то это 20—25 лет.
— Я никогда не имел доступа к внутренним документам «ВИМ-Авиа». Но даже со стороны понятно, что, если компания накопила убытки, значит, она где-то просчиталась. Она могла просчитаться в нескольких позициях. Первое: ошибиться в прогнозе пассажиропотока. Вот они строили прогноз пассажиропотока в 2013 году, то есть до того, как экономика затормозилась, и, условно, считали, что они будут расти на 15 % в год и перевозить больше пассажиров. Но жизнь пошла по-другому: у них нет плюс 15, а есть плюс 5. А вовремя прогноз не поменяли, не отказались от каких-то самолетов, не отказались от каких-то рейсов, — поделился руководитель аналитической группы «Центр развития». — Второе: аренда самолетов Airbus или Boeing. За них — валютные платежи. Соответственно, если у «ВИМ-Авиа» полеты внутри страны, то люди платят в рублях. И это, что называется, валютно-курсовой риск: у вас доходы в рублях, а расходы в валюте. Девальвация 2014—2015 годов, безусловно, повлияла на финансовое положение всех авиакомпаний, в том числе и «ВИМ-Авиа».
В числе обстоятельств, которые сказались на отечественном рынке авиаперевозок, Сергей Алексашенко называет внешнеполитические события.
— Случился Крым, случился Донбасс, случились санкции, случилось обострение отношений в Турции, взрыв самолета над Синайским полуостровом. Пассажиропоток упал, и те авиакомпании, которые не смогли изменить свою стратегию, не смогли подстроиться под изменившиеся обстоятельства, они вылетают с рынка, — говорит эксперт.
«ВИМ-Авиа» практически повторяет путь других обанкротившихся перевозчиков — AiRUnion и «Трансаэро». Однако в отличие от ситуации с «Трансаэро» процесс идет болезненней и заметнее.
— «Трансаэро» был вторым по величине перевозчиком России. И, конечно, когда было заранее понятно, что «Трансаэро» идет на банкротство, правительство, Минтранс и Росавиация заранее договорились с другими авиакомпаниями, что будут перевозить их пассажиров, — вспоминает Сергей Алексашенко. — Поэтому в случае с «ВИМ-Авиа» решили, что игрок не очень крупный, что и так сойдет. Знаете, позиция правительства ведь очень простая: у кого есть деньги, и так улетят, заплатят и улетят, а у кого нет денег — ну, через неделю, через две начнем их вывозить.
При этом руководитель «Центра развития» не исключает, что в регионы — Амурскую область, Чукотку, Магадан — где «Вим-Авиа» была чуть ли не единственной авиакомпанией, связывающей их с внешним миром, может прийти «Аэрофлот». Но для этого населению этих субъектов необходимо заявить о проблеме, чтобы она дошла до правительственных верхов.
Ведущий: ― Подождите, а вот у «ВИМ-Авиа» есть рейсы в регионы, где больше никто не летает, это вот далекие Чукотка, Магадан. Я точно знаю, что, по-моему, в Амурскую область один «ВИМ-Авиа» летает из Москвы. Это отрезает людей от внешнего мира, получается.
С. Алексашенко: ― Ну и что? Сядут на машину, доедут до Хабаровска. Жизнь справедливой не бывает. Вот если жители Амурской области, Чукотки или Магадана, куда летает только «ВИМ-Авиа», будут молчать, ну так к ним никто и не будет летать после января. Если они будут как-то возмущаться, значит, правительство вызовет главного директора «Аэрофлота» и скажет: «Надо». Ну они поторгуются, как правительство будет компенсировать убытки «Аэрофлота» от таких полетов, и «Аэрофлот» начнет туда летать. Видимо, просто пассажиропоток с той же самой Чукотки настолько маленький, что «Аэрофлоту» туда невыгодно летать, если туда летает «ВИМ-Авиа». «ВИМ-Авиа» перестанет летать, значит, станет летать кто-то другой.
Авиакомпания «ВИМ-Авиа» остановила чартерные перевозки и закрыла ряд внутренних направлений. Об этом стало известно 25 сентября на совещании в Росавиации.
Ранее «ВИМ-Авиа» обещала сохранить перевозки в Благовещенск до 2 октября. Но на совещании стало понятно, что авиакомпания не сможет сдержать слово. Из-за больших долгов за топливо «Татнефть» больше не заправляет воздушные суда «ВИМ-Авиа», а аэропорт Домодедово, перед которым перевозчик также накопил долги, не выпускает самолеты.
Накануне принято решение, что пассажиров регулярных внутренних рейсов «ВИМ-Авиа» будут перевозить семь других авиакомпаний — «Уральские авиалинии», «АйФлай», «Ред Вингс», «НордСтар», «ИКАР», «Северный ветер» и «Якутия». Они выразили готовность перевозить пассажиров по билетам «ВИМ-Авиа». Затраты им компенсируют за счет средств федерального бюджета. На эти цели будет выделено 200 миллионов рублей.
Возрастная категория материалов: 18+
Эксперт абсолютно прав. Все это — последствия безумной политики властей страны, как внешней, так и внутренней, А экономики в РФ никогда не было. Жили и продолжаем выживать исключительно за счет нефти и газа, цена на которые упала. Кремлю не жалко денег на войну в Сирии и на Днбассе, зато построить ВВП в аэропорту Благовещенска — средств нет.
— Эхо (гость)