• Фото: bolshoikino.ru
  • Фото: Дмитрий Тупиков

Марина Романова в Хабаровске читает собственный курс лекций, посвященных отражению истории в масс-медиа. В основе его лежал разбор исторического кино, пока студенты не обратили ее внимание на «Игры престолов». Один из самых дорогих сериалов HBO, снятый по циклу книг Джорджа Мартина, стал уникальным событием с точки зрения вовлеченности зрителей. Уже семь лет он держит у экранов жителей всего мира. Но, как отмечает Марина Ибрагимовна, многие сюжетные ходы и характеры персонажей Джордж Мартин почерпнул в реальной мировой истории, успешно смешав в романе разные эпохи и страны. При этом фантастическая составляющая «Игры престолов» как раз помогает связать воедино исторический микс и убрать логические противоречия.

Три основных временных и территориальных пласта, которые можно выделить в романе и сериале, — это отражение античной культуры, связанное с сюжетной линией Дейнерис Таргариен, и отражение эпох раннего и позднего Средневековья.

Дейнерис —Томирис

Прообразом Дейнерис, вставшей после смерти мужа кхала Дрого во главе кхаласара, могла быть царица массагетов Томирис. Правительница кочевого скифского народа известна победой над персидским царем Киром II, которому она отомстила за смерть сына. Ее считали дочерью Великого дракона. Дейнерис же стала Матерью драконов.

Кстати, муж Дени — Дрого, предводитель одного их самых больших племен дотракийцев, напоминает Чингисхана. А создавая воинов-кочевников Дотракии Джордж Мартин объединил черты нескольких народов: гуннов, готов, монголов, скифов и северо-американских индейцев.

Вестерос — средневековая Британия

Карта семи королевств Вестероса очень напоминает средневековые Британские острова. В V—VII веке англосаксы основали на этой территории как раз семь королевств, которые в IX веке объединились в одно. «И Мартин на этой территории намешал массу разных народов», — добавила Марина Романова.

Основная сюжетная линия «Игры престолов» — противостояние домов Ланнистеров и Старков — почти идентична известному эпизоду английской истории XV века: соперничеству двух аристократических родов Ланкастеров и Йорков, позже названному Войной Алой и Белой розы. Борьба за власть двух аристократических родов раздирала страну в течение 30 лет — с 1455 по 1485 год.

— Даже названия кланов в романе Мартина созвучны реальным: Ланкастеры — Ланнистеры, Йорки — Старки, — отмечает Марина Романова.

Также как и в сериале, причиной реального многолетнего конфликта во многом стали решения, принятые красивой, волевой и очень амбициозной Маргаритой Анжуйской, супругой английского короля Генриха VI.

Роберт Баратеон — Генрих VI 

Короля семи королевств Роберта Баратеона, со времен правления которого начинаются события в первых книгах «Игры престолов», историк сравнивает с английским королем Генрихом VI. Правитель из рода Ланкастеров слыл безумным из-за своей гуманности и ненависти к насилию. С Робертом же его роднит в первую очередь несчастный брак.

Серсея Ланнистер — Маргарита Анжуйская

Английская королева Маргарита Анжуйская, которая фактически подчинила своей воле мягкого Генриха, стала прототипом Серсеи Ланнистер. Маргарита вышла замуж за короля в 15 лет. Она была очень красива, но при этом имела жесткий характер, сильную волю и невероятную жажду власти. Маргарита окружала себя фаворитами, причем ей вменяли и роман со своим двоюродным братом. Серсея, впрочем, пошла дальше, вступив в связь с братом-близнецом. 

Джоффри Баратеон — Эдуард Ланкастерский

Прямого прототипа в войне роз имеет и наследный принц Джоффри, сын Серсеи, рожденный от родного брата. Один за самых ненавистных героев «Игры престолов» списан с сына Маргариты Анжуйской Эдуарда Ланкастерского. Кстати, современники обвиняли королеву, что ее сын рожден не от Генриха VI, а от одного из фаворитов.

— С самого детства ребенок обожал всех мучить и убивать, начал с кошек, а с 7 лет перешел на людей. Лично участвовал в пытках и отличался садизмом, — рассказала историк. — Умер молодым.

Правда, как отметила Марина Романова, Эдуарда не травили как Джоффри. Он погиб в сражении с войсками Йорков. По одной из версий принц пал на поле боя с оружием в руках, по другой — попал в плен при отступлении и был убит. И, кстати, в отличие от литературного персонажа Эдуард Ланкастерский не был коронован.

Эддард Старк — Ричард Йорк 

Прообразом благородного Неда Старка стал главный противник Ланкастеров, блистательный полководец Ричард Йорк. Ричарда и Неда сближает их биография. У обоих отцы были обвинены в измене и казнены, оба вернули свое положение благодаря военным талантам. Ричард Йорк от короля получил пост, созвучный статусу десницы в «Игре престолов», — одного из советников короны, также он был регентом на время болезни Генриха VI. Но королева Маргарита Анжуйская добилась отставки Йорка, он был изгнан. И в ссылке вокруг него начали группироваться недовольные тем, как сторонники королевы правят страной, что и привело к началу войны. Жизнь Ричарда закончилась трагично. Он потерпел поражение в битве с войсками Маргариты. Голову главы дома Йорков насадили на пику и украсили бумажной короной. Почти такую же судьбу Джордж Мартин уготовил Неду Старку.

Джон Сноу — Генрих Тюдор

Центральному положительному персонажу Джону Сноу, как отмечает историк, судя по всему, отведена роль Генриха Тюдора, представителя боковой ветви Ланкастеров, который закончил Войну Алой и Белой розы и положил начало одной из самых известных английских династий. Став королем, он женился на Елизавете Йоркской, чтобы окончательно примирить враждующие дома.

Реальный и вымышленный герои имели проблемы с родословной. Джон Сноу считался бастардом, а у Генриха незаконнорожденным был дедушка, что также лишало его прав на престол. Однако в итоге он был коронован по праву победителя.

Робб Старк — Эдуард IV

Некоторые эпизоды биографии Робба Старка, старшего сына Неда, напоминают о сыне Ричарда Йорка — Эдуарде. Молодой Эдуард также после смерти отца стал во главе дома Йорков и, как и Старк, политическому союзу предпочел брак по любви, женившись на очень красивой, но не очень знатной женщине Елизавете Вудвилл, которая к тому же была вдовой. Это привело к недовольству среди лордов и заговору, который, впрочем, был раскрыт.

Но, в отличие от вымышленного Короля Севера, Эдуард все-таки был коронован и успешно правил страной около 20 лет до своей кончины. После его смерти снова началась борьба за престол. Умер Эдуард IV естественной смертью. Тогда как Робб Старк был убит предавшими его вассалами во время свадебного пира.

Черный обед стал Красной свадьбой 

Красная свадьба, во время которой вырезали всю верхушку дома Старков, отсылка к историческому событию XV века — Черному обеду. Королевская династия Шотландии противостояла клану черных Дугласов. Представителей клана: 16-летнего графа Уильяма Дугласа и его младшего брата — пригласили на мирный пир в Эдинбург. В конце застолья слуги внесли блюдо с головой черного кабана — символом смерти. Обоих молодых людей и их спутников убили.

Тирион Ланнистер — Ричард III

Тириона Ланнистера историк сравнила с одним из сыновей Ричарда Йорка, который недолго успел побыть королем Англии и известен как Ричард III. Ребенок родился слабым и хворым. Но в итоге стал выдающимся полководцем. Во время правления провел ряд реформ, расширил торговлю и реорганизовал войско.  

Его брат Джейме Ланнистер, получивший золотую кисть вместо отрубленной — германский рыцарь Готфрид фон Берлихинген, известный как Железная рука. Потерял руку на поле боя, а вместо нее носил искусно сделанный железный протез, который позволял ему владеть мечом с прежним искусством.

Теон Грейджой — герцог Кларенс

Образ предателя Теона Грейджоя, воспитанника Неда Старка, взят с Джорджа Плантагенета или герцога Кларенса, третьего сына Ричарда Йорка. Он поддерживал притязания брата Эдуарда на престол, но затем переметнулся на сторону Маргариты Анжуйской. После снова перешел на сторону Йорков, а затем снова вступил в заговор против Эдуарда. В итоге был казнен — его утопили в бочке с вином.

Железнорожденные — обители Железных островов отчасти напоминают викингов, в том числе своими обычаями выбора вождя и женщинами-воинами. Но их организованность и дисциплина скорее отсылает к пиратским республикам.

Братство без знамен и их лидер Берик Дондаррион, которые поставили своей целью защищать простых людей в смутное время — напоминают о герое английских легенд Робине Гуде. Как и Робин, Берик является представителем дворянского, но обедневшего рода. Еще один участник братства — жрец Торос из Мирра, отличавшийся веселым нравом, любитель выпить и отважный воин, как отмечает историк, вылитый сподвижник Робина Гуда — монах Тук.

Арья Старк и ее пребывание у Безликих вызывает ассоциации с полулегендарной организацией ассасинов, воспитывавших убийц.

Впрочем, как отмечает Марина Романова, далеко не все персонажи имеют четких реальных прототипов. В том числе, по ее словам, не стоит сравнивать девушку-рыцаря Бриенну Тарт с Жанной д’Арк. «Должен же был Джордж Мартин и сам что-то придумать», — пошутила лектор.

Осада Константинополя легла в основу битвы при Черноводной

Битва при Черноводной — одно из самых значимых сражений Войны Пяти Королей «Игры престолов» — также имеет вполне исторические корни. У Джорджа Мартина руководивший обороной Королевской гавани Тирион Ланнистер успешно использовал дикий огонь, который невозможно потушить, против флота Станниса Баратеона. Точно так же, как во время осады арабами Константинополя в 721—722 годах защитники города применили против вражеского флота так называемый греческий огонь. Его точный состав не известен, но в производстве использовали селитру, масло и нефть. В итоге арабский флот был сожжен.

МНЕНИЕ:

Марина Романова, кандидат исторических наук

— Фильмы я, конечно, смотрю как зритель, но, к сожалению, периодически побеждает во мне историк. И это очень портит мое восприятие: начинаешь замечать просчеты и часто просчитываешь ходы. Кстати, если сравнивать сериал «Викинги» с отечественным фильмом «Викинг», то сериал выигрывает. И даже если сравнивать тот же «Викинг», и то, как в «Игре престолов» отражается Война алой и белой розы, сериал тоже выигрывает. Потому что с точки зрения историка наш фильм — стопроцентный провал. Иногда бывает поразительный момент: например, «Андрей Рублев» Тарковского: при том, что и одежда, и поведение героев не совсем исторично, и даже совсе м не исторично, но дух эпохи передает великолепно. И я его рекомендую студентам, как один из лучших фильмов для восприятия русского мироощущения.

Возрастная категория материалов: 18+