Строение в центре Зеи передано под музей золотодобычи в юбилейном для района 2001-м. Л.СоколовскаяСтроение в центре Зеи передано под музей золотодобычи в юбилейном для района 2001-м. Л.Соколовская

Второе рождение старинного дома

Всем известно: мал золотник, да дорог! Музей золотодобычи тоже невелик, однако в небольшом строении в центре города спрятан настоящий клад! Клад для любителей старины, краеведов и тех, кто связан с добычей драгоценного металла. Уникальная коллекция пополняется с каждым годом, при этом сотрудники стараются сохранить компактность экспозиции, предлагая взору посетителей наиболее интересное.

Фото: Любовь Соколовская

Само здание, расположенное на центральной улице Мухина, овеяно историей. Так, 1910 год для Зеи ознаменовался тем, что в городе, деревянном, как и большинство населенных пунктов в то время, построили два первых каменных дома. В одном открыли корейскую парикмахерскую, а в другом — китайскую закусочную. За более чем вековую историю оба здания не единожды меняли свое предназначение. В конце концов на месте «чифаньки» появилось учреждение культуры: один из немногих примеров, когда последовательность была именно такой, а не обратной.

— Летописи здания, несмотря на его уникальность, к сожалению, никто не вел. Сведений, подкрепленных архивными данными о том, как использовалась постройка в первой половине прошлого века, не сохранилось. Но, если верить рассказам старожилов, в разные годы здесь располагались контора по продаже керосина, столовая школы механизаторов, городской архив. В 1965 году здесь открыли народный музей, позже переименованный в краеведческий, — рассказывает директор музея Мария Чухай.

Ценный экспонат — колеса вагонетки с клеймом «Париж» 1888 года.

Постепенно была собрана богатая коллекция, связанная с золотодобывающей отраслью. И после того как в распоряжение музея передали здание детского сада, каменный дом решено было превратить в «золотой» филиал.

Фото: Любовь Соколовская

Случилось это в 2001‑м — юбилейном для Зейского района году. Тогда местные золотопромышленники отмечали 125‑летие открытия золотоносной жилы на прииске «Иннокентьевский», расположенном в долине реки Уган.

А год назад музей пережил свое «второе рождение». Учреждению выделили 8,3 миллиона рублей на капитальный ремонт по президентскому нацпроекту «Культура». Такого «состояния» музей, несмотря на свою связь с природными богатствами, еще никогда не получал.

После проведенных работ старинное здание приобрело исторический облик, но в совершенно новом, современном прочтении. Облицованная красным кирпичом постройка выглядит элегантно днем, а в вечернее время, благодаря трехсторонней подсветке, приобретает торжественно-праздничный вид.

За счет средств гранта удалось преобразить экспозиции, старые экспонаты заиграли новыми красками. Фото: Любовь Соколовская

Конечно, изменения коснулись не только формы, но и содержания. За счет средств гранта удалось преобразить экспозиции. Стенды сделали по всем правилам, добавив спецэффектов и мультимедиа. Светящаяся карта Приамурья снабжена указателями, какими полезными ископаемыми богат тот или иной район, ниша с минералами дает представление о щедрости дальневосточной природы, интерактивный стол позволяет окунуться в историю отдельных артелей.

Благодаря дизайнерскому оформлению новыми красками заиграли старые экспонаты. Стоит понимать, что эпитет «старый» в музее — не оскорбление, а самая настоящая похвала.

Вековой столб и «кулибинка» в миниатюре

Дренажный ковш 1871 года. Фото: Любовь Соколовская

«Какой экспонат у вас тут самый дорогой?» — этот вопрос обязательно задают дети, пришедшие на экскурсию в музей. Конечно, они надеются увидеть сундук с золотом, ну или хотя бы слиток размером с голову. Однако самыми ценными — не в экономическом, а историческом смысле — можно считать дренажный ковш 1871 года, колеса вагонетки с клеймом «Париж» 1888 года, черпак для паромной добычи золота начала ХХ века.

Колеса вагонетки с клеймом «Париж» 1888 года, черпак для паромной добычи золота начала ХХ века и тачка для перевоза породы. Фото: Любовь Соколовская

Сложно представить, что эти невзрачные, почти грубые предметы долгие годы имели непосредственное отношение к благородному металлу. И если бы не они, золото так бы и осталось в недрах сурового края.

Именной столбик 1954 года, которым артельщики помечали свои деляны. Фото: Любовь Соколовская

— А вот столбики, которыми артельщики помечали свои деляны. Один датирован 1910 годом, а второй, более молодой, — 1954 года, уже именной: на нем вырезаны фамилии тех, кто взял участок в аренду. Благодаря ему мы знаем, что некие Баранов, Власов, Федотов, Вискулов и Селиванов приехали в наши края, чтобы попытать удачу, — говорит специалист по экспозиционно-выставочной деятельности Елена Тертица.

8,3

миллиона рублей получил музей золотодобычи на капитальный ремонт по президентскому нацпроекту «Культура»

По словам Елены Владимировны, экспонаты собирались повсеместно: как говорится, с миру по камушку, музею — коллекция. Многие экспонаты принесли местные жители: у кого‑то что‑то на чердаке лежало, у кого‑то на огороде ржавело. Две судовые кассы, в которых перевозили золото и документы, внешне напоминающие сундуки; лотки; тачка для перевоза породы; специальный коврик для промывки песка; черпаки для паромной добычи золота; дренажный ковш; судовые якоря; ручной бур — все эти и многие другие предметы появились в музее благодаря простым горожанам, занимавшимся когда‑то промыслом. Богатая коллекция минералов, приковывающая взгляды детей и взрослых, сформировалась во многом благодаря Николаю Коробушкину, проработавшему всю жизнь геологом и поделившемуся личной коллекцией с музеем.

Фото: Любовь Соколовская

Золотодобыча — это в первую очередь процесс, а любой процесс претерпевает изменения. Представить наглядно, как мыли золото сто лет назад, можно с помощью макетов. Например, конструкцию, получившую название в честь известного изобретателя, использовали с конца XIX века до 40‑х годов ХХ века. Люди, стоящие вдоль лотка, покрытого сукном, вручную отбирали крупную породу, а золотой песок оседал на ткани и подвергался дальнейшей промывке. Макеты шахтового копра и горного комбайна дают представление о том, как добывали желтый металл в середине прошлого века. Бочечная машина, лоточный или мускульный способ, паромная добыча — всё это были очень востребованные предметы в эпоху золотой лихорадки.

Узнать, как добывают золото сегодня, можно благодаря интерактивному столу, на экране которого можно увидеть не только фото, но и видео из артелей.

В музей приходят семьями

Среди посетителей музея немало иногородних. Были здесь приезжие, например, из Магадана, а были — из Сочи. Фото: Любовь Соколовская

Хотя Зею сложно назвать туристическим местом, музей золотодобычи не пустует. Причем среди посетителей немало иногородних. Зинаида Петровна и Сергей Николаевич, подробно рассматривающие фотографии на стендах, приехали из Магадана. Более 20 лет они проработали геологами и на экспозиции смотрят с чисто профессиональным любопытством.

Василий Георгиевич Болдырев тоже полжизни проработал в артели. Он привел в музей семью сына, приехавшую в гости из Сочи. 9‑летний внук Коля с интересом рассматривает «кулибинку» и другие конструкции, и засыпает вопросами и деда, и родителей, и экскурсовода.

Фото: Любовь Соколовская

«Мама, давай продадим машину, купим здесь золота, потом продадим золото и купим другую машину, подороже», — озвучивает мальчик после осмотра музея свой план экономического роста.

— Дети вообще очень любят наш музей. К нам приходят не только школьники, но и группы из детских садов. И нередко дети потом приводят к нам своих мам и пап, бабушек и дедушек. Конечно, чтобы заинтересовать подрастающее поколение, мы используем разные формы подачи информации — это и интерактивы, и игры в кладоискателей: у нас есть специальный игровой набор минералов и лоток с песком. Одна из наших задумок — проводить квесты в музее, — говорит Мария Чухай.

Ограбление века

Светящаяся карта Приамурья показывает, какими ресурсами богат регион. Фото: Любовь Соколовская

Среди посетителей музея нередко встречаются и довольно странные личности. Одни очень интересуются картографией, досконально изучают и фотографируют архивные материалы. Другие, купив билет, целенаправленно подходят к одному из стендов и, не проронив ни слова, через несколько минут покидают зал.

— Даже в наши дни есть люди, которые надеются найти Клондайк и разбогатеть. Они наивно полагают, что у нас есть карты с указанием золотых месторождений. Увы, многочисленные порой трагические истории «черных копателей» их ничему не учат, — вздыхает Елена Владимировна.

Фото: Любовь Соколовская

И в завершение вспоминает курьезный случай. Однажды для проведения акции «Ночь музеев» они подготовили для участников квест. В центре зала для антуража разместили «золотой» самородок. Вероятно, муляж получился очень похожим, так как весть о «драгоценном» слитке разнеслась по городу. В разгар мероприятия один из участников схватил «золото» и скрылся. Можно представить разочарование незадачливого грабителя, когда в трофее он обнаружил булыжник.

«На снимке — мой дед», или удивительные «Встречи» с предками

Нередко в Музей истории золотодобычи приходят для того, чтобы найти какую-то информацию о своих предках. Фото: Любовь Соколовская

Нередко в Музей истории золотодобычи приходят для того, чтобы найти какую‑то информацию о своих предках. Так, однажды в Зею издалека приехала молодая женщина с единственной целью — отыскать в музее хоть что‑то о своем прадеде. Она поделилась, что ее мама очень просила найти «след» знаменитого в свое время дедушки — семейный фотоальбом исчез, и вся надежда была лишь на музей.

Фото: Любовь Соколовская

К счастью, на одном из стендов как раз содержалась информация о прадеде. Им оказался Николай Лапин — горный инженер, видный золотопромышленник. У него было несколько приисков. Лапин не только успешно вёл дела, но и отличался творческим подходом: давал месторождениям оригинальные названия — например, «Неразгаданный», «Неожиданный». К сожалению, жизнь Николая Лапина окончилась трагически: после революции его раскулачили и сослали в лагерь. Однако стенд с фотографиями статного инженера и его семьи до сих пор украшает музей. Поэтому приезд правнучки на историческую родину был не напрасным: женщина, удостоверившись, что память о предке жива, уехала полностью удовлетворенной.

Бочечная машина, лоточный способ, паромная добыча —  всё это было очень популярно в эпоху золотой лихорадки.

Любопытно, что своего деда в фотоархиве музея обнаружила и… сотрудник музея Елена Тертица. Вышло это совершенно случайно: оформляя выставку, она заметила на снимке мужчину, похожего на ее деда.

Фото: Любовь Соколовская

— Насколько помню рассказы деда, там больше фигурировали лошади и гидравлик. Про работу на прииске он ничего не рассказывал, поэтому я и не связывала его род деятельности с золотодобычей. Но, показав фотографию маме, убедилась, что на снимке — мой дед! — поделилась личной историей Елена Владимировна.

Фото: Любовь Соколовская

В космическом дворике — ступени ракет

Во внутреннем дворике расположилась экспозиция, не связанная напрямую с золотодобычей. Здесь собраны ступени и сопла, найденные в зейской тайге после первого запуска космодрома.

Фото: Любовь Соколовская

— Их отмыли, удостоверились, что остатки не представляют радиоактивной опасности, и передали в музей. Поскольку это довольно габаритные экспонаты, мы решили, что их можно разместить под открытым небом, тем более что осадки им не страшны. Мы рассудили, что космическая и золотодобывающая промышленности для Приамурья — ключевые, поэтому соседство экспозиций — обоснованно. Зейский район всё‑таки играет не последнюю роль для космической отрасли: именно в нашей тайге находят отделяемые ступени ракет-носителей, — поясняет Мария Александровна. — Нам бы хотелось сделать своеобразный космический дворик: раскрасить стены граффити на межзвездную тематику, добавить аутентичных элементов. Уверены, что такой арт-объект будет привлекать и горожан, и гостей города.

Фляжка с золотом

Фото: Любовь Соколовская

И хотя золотопромышленники — это совсем не кладоискатели, дух авантюризма им тоже присущ. А потому посетители музея особенно любят истории об удивительных находках. Переходя из уст в уста и обрастая всё новыми подробностями, многие истории становятся в итоге байками. Именно как байку специалист по экспозиционно-выставочной деятельности описывала на экскурсиях случай из советского прошлого, как мальчишки, играя в войнушку в районе поселка Светлого (микрорайон в Зее), нашли фляжку с россыпным золотом. Родители пожурили школьников за желание присвоить найденное и сдали золото, как положено, государству. А буквально через несколько дней та же компания, копая очередную землянку, отрыла золотой слиток!

Фото: Любовь Соколовская

— Я читала про эту историю в газете, однако, не имея документальных подтверждений, слабо в нее верила, в чём честно и признавалась слушателям. И вот однажды, после моего скептического послесловия, одна из немолодых посетительниц и говорит: «Зря вы не верите. Всё именно так и было — я мама одного из тех «кладоискателей», — делится историей Елена Владимировна.

Фото: Любовь Соколовская

 

 

Музей истории золотодобычи находится по адресу:

г. Зея, ул. Мухина, 202. Телефон: 8 (416 58) 2‑17‑72.

 

Часы работы: 

вторник — суббота с 9:00 до 18:00. Выходные: воскресенье, понедельник.

 

Возрастная категория материалов: 18+