Жаль только, что получившееся в итоге малобюджетное и предельно глупое кино ничего и никого спасти совершенно не способно.

«Неистовый», помимо статуса палочки-выручалочки, получил и другие авансы: посмотрев трейлеры, эксперты наперебой принялись сравнивать фильм то с «Попутчиком», то с «Дуэлью», то даже с проектом Джоэля Шумахера «С меня хватит!» 1993 года выпуска. В последнем удрученный серией жизненных неудач обыватель в исполнении Майкла Дугласа слетал с катушек, стоя в пробке, и устраивал убийственный вояж по городу, который заканчивался вполне заслуженной гибелью главного героя. Собственно, «Слетевший с катушек» — гораздо более подходящий перевод и для новинки, а вот со сравнениями предсказатели, очевидно, поторопились. Немецкий режиссер Деррик Борте — не Шумахер, не Стивен Спилберг и даже не Роберт Хармон. В его послужном списке несколько невзрачных достижений, а самым заметным является дебютный полнометражный фильм «Джонсы» с Дэвидом Духовны и Деми Мур — да и там постановщик умудрился превратить довольно оригинальную идею в скучное и монотонное повествование. Немудрено, что и с «Неистовым» вышла та же штука: одним из главных его недостатков является удивительное для выбранного жанра занудство. Тридцать с лишним миллионов долларов ушли на гонорар Кроу и битые автомобильчики, а вот на доведение до ума сценария никто тратиться и не подумал — и вышло так, что зритель вынужден полтора часа таращиться на силуэты персонажей и искренне желать им всем зла.

Обещанный социальный конфликт построен на вопросах уважительного отношения к незнакомцам: самые отчаянные критики уже наделили Борте званием пророка, предвосхитившего недавние события в США. Это, конечно, через край: создатели фильма просто попытались скомпилировать несколько безнадежно банальных мыслей, добавить немного звериной жестокости, а завершить все нехитрой моралью про «промолчи — целее будешь». По ходу дела «Неистовый» еще и постоянно учит нас быть пунктуальными, ведь это тоже помогает избежать множества жизненных неприятностей: от увольнения до кровавой бани. А устроить ее способны тихие, но в то же время буйные психопаты, аккумулирующие ненависть к окружающим до наступления критического момента. Безымянный (почти) герой Кроу из таких: уже в начальной сцене он размахивает кувалдой в доме неведомых и неизвестно чем провинившихся жертв, проявляет (не в последний раз) замашки пиромана, а потом отправляется на поиски новой отдушины. Ею становится не до конца разведенная молодая мать по имени Рэйчел, не отличающаяся пунктуальностью и другими признаками ответственности.

У нее не задался день, на заднем сиденье автомобиля гундит чересчур нервный сын, дома ошивается брат-бездельник с пассией, а из мобильника доносится безжалостно увольняющий голос начальницы. Два отчаяния неизбежно встречаются, и вот уже страшный пикап злобного мужика гоняется за старенькой семейной легковушкой, всем хорошим ребятам грозит опасность, а полиция беспомощно блеет где-то на периферии.

Мать-неодиночку играет Карен Писториус, и делает все, чтобы к ее героине зритель не испытывал ни капли сочувствия. Но гораздо большую работу в этом смысле проделывает сам сценарный характер Рэйчел. В эпоху всепоглощающих гаджетов она умудряется «не поставить будильник», сын и брат, который по уровню развития как еще один сын, превращают жизнь женщины в бесконечное выслушивание упреков; все вокруг знают, что на нее нельзя положиться. И все это в обычных обстоятельствах: первая же щепотка экстрима превращает героиню в чемпиона мира по нелепым поступкам, ведущим исключительно к новым неприятностям. В оживленном городе на забитых автомобилями улицах Рэйчел не может обратиться за помощью, а первое же предложение оной без колебаний отвергает — зачем, почему, догадайтесь сами. Все важные данные, включая имена-адреса-телефоны, оказываются в злодейских руках за считанные секунды: дело в том, что героиня, видите ли, плохо запоминает пароли и избегает блокировок. Настолько избегает, что любой человек способен перевести с ее счета «несколько тысяч долларов», хотя еще с полчаса назад Рэйчел испытывала серьезные финансовые затруднения. Вся эта поставленная на поток бредятина льется в зрительный зал, но режиссеру явно недостаточно. Он красочно рисует сцену умерщвления несчастного персонажа Джимми Симпсона, которому даже на ногах постоять не позволили — среди бела дня, в переполненном кафе, на глазах у множества людей, которые, само собой, используют в этот момент телефоны исключительно как видеокамеры. Им страшно, убийца кровавый рядом, но никто не убегает и не звонит в полицию. XXI век, что вы хотели. Нравы.

Сведя на нет к последней трети своего произведения киноискусства роль правоохранительных органов («мы сейчас ничем не можем вам помочь», отвечает служба 911 на информацию о том, где находится терроризирующий город маньяк), создатели картины приступают к главному. Оно, собственно, не становится сюрпризом: воздать должное спятившему изуверу должны школьник и его раздолбайка-мать, которая в самом начале фильма укладывает в сумочку чеховское ружье, а режиссер думает, что на это никто не обратил внимания. Совершив еще одну серию нелепостей и подвергшись благодаря этому череде жестоких избиений, любящие друг друга родственники отправляют злобного мужика на тот свет. Приезжает полиция с метафизическими, но от того не менее шаблонными пледами, мама и сынок обнимаются и радуются спасению. О тех, кто погиб и пострадал, они вспоминают вскользь — не терпится уже вырулить на многострадальной тачке в предельно дурацкую завершающую сцену и навсегда скрыться из памяти зрителя. Там, в полном забвении, Рэйчел наверняка одумается, заведет себе записную книжку и айфон, будет выезжать на встречи за два часа, а брат найдет работу и новую подружку. Ах да, полубывший муж, так и оставшийся из соображений экономии за кадром, тоже перестанет вести себя как свинья. В общем, учитель по тайм-менеджменту больно хороший попался на пути, даже легкое чувство благодарности можно испытать.

Все это безобразие завернуто в нехитрую обертку из аварий, слез и якобы напряженных диалогов, в которых злодей все время четко проговаривает информацию о своих злодейских намерениях, а героиня все равно каждый раз отвечает: «Что?» или «Я не понимаю!». Кто эти люди, как они до такой жизни докатились и зачем нам про них рассказывают — остается непонятно до самых финальных титров, и, честно говоря, давненько они не вызывали такой радости. Не спасает даже Кроу, хоть по инерции и пытается играть без дураков, да и персонаж вполне подходящий: еще свежа память об агрессивных выходках кинозвезды. Но, как ни крути, озверевшему экранному злу необходимы жертвы, которым хочется помочь или хотя бы сопереживать. «Неистовый» же рассказывает историю обычной хамки, которая постоянно подвергает опасности собственных близких и простых участников дорожного движения, ничего не помнит, ни за что не отвечает — и потому просто обязана рано или поздно за это поплатиться. И если уж перед нами триллер, добрые две трети которого отданы под карикатурное морализаторство, то неплохо бы об этом предупреждать.

Возрастная категория материалов: 18+