Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский

Превратить знания в зарплату

— Андрей Долиевич, как вы оцениваете прошедшую вступительную кампанию? Преподнесла ли она сюрпризы?

— В первую очередь радует, что в университет в этом году поступило много сильных ребят, с высоким баллом ЕГЭ. С моей точки зрения, среди них есть совершенно выдающиеся ученики. Хорошо, что они никуда не уехали и приняли решение поступать к нам в АмГУ. Из таких же неожиданных для меня итогов — у нас каждый год неожиданно «выстреливает» какая-нибудь специальность, которая вдруг становится очень популярной у абитуриентов. Когда-то это были журналистика, государственное и муниципальное управление, в прошлом году туризм, а в нынешнем — религиоведение. На эту специальность поступили очень хорошие ребята, с очень высокими баллами.

«Талантливые дети рождаются везде и примерно равномерно, будь то Амурская область, Санкт-Петербург или Калифорния».

— С чем это может быть связано? Абитуриенты перестали гнаться при выборе будущей специальности за престижем и зарплатами?

— Нынешнее поколение в отличие от прежних понимает, как капитализировать свои знания и умения, как превратить их в хорошую зарплату и в хороший статус. А так как религиозные проблемы и неразрывно связанные с ними идеологические и нравственные проблемы в последние годы все время на слуху, то специалисты в этой области будут востребованы. Они нужны не только государству, но и крупным частным компаниям, которые работают в разных регионах. Что касается материальных моментов… Ребята разные. Кто-то выбирает сферу, где будет стабильная работа и заработок. А есть те, кто понимает, что в стремительно меняющемся мире у новых специальностей, которые сегодня, может быть, материально обеспечены не самым лучшим образом, есть высокий потенциал развития.

Бюджетные места для полезных вузов

— В этом году АмГУ удалось сохранить количество бюджетных мест на прежнем уровне на фоне их общего сокращения в региональных вузах. За счет чего это удается делать?  

— Федеральное Министерство образования оценивает региональные вузы по тому, как они способствуют решению основных региональных задач. Такие учреждения министерство поддерживает и выделяет им необходимое количество бюджетных мест. Мы, в свою очередь, участвуем в различных конкурсах по подготовке специалистов новых направлений, необходимых для региона. Это приносит свои плоды. Уже около 80 наших бывших студентов работает на космодроме Восточный. Это больше, чем подготовили для Восточного все другие вузы России, вместе взятые.

— В число этих восьмидесяти специалистов входят не только выпускники космических специальностей?

— Космодром начал функционировать, оказалось, что Роскосмосу нужны также энергетики, специалисты техносферной безопасности, информационных технологий и еще целый список профессий. Сейчас Роскосмос нам заказывает даже геологов и физиков. Для госкорпорации мы являемся одним из ключевых партнеров. С учетом этого опыта мы строим отношения с Газпромом и СИБУРом. Мы уже понимаем, что им потребуются не только выпускники кафедры химической технологии, но и другие — есть запрос на автоматчиков и специалистов по компрессорным и холодильным установкам. 

«Талантливые дети рождаются везде»

80

выпускников АмГУ работает на Восточном. Это больше, чем подготовили для космодрома все другие вузы России, вместе взятые.

— Год назад в приемной комиссии АмГУ отмечали, что амурские выпускники все чаще стали оставаться в регионе. Эта тенденция продолжается?

— В последние годы количество выпускников школ не увеличивается. Но с набором все в порядке. Думаю, на тенденцию получать образование дома влияет то, что для многих амурских семей отправить своего ребенка учиться в другой регион стало делом финансово неподъемным, поэтому многие выпускники остались здесь. Плюс в сложившейся экономической ситуации для многих важно попасть на бюджетные места. Дети и их родители нередко даже готовы поступиться тем направлением подготовки, куда хотелось бы поступить. АмГУ предлагает выпускникам школ очень широкий спектр профессий — от дизайнера до инженера и экономиста. У нас сегодня около 110 образовательных программ только в сфере высшего образования. У выпускников школ есть из чего выбирать. А дело по душе, как известно, одна из важнейших жизненных составляющих. Тем более что, отучившись по программе бакалавриата в регионе, они смогут пойти дальше — поступить в магистратуру любого другого вуза страны.

— Насколько амурское образование конкурентоспособно? Правильно ли поступают те, кто отправляет детей за знаниями за пределы Амурской области?

— С моей точки зрения, талантливые дети рождаются везде и примерно равномерно, будь то Амурская область, Санкт-Петербург или Калифорния. А вот источников получения знаний стало гораздо больше. Поэтому многое сейчас зависит лично от человека. Конечно, традиционные направления подготовки в АмГУ очень хорошего качества — наш энергетический факультет, например, является лучшим на Дальнем Востоке. И если смотреть в целом, то условия, которые могут создать АмГУ и, скажем, Дальневосточный федеральный университет — сегодня примерно одинаковы. Все зависит от того, как этими условиями и возможностями воспользуется конкретный студент.

Аккредитация — на первом месте

— Какие планы у вуза на следующий год, появятся ли в нем новые направления подготовки?

— Нас очень просят открывать новые специальности. Например, «радиотехнику». Такие специалисты нужны мобильным операторам, на космодроме, малых аэродромах, которые сейчас развиваются, а также в пограничных войсках. Открыть специальность предложил Роскосмос. На Дальнем Востоке по этому направлению подготовка вообще не ведется. Но у нас есть один ограничитель — осенью 2018 года АмГУ предстоит пройти комплексную государственную аккредитацию. Это очень серьезное испытание для вуза, так как в последние годы требования государства к высшим учебным заведениям заметно ужесточились. Поэтому силы всего коллектива университета будут направлены на успешное прохождение аккредитации. От того, как мы это сумеем сделать, будет зависеть очень многое. За 42 года мы всегда проходили аккредитацию успешно и, думаю, в следующем году снова добьемся успеха. Просто это очень напряженный момент, особенно сегодня, когда на наших глазах закрываются вузы, не аккредитуются те или иные специальности в выдающихся, с нашей точки зрения, университетах.

— Предприятия — партнеры вуза… Какой вклад они вносят в образовательный процесс и берут ли выпускников на работу?

— Сейчас у нас более 400 прямых договоров с компаниями, которые мы называем работодателями. Это и банки, и частные компании, а также правительство и законодательное собрание региона.

Наши давние друзья – энергетики. Нас с ними связывают четыре десятилетия сотрудничества. Они реально нам помогают. Еще одним нашим давним партнером является туристическая отрасль. Конечно, какой- то материальной поддержки мы от нее не видим, но турфирмы охотно берут наших выпускников на работу, помогают проходить студентам практику. Коллективы турфирм Благовещенка больше чем наполовину состоят из бывших студентов АмГУ.  Ну и, конечно же, госкорпорация «Роскосмос», которая уже несколько лет финансирует целевую подготовку по необходимым ей направлениям. В плане каких-то финансовых инвестиций глобальным компаниям сотрудничать с вузом полегче, чем небольшим фирмам, но мы рады взаимодействовать со всеми.

— По-вашему, кто будет востребован на рынке труда через 5-10 лет?

—Будут востребованы специалисты, которых сегодня не готовит никто. Во-первых, это логисты и китаеведы. Чтобы мы ни думали, но все мировые процессы — от энергетики до экономики — сейчас замыкаются на Китае. Безусловно, будут востребованы специалисты в области информационных технологий, но,  подчеркну,― хорошие специалисты. Людей, умеющих работать в 1С-бухгалтерии или создавать маленький сайт, сегодня перепроизводство, а вот людей, способных работать в области искусственного интеллекта, кибербезопасности и Интернета-вещей — пока мало.

Мне очень жаль, что государство пока не заказывает большое количество специалистов с гуманитарной подготовкой. Приамурье находится на границе с Китаем и является форпостом России, поэтому все, что касается литературы, культуры и языка, как мне кажется, здесь должно очень серьезно поддерживаться. Я не знаю, будут ли такие специалисты востребованы в скором будущем, но уверен, что государство должно обратить на это очень серьезное внимание.

— Около года назад АмГУ пытался стать опорным вузом, но не вышло. Эта тема для университета еще актуальна?

— Мы снова будем участвовать в конкурсе. Он должен пройти в ноябре. В плане того, какие проекты мы предоставляем в Минобрнауки, к нам вопросов нет. В прошлый раз из 86 университетов России мы вошли в топ-25 по проектам. Почему дальше не получилось пройти, пока не могу понять. Непонятно мне и то, что ни один из вузов Дальнего Востока до сих пор не стал опорным. Такого быть не должно. 

— Вы на посту ректора уже много лет. Понятно, что за это время сделано многое. Но если составлять условный рейтинг ваших достижений, то какие три вы бы указали прежде всего?

— То, что я назову, ― не мои личные заслуги, а заслуги всего вуза за то время, что я его возглавлял. Во-первых, развитие инфраструктуры. Мы построили и запустили восемь объектов. Это то, что у вуза останется надолго. Во-вторых, мы открыли новые специальности, и сегодня АмГУ является многоуровневым университетом.  Вуз сегодня очень устойчив к колебаниям спроса на те или иные специальности. В-третьих, мне очень важно, что в АмГУ мы создали благоприятную среду и систему поддержки молодых людей, которые хотят реализовать себя в университете. Сейчас у нас подросла уже целая плеяда молодых докторов наук и кандидатов. Так что за будущее АмГУ мне не страшно.

 «Мы могли бы замахнуться на создание интерната для одаренных детей»

— В последние годы вузы начали открывать на своей базе колледжи и лицеи. Для чего? Какие перспективы у этого направления? Не начнут ли вузы открывать еще и детские сады?

— В регионе существуют определенные проблемы со школьным образованием в области естественных наук. Мы открывали лицей на базе АмГУ, чтобы понять, в чем заключается проблема научить детей физике, математике и химии. Сначала это были 9, 10 и 11-е классы, но позже оказалось, что проблема возникает раньше. Когда ребенок приходит в 9-й класс, его еще можно «натаскать» по предмету, но, скажем, привить любовь уже не получится.

Отсутствие помещений пока не дает нам возможности открыть полноценную школу на базе вуза. А если были бы общежития, то мы могли бы замахнуться на создание интерната для одаренных детей. Это очень важно с точки зрения апробации новых методик образования. Мы взаимодействуем с массой ассоциаций продвинутого школьного образования и подготовки одаренных детей. Пытаемся брать оттуда новые методики. Так, в конце октябре по просьбе Роскосмоса мы проводим первую в истории космическую смену в лагере «Океан», где соберутся 250 подготовленных ребят со всей России.

Профессиональное образование тоже очень необходимо. Ведь не всегда компаниям нужны дорогие специалисты с высшим образованием. У СИБУРа, например, на всех позициях работают люди с высшим образованием, а Газпрому нужны специалисты со средним профессиональным образованием. Существует топ-список 50 наиболее перспективных и востребованных профессий среднего образования России по версии Минтруда. Однако я пока не вижу в Амурской области техникумов и колледжей, способных осилить эти специальности по требованиям к оборудованию и к преподавательскому составу.

Открывая колледж, мы исходили из других позиций. После введения ЕГЭ около половины девятиклассников стали уходить в колледжи, опасаясь идти в десятый класс. Мы подумали: что же мы теряем эту половину ребят, которые такие же одаренные, но просто засомневавшиеся в своих силах? А у выпускников колледжей есть возможность поступить в вуз, минуя ЕГЭ. Жизнь подтвердила, что мы приняли абсолютно правильное решение. И у нас сейчас все студенты-энергетики до третьего курса обязательно должны получить рабочую специальность.

Возрастная категория материалов: 18+