Картину уже оценило жюри Каннского фестиваля. С 7 июня она появится в российском прокате. За два дня до старта компания «Мир кино» пригласила амурских журналистов на закрытый показ самого ожидаемого фильма сезона. Такое разрешение было достигнуто благодаря тому, что директор кинокомплекса «Благовещенск» Павел Буря стал одним из продюсеров «Лета».
Черно-белое «Лето» — картина, специально задуманная Серебренниковым в таком документальном цвете — рассказывает об отношениях лидера группы «Кино» Виктора Цоя с лидером рок-группы «Зоопарк» Майком Науменко и его женой Натальей. Причем именно воспоминания последней легли в основу сюжета. Главные роли в кинофильме сыграли германский актер корейского происхождения Тео Ю, Ирина Старшенбаум и лидер группы «Звери» Рома Зверь. Эта роль стала первой для музыканта, также Рома исполняет песни группы «Зоопарк». Сходство киношных героев фильма с реальными прототипами просто потрясающее. Даже патриарх русского рока Борис Гребенщиков (Боб) словно ожившая фотография сорокалетней давности. Все это погружает нас в эпоху андеграунда и квартирников, обшарпанных коммуналок с малюсенькими кухоньками, мрачных темных двориков и ободранных пригородных электричек. Словно на машине времени мы погружаемся в канувшую в Лету эпоху сторожей, кочегаров и дворников — самые популярные профессии ленинградских рокеров. Съемки «Лета» начались в Петербурге в июле 2017 года, однако уже через месяц Кирилл Серебренников был задержан по делу о хищении бюджетных средств. И все же режиссер смог закончить монтаж фильма, находясь под домашним арестом.
Жители 80-х — бунтари по натуре, они не борются с системой. Они в ней живут и творят.
Несмотря на черно-белый формат, восприятие от фильма самое что ни на есть красочное. Нет давящей тяжести уходящей советской системы, отчаянно агонизирующей и цепляющейся за старое. Здесь нет типичного гнетущего «совка», словно Молох пожирающего все на своем пути. Такую действительность воспел в «Довлатове» Алексей Герман-младший. Это уже не тот мрачный город-герой на Неве. Жители 80-х — неформалы 80-х, они устраивают языческие свистопляски в лесу, купаются голышом в ледяной Ладоге и греются, прыгая через костер. Бунтари по натуре, они не борются с системой. Они в ней живут и творят. Много алкоголя, клубы сигаретного дыма и разговоры о творчестве и месте поэта в рабочем строю.
От серой однотипной действительности уводит и сама музыка той эпохи. Она тесно переплетается с реальностью в виде снов и фантазий. Например, во время драки молодых людей в электричке с сотрудниками КГБ звучит западный агрессивный панк-рок. В переполненном автобусе недовольные граждане ругаются под более лиричного «Пассажира» Игги Попа, или герои мокнут под дождем на манер произведения «Идеальный день»» Лу Рида. Такой вот «Ла-Ла Ленд», но с ленинградским роковым уклоном. Не замечаешь, как сам начинаешь, сидя в кресле, подпевать Цою или Науменко. Есть в фильме и персонаж сам по себе. Человек-невидимка выносит свою оценку времени или людям. Временами он поднимает к зрителю черно- белые таблички с алыми буквами «Этого не было». Возможно, эта фигура и есть режиссер Серебренников. Рожденный в конце шестидесятых, он человек эпохи 80-х.
«Да мало ли таких к Майку ходит, — говорят о восемнадцатилетнем пареньке с восточной внешностью и гитарой в популярной уже к тому моменту группе «Зоопарк». — Походят и перестанут». Однако упорный Цой не собирается сдаваться, хотя в компании и слывет «бездельником». Майк Науменко — потомственный ленинградский интеллигент и интеллектуал, которого вдохновляет западный рок. Он понимает его язык и думает, что лучше этой музыки уже создать невозможно.
Цой — наивный и романтичный юноша, чистый лист с рвущейся наружу энергетикой. Этим он и привлекает лидера «Зоопарка», который испытывает на тот момент муки творчества и поиск себя. Опека над талантливым юношей переходит в мужскую дружбу двух противоположных характеров.
— Мы не панки и не рок, мы не рыба и не мясо. Кто же мы тогда? — задается вопросом пэтэушник Витя Цой. — Да настоящий рокер может на дровах сыграть так, что улетишь.
Опека над талантливым юношей переходит в мужскую дружбу двух противоположных характеров.
Постепенно из несуразных парней вырастает группа «Гарин и Гиперболоиды», юмористический ансамбль в жабо. Такое название дает Науменко. «Кино» появится уже позже. Это слово рождается по ходу движения: кино, вино, домино.
— У нас в СССР рок — это искусство, а не подворотня, — заявляет партийная дама, куратор ленинградского рок-клуба. — Советский музыкант должен искать в человеке светлую сторону и занимать активную гражданскую позицию. Вот о чем песня «Восьмиклассница»?
— О половой распущенности, — отвечают во время худсовета авторы. — А песня «Время есть, а денег нет» о тунеядстве.
С пометкой «шуточная группа» «Гиперболоиды» вступают в ленинградский рок-клуб. Принимают их скорее в воспитательных целях. Так они при деле, на виду и хоть пить и воровать не будут.
— Когда твои песни будут горланить пионеры в парадных, — говорил о популярности Майк Науменко Цою во время записи его первого альбома. И как в темную воду Невы смотрел. До сих пор горланят, и не только пионеры. Цоя поют все. Даже через 30 лет после его гибели «Кино» остается самой знаменитой и неповторимой российской рок-группой. Но без Науменко не было бы Цоя. Кстати, старший товарищ и учитель ненадолго пережил своего ученика. Лидер группы «Зоопарк» умер ровно через год. Но в фильме Кирилла Серебрянникова их лето никогда не кончается. Хотя «киношная» песня «Скоро кончится лето» — саундтрек летней премьеры.
Афишу благовещенских кинотеатров можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии