Школьники смастерили 14 ракет, которые поднялись на высоту 150 метров.Фото: АмГУШкольники смастерили 14 ракет, которые поднялись на высоту 150 метров.Фото: АмГУ

Время первых

— Виктория Владимировна, вы только что вернулись из Всероссийского детского центра «Океан», где проходила профильная космическая смена «Восточный старт». Из каких регионов были дети, за какие заслуги они попали в «космонавты»?

— В ВДЦ «Океан» находились ученики 6—11‑х классов из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Челябинска, Бурятии, Якутии и соседних наших регионов Хабаровского края и Приморья. Амурская делегация была самой большой — почти треть смены. Это ребята из лицея АмГУ и космических классов Благовещенска, Циолковского, Белогорска, Райчихинска, Шимановска и других районов Амурской области. На «Восточном старте» не было случайных людей. Ребята со всей России отбирались за особые заслуги и достижения, связанные с космосом. Это победители всероссийских физико-математических олимпиад, лучшие ученики профильных классов. Были не только физики, но и лирики. Это дети, которые пишут стихи и рассказы о космосе, снимают видеоролики, интересуются этой легендарной отраслью, любят и прославляют ее по‑своему. Для них была организована лаборатория «Медиакосмос». В конце смены физики запускали изготовленные своими руками ракеты, а лирики поделились видеосюжетами о событиях смены.

— Как на этом фоне смотрелась амурская команда?

21

день, с 21 октября по 10 ноября, во Всероссийском детском центре «Океан» проходила космическая смена

— Вожатые и преподаватели говорили, что дальневосточники очень эрудированные и целеустремленные. Когда подводили итоги смены, амурские школьники были представлены во всех призовых номинациях. Высокий уровень организации показала и команда преподавателей смены, ребята особо отметили талант нашего коллеги — учителя физики Валентина Темникова. Он руководил лабораторией «Физика космоса». В «Восточном старте» было задействовано 9 преподавателей и студентов АмГУ. Наша команда за несколько месяцев до начала профильной смены взяла на себя подготовку и проведение церемонии открытия и закрытия, вела почти все лаборатории и отвечала за результаты. Как сказали в администрации ВДЦ «Океан», это одна из лучших детских смен по организованности, слаженности и работоспособности за историю центра.

Успешный старт четырнадцати ракет

— Как в целом проходила профильная смена?

— Дети, конечно, были очень поглощены, я бы даже сказала, погружены в профильную деятельность смены. Каждое утро после вкусного завтрака и вожатских мероприятий ребята с удовольствием спешили в космические лаборатории для занятий по своему профилю. Кто‑то печатал детали ракет на 3D-принтере, кто‑то занимался сборкой двигателей, кто‑то просчитывал тонкости работы системы спасения, кто‑то моделировал спутники. Вообще, на базе ВДЦ впервые открылся своеобразный конструкторский центр космической направленности. На самом деле успешный запуск 14 ракет в конце смены — заслуга всех ребят. Программа была настолько интересной и насыщенной, что дети часто даже свободное время проводили в лабораториях. Надо отдать должное нашим коллегам из ВДЦ «Океан», учителям, сотрудникам, конечно же, вожатым — их помощь и поддержка детей были неоценимы.

Амурские школьники вошли в тройку победителей почти во всех призовых номинациях. Высокий уровень организации показала и команда преподавателей смены «Восточный старт», которая состояла из преподавателей АмГУ.

— Неужели ракеты не только взмывали ввысь, но еще и передавали нужную информацию на приемную станцию?

— Ракеты были сделаны из картонных тубусов, внутри каждой из них находились двигатель, спутник и система спасения. Каждой составной частью ракеты занималась команда из пяти человек, затем команды объединялись и монтировали всю конструкцию летательного аппарата полностью. Благодаря заряду (двигателю) ракета взлетала на высоту до 150 метров, спутник, находящийся на ее борту, в это время собирал данные о высоте, скорости полета ракеты, изменениях температуры. Данные, переданные со спутника, ребята обрабатывали с помощью специальных программ, затем представляли в виде графиков. Поэтому запуск имел еще и большое исследовательское значение.

— Получается, успешный запуск ракеты был единственной целью смены «Восточный старт»?

— Не совсем так. Во время смены на базе исследовательской лаборатории «Робототехника» был проведен целый чемпионат. За короткий срок смены ребята собрали и запрограммировали шесть роботов. После их презентации участники лаборатории выполняли ряд заданий. Таким образом, робототехника как один их аспектов космической индустрии запомнилась детям яркими соревнованиями и напряженной борьбой.

Директор общеобразовательного лицея АмГУ Виктория Еремина была в команде преподавателей, которые обеспечивали учебный процесс смены «Восточный старт».

— Расскажите, что такое ДЗЗ? И как эта загадочная аббревиатура связана с космосом?

— Весь «Океан» сразу же запомнил это сочетание букв, а расшифровывается оно как дистанционное зондирование земли. По сути, это снимки из космоса, которые ребята получали с помощью системы ГЛОНАСС. Снимки интерпретировались с различных точек зрения (наличие пожаров, обмеление рек, изменение рельефа и т. п.), так дети учились читать снимки из космоса. Например, ребята проследили рост больших скоплений мусора на территории Приморского края.

— Медиакосмос — довольно новая отрасль космической индустрии, не боялись включать ее в программу смены?

— Абсолютно нет. Современный ребенок очень много находится в медиапространстве, порой они сами могут нас научить чему‑то новому в этой сфере. Медиакосмос — это то, как мы можем освещать события космической отрасли. В рамках смены был организован вебинар, освещающий работу МКС. Океанцам было предложено усовершенствовать условия жизни космонавтов на МКС. Ребята предлагали сделать новые отсеки, усовершенствовать спортивную подготовку в невесомости.

— Виктория Владимировна, благодаря такой профильной смене и встрече с настоящими героями космоса у детей появляется желание связать свою жизнь с этой героической профессией. АмГУ — не только партнер смены «Восточный старт», но и кузница космических кадров. Вы себе уже абитуриентов присмотрели?

— Уверена, смена помогла ребятам полностью погрузиться в космическую отрасль. Дети 12‑й смены «Восточный старт» не только смогли укрепиться в желании связать свою жизнь с космосом, но и подобрать себе специализацию. Думаю, они обязательно придут работать в эту отрасль. Это действительно старт в профессию. Кстати, космонавт Сергей Авдеев похвалил воспитанников смены за знания и целеустремленность. Он рад, что у российского космоса такое будущее. А ведь еще в 90‑х и начале нулевых на вопрос, кем ты хочешь стать, мало кто из детей называл эту профессию. А сейчас к космосу появился огромный интерес. Ну а для амурских выпускников после профильной смены такой вопрос не стоит. У них уже есть путевка в жизнь — сертификат участника космической смены «Восточный старт».

Звездные гости

Во время смены «Восточный старт» к ребятишкам приезжали космонавты Николай Чуб и Сергей Авдеев. Они не только говорили о космосе и жизни на орбите, но и делились опытом и даже помогали на практике.

«Летчик-испытатель Николай Чуб, который сейчас в отряде космонавтов усиленно готовится к своему первому полету на орбиту, пообщался с детьми.

«Летчик-испытатель Николай Чуб, который сейчас в отряде космонавтов усиленно готовится к своему первому полету на орбиту, прилетел к нам всего на один день, но посетил практически все детские научные лаборатории. Как оказалось, его хобби — моделирование, — рассказала Виктория Еремина. — Вместе с космонавтом ребята сделали парашют для спутника — он успешно прошел испытания, его запустили с одной из ракет. Николай Александрович очень спортивный человек, в конце визита он с удовольствием принял участие в «Веселых стартах». Ребятам очень импонировали позитивный настрой, энергичность и простота космонавта, соревнования прошли дружно и весело.

«Восточный старт» также посетил знаменитый космонавт, экс-рекордсмен мира по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Авдеев. Ученый-астронавт трижды был на орбите и в общей сложности провел там 747 суток. Он поделился с ребятами опытом нахождения в космосе, рассказал про свои эксперименты, например об изучении кровотока в невесомости. Дети интересовались, что едят космонавты, как спят, моются и как восстанавливаются на земле.

Возрастная категория материалов: 18+