Николай Неведомский: «Такие памятники должны пробуждать интерес к истории».Николай Неведомский: «Такие памятники должны пробуждать интерес к истории».

Бронепоезд под откосом

Сковородинский район не затронула Великая Отечественная, но его земля обильно полита кровью амурчан. Досталось сразу после революции, однако в здешних местах Гражданскую войну можно лишь отчасти назвать братоубийственной. Зверствовали японцы, поэтому партизанское движение было не столько революционным, сколько освободительным.

— Когда вникаешь в эту историю, понимаешь, насколько время было страшное. Перелом эпохи, и дело даже не в революции. Люди, захороненные в братской могиле, прежде всего отстаивали свою землю, — рассказывает Николай Неведомский. — Невольно представляешь погибших женщину с ребенком, как она прикрывала своего сына. Или расстрелянный машинист паровоза. Какова его роль в борьбе с интервентами? Кто-то же пустил под откос целый бронепоезд. Может, именно этот человек был главным героем всей партизанской операции. Об этом постоянно думаешь, остаться равнодушным невозможно. В итоге настолько срастаешься с историей, что многие события снятся по ночам. Теперь 65 человек там лежат. Да, сто лет прошло, жизнь другая, но если сейчас появится этот памятник, то люди обязательно подойдут, постоят, задумаются.

17

амурских меценатов и 10 организаций финансово поддержали строительство исторического панно на братской могиле в городе Сковородино. Их фамилии и наименования будут отражены на новом памятнике

Сегодня автор самых известных памятников Амурской области вновь в усиленном историческом поиске. В марте этого года к Николаю Неведомскому обратились власти города Сковородино и Сковородинского района. Попросили оказать помощь в восстановлении одного из самых памятных мест Приамурья. Партизанская братская могила в Сковородине — одно из ключевых звеньев в целой череде событий освобождения Дальнего Востока.

Как известно, японские интервенты пришли в Амурскую область в 1918 году. Прикрывались благими намерениями. Поддерживали белогвардейцев, намеревались искоренить большевиков. Однако по большому счету занимались крупномасштабным грабежом. Вывозилось все — начиная с золота и промышленных станков, заканчивая пароходами. При этом с амурчанами захватчики особо не церемонились. Людей сжигали живьем, массово расстреливали. Не мудрено, что терпение местного населения закончилось очень быстро.

Уже спустя полгода, в начале зимы 1919 года, произошли крупные боестолкновения. По северу области действовали ольдойские партизанские формирования. Их главными целями был Транссиб, а также защита золотых приисков. Народное движение со временем обрело внушительный размах. Помимо пущенного под откос бронепоезда, были моменты, когда железная дорога полностью переходила в руки партизан. Например, известен случай, когда красноармейцы и рабочее ополчение две недели держали Транссиб от Алексеевска (ныне Свободный) вплоть до Могочи. Естественно, избежать потерь было невозможно.   

Одна земля на всех

Именно в тот момент на станции Рухлово (ныне Сковородино) были похоронены погибшие от рук интервентов амурчане. В 1919 году туда привезли павших из разных уголков нынешнего Сковородинского района. Далеко не все имели прямое отношение к военному делу. По словам Николая Неведомского, в одной земле покоятся командир отряда Красной гвардии и машинист паровоза, мастер депо и партизанский вожак, путевой обходчик и мальчишка-подросток, расстрелянный вместе с матерью. Обстоятельства гибели каждого конкретного человека сегодня узнать невозможно, но всех объединяет одно: все как один — жертвы оккупационного режима.

Главным элементом стала художественная реконструкция событий. 65 погибших амурчан выстроены на станции, им в лицо смотрят стволы вражеского орудия и пулемета, а за спинами паровоз и живописные сковородинские сопки. В нижнем углу по направлению к соратникам идет под конвоем сам Афанасий Сковородин.

Похоронили погибших возле церкви, напротив рухловского железнодорожного вокзала. Спустя год японская пуля настигла и первого председателя Рухловского поселкового совета Афанасия Сковородина. С тех пор его тело покоится рядом с соратниками по борьбе.

— Я родился в Сковородинском районе, в райцентре заканчивал школу. Там же работал в райкоме комсомола и в райкоме партии. Сколько себя помню, все массовые торжественные мероприятия проходили в районе центральной площади, рядом с братской могилой. Для моих земляков старшего и среднего поколения это место знаковое. Причем изначально там был установлен скромный обелиск из сварного металла. Верхушку венчала традиционная звездочка. К сожалению, со временем памятник да и само место захоронения пришли в упадок. Оставить все, как есть, значит, лишить нашу молодежь исторической памяти, — отмечает Николай Алексеевич. — Поэтому, когда встал вопрос о восстановлении памятного места, я вышел на известных в Сковородинском районе людей — Анатолия Викторовича Чиркина, Владимира Дмитриевича Кудрявцева. Также обратился за помощью к друзьям детства.

Афанасий Сковородин.

По словам Николая Неведомского, идею сразу поддержал глава Приамурья Александр Козлов. К работе уже не впервые охотно подключился известный амурский архитектор Валерий Сикерин. Практическая часть по отливу из чугуна легла на знаменитого мастера из города Касли Алексея Климушова. Каждый этап проходил при поддержке главы района Алексея Прохорова и городских властей.

Символизм с исторической достоверностью

В итоге проект получился не только всеобщим, но и масштабным. Высота памятника 2 метра, длина — 4.  Главным элементом стала художественная реконструкция драматических событий. 65 погибших амурчан выстроены на станции Рухлово, им в лицо смотрят стволы вражеского орудия и пулемета, а за спинами паровоз и живописные сковородинские сопки. В нижнем углу по направлению к соратникам идет под конвоем сам Афанасий Сковородин. Впереди символичное воссоединение с павшими товарищами.

Вывозилось все — начиная с золота и промышленных станков и заканчивая пароходами. Японцы сжигали людей живьем, массово расстреливали.

В реальной жизни на станцию Рухлово большинство погибших привезли уже мертвыми, но во главе авторской идеи памятника важен именно символизм. При этом все детали панно прописаны с максимальной исторической достоверностью. Паровоз американский, именно такие ходили по Транссибу в те годы. Элементы одежды партизан, униформы белогвардейцев и японцев, путевая стрелка — все прописано исходя из реалий начала 20-го века, вплоть до завалинки станционного здания. Автор идеи даже настроение русских белогвардейцев постарался отразить — угрюмые солдаты нехотя отвернулись от погибающих земляков. Явно свербит в душе.

— Пришлось поработать с архивами, большую помощь оказал Амурский областной краеведческий музей. Также отдельное спасибо музею прииска «Соловьевский» за фотографии партизан. Все детали тщательно изучались, потом я садился вечером за бумагу, брал карандаш и пытался добиться не просто красивой картинки. Изображение должно цеплять, быть глубоким. Сопки на заднем плане, с ними пришлось помучиться. Зато сейчас, когда смотришь на воплощение в чугуне, заметно, как изображение выполнено в разных уровнях. Оно практически трехмерное — в формате 3D, — делится секретами подготовки памятника Николай Неведомский.

Разбудить память

В настоящее время известны имена и фамилии 26 погибших амурчан в братской могиле. Не исключено, что после установки памятника неизвестных борцов с интервенцией станет меньше. Главное — разбудить интерес у потомков, уверены инициаторы исторического проекта. В нем приняли участие десятки неравнодушных меценатов и организаций, этот факт уже говорит о многом. Кстати, именно об этом упоминал президент Владимир Путин, подчеркивая: без привлечения частных инвестиций в сферу восстановления объектов культурного наследия достаточно сложно сохранить для будущих поколений россиян и всего мира уникальные памятники. То же касается объектов культурного наследия регионального значения.

— История Сковородинского района богата на исторические события. Про нее можно много рассказывать, начиная со времен подвига защитников Албазина и заканчивая строительством БАМа. И трагические события на станции Рухлово — не менее важная часть нашей истории. Афанасий Сковородин и его соратники отдали жизни за свободу своих земляков и делали это совершенно искренне. И можно сколько угодно говорить про то, что мы никому ничего не должны, но в историческом плане должны себе, — отметил один из меценатов, зампред амурского Заксобрания Юрий Кушнарь.  Уже известно, что в нижней части панно будут увековечены известные имена и фамилии погибших с учетом их возможного пополнения. С другой стороны будет расположен полный список благотворителей и меценатов, а по центру разместится надпись «Памятник Сковородину Афанасию Николаевичу и героям-партизанам, павшим в борьбе с японскими интервентами и белогвардейцами в 1919 — 1920 годах». Его открытие планируется уже нынешней зимой.

Возрастная категория материалов: 18+