Областная библиотека
«Встретимся в областной научной библиотеке, я как раз там буду работать, — предложила Валентина Кобзарь, когда мы договаривались с ней о прогулке. — Библиотека для меня очень значимое место. Я сразу, как приехала в Благовещенск, так сюда и записалась».
Здесь она сейчас проводит почти все свободное время, читая подшивки газет прошлого века. В прессе удается отыскать редкие факты о Благовещенске и истории людей, когда-то живших здесь.
— Вот, например, жил хороший поэт Федор Чудаков, а с ним в одно время жил Федор Коротаев, купец, судовладелец. Оба погибли в марте 1918-го: и революционер Чудаков, и капиталист Коротаев. История Благовещенска очень интересна, — говорит Валентина Петровна.
Занятия историй Благовещенска уже вылились в несколько книг. Но историком и тем более писателем она себя не считает. «После Достоевского называться себя писателем?.. — шутит Валентина Кобзарь — Я по-прежнему журналист. Это прекрасная профессия, которая позволяет и заниматься краеведением, и работать в медакадемии, и быть пресс-секретарем».
Бывшая редакция АП
«Амурская правда» — это мои университеты и любимая газета», — призналась Валентина Кобзарь. Сюда она пришла работать сразу после учебы в Дальневосточном государственном университете. Тогда редакция областной газеты занимала третий этаж здания на пересечении улиц Калинина и Ленина. Это место стало следующей точкой маршрута.
— Здесь работали потрясающие люди и прекрасные журналисты: Леопольд Феликсович Сарапас, Адам Остапович Погарский, Абрам Григорьевич Ривлин и многие другие, — вспоминает Валентина Петровна. — Сама редакция находилась на третьем этаже, на втором была типография, а на первом — печатный цех. Внизу ходили электрокары, которые доставляли бумагу к печатным станкам. Тираж был большой: 70—80 тысяч экземпляров, а в перестройку — 150 тысяч. Но его печатали уже в теперешнем газетном комплексе.
«Когда я приехала в Благовещенск, увидела огромное небо, широченные улицы, невероятные радуги, красивые дома. Конечно, я в город влюбилась».
«Здесь ступала нога Чехова»
Дальше отправляемся в городской парк. Место, где проводят досуг многие горожане, для Валентины Кобзарь связано с именем знаменитого писателя Антона Чехова. На территории парка еще остались развалины бывшей почтово-телеграфной конторы, в которой в 1890 году Чехов получил долгожданную телеграмму с вестями о родных. Теперь это только основание кирпичных стен в районе аттракциона «Вихрь». «Вот здесь ступала нога Чехова», — показывает себе под ноги журналист. И в это сложно поверить, потому что сейчас это место устилает ковер опавших листьев.
15
лет Валентина Кобзарь работала журналистом в «Амурской правде», редактировала приложение газеты «Молодежка». Преподавала журналистику в АмГУ и БГПУ, сейчас редактирует научный журнал Амурской медакадемии
— Это были два дома, которые почтово-телеграфное управления арендовало у одной благовещенской купчихи, — обводит руками развалины Валентина Кобзарь. — 1890 год. Чехов едет на Сахалин. В Благовещенске пароходы верхней дистанции меняли на пароходы нижней дистанции, поэтому здесь все следовавшие дальше пассажиры пересаживались. И Антон Павлович застрял на сутки. Письма не могли его догнать в пути, только телеграммы. Здесь он получил телеграмму от своего знакомого, тот сообщал, что у родных все благополучно. Это порадовало Антона Павловича, — рассказала Валентина Кобзарь. — В 1888 году Антона Павловича спросили, о чем он мечтает. Он ответил: удрать подальше из Москвы и ничего не делать. Эта мечта сбылась в Благовещенске, он здесь наслаждался: лето, масса новых впечатлений и свобода.
Валентина Кобзарь считает, что ночевал Антон Павлович, скорее всего, по соседству с телеграфной конторой — в здании нынешнего театра драмы, где находилось тогда Общественное собрание. За сутки, что провел писатель в Благовещенске, он успел искупаться в Амуре, пообщаться с китайцами, пообедать с контрабандистами, полечить больного мальчика и даже посетить одну японку, как сейчас говорят, с пониженной социальной ответственностью.
Чуринская площадь
Еще одно любимое Валентиной Кобзарь место с богатой историей — сквер возле Центра эстетического воспитания, бывший когда-то Чуринской площадью.
— До революции здесь была стоянка извозчиков: в начале ХХ века в Благовещенске работала тысяча ломовых и 500 легковых извозчиков. Возле Чуринского магазина была большая площадь. Здесь извозчики ожидали пассажиров. Их стоянка была завалена навозом. В принципе они должны были убирать за лошадьми, но не убирали, пока не оштрафуют, — рассказывает Валентина Кобзарь. — В 1909 году зимой появились на площади китайские рикши с легкими тележками. Они возили довольно быстро, денег брали меньше. Но к маю наши извозчики китайцев извели: они их таранили своими пролетками и работать не давали.
Пирамида, посвященная Кетцалькоатлю (Кукулькану), или Пернатому змею — одному из главных богов в пантеоне цивилизаций Средней Америки.
Ленин против капитализма
Отдельная история у Валентины Петровны — про памятник Владимиру Ленину, установленный в сквере возле ЦЭВа. После революции Чуринская площадь стала Мухинской, и здесь установили первый памятник Федору Мухину. Памятник Владимиру Ленину решили установить на этом месте после смерти вождя в 1924 году. Тогда же улицу Большую переименовали в Ленинскую.
— С этим местом связано очень много символов, — объясняет журналист. — Это один из редких вариантов памятника, когда Ленин изображен в полный рост, 164 сантиметра. В Советском Союзе было установили около 40 таких памятников. Но у нашего — уникальный постамент, сделанный из бутового камня. По форме он очень напоминает пирамиду верховного божества американских индейцев Кетцалькоатля. Еще интересная деталь. Жест Ленина — поднятая вверх и вперед рука — призыв к мировой революции. А за его спиной на крыше бывшего Чуринского магазина стоит аллегорическая фигура, вероятно, она символизирует торговлю. Ее рука тоже поднята вверх, но уже как знак торжества. Получается — рядом и призыв к революции, и торжество капитала. Мне так кажется.
В 2018 году вышла книга Валентины Кобзарь «Волшебный Благовещенск: сказки и картинки». Иллюстрации к ней сделали молодые художники. «Я сама не ожидала, но здесь есть иллюстрация, на которой два моих любимых явления в Благовещенске: обновленная набережная и «Амурская правда», — признается автор.
Амурская ярмарка — торговый центр и издательство
«Люблю небольшой уютный бульвар возле Амурской ярмарки: деревья красиво подстрижены, лавочки стоят. Стометровка, на которой встречается весь город», — отмечает Валентина Кобзарь. С самой Амурской ярмаркой ее связывает работа в качестве редактора газеты «Витрина», руководителя пресс-центра, а затем и плодотворная работа в издательстве ярмарки.
— Это был первый в области большой торговый центр. В 90-е годы, когда был дефицит всего, наплыв покупателей был такой огромный, что даже устанавливали шлагбаум и директор Анатолий Васильевич Телюк с завхозом регулировали поток покупателей, — вспоминает журналист. — «Ярмарка» и сейчас мощный торговый центр. Она могла бы остаться только торговым центром. Но благодаря Анатолию Васильевичу и Татьяне Николаевне Телюк стала известным далеко за пределами области издательским центром.
В рюкзаке Валентины Петровны, который она принесла с собой, несколько изданий Амурской ярмарки. В том числе и две ее собственные книги: сборник новелл «Волшебный Благовещенск», вышедший в этом году, и «Благовещенск до востребования…», посвященный поездке Антона Чехова по Амуру. «Всего в рамках издательского проекта Амурской ярмарки вышло уже больше тридцати книг — главным образом краеведческих», — говорит Валентина Кобзарь.
«На набережной я люблю смотреть на облака»
«Я люблю гулять, — признается наша собеседница. — И Благовещенск очень подходящий город для этого, тут же пешком можно пройти куда угодно». Для прогулок, по ее словам, у нее есть четыре любимых места: набережная Амура, берег Зеи, Первомайский парк и Мухинка. Мы отправляемся на набережную.
— Больше всего здесь мне нравится вот эта широченная панорама Амура. А еще я люблю смотреть на небо и облака. Вечером особенно классно: солнце низко, облака огромные и окрашены в розовый цвет — невероятная красота, — делится Валентина Петровна и садится на своего любимого конька истории. — До революции это была улица Набережная. Она была неширокой —10—20 метров от арки, и все, дальше шел пологий берег. В начале 20-х годов в годовщину образования Красной армии в театре вечером прошел митинг, и на нем объявили, что Набережную переименуют в улицу Краснофлотскую. После митинга все участники пошли по улице новоназванной, а по бокам ехали конные солдаты с факелами. Впечатляющее, наверное, было зрелище.
Валентина Кобзарь, член союза журналистов России:
— Я выросла в Находке, это приморский город. И, как и все приморские города, он занимает узенькую полоску вдоль бухты. Бухта очень красивая, но небо почти всегда заволакивают облака, горизонт закрывают сопки, радуг возле моря никогда не бывает. А историческая застройка Находки представлена бараками, в которых содержались заключенные, строившие порт. И когда я после Дальневосточного университета приехала в Благовещенск, увидела огромное небо, широченные улицы, радуги невероятные, красивые дома, я, конечно, в город влюбилась.
«Медакадемия — это учреждение, которым город должен гордиться»
«Амурская медицинская академия — еще одно памятное место. Я сейчас здесь работаю, редактирую научный журнал, — рассказывает Валентина Кобзарь. — Наша медакадемия — одно из достояний Амурской области. Очень дальновидным был руководитель первого амурского облздравотдела Николай Федорович Шевченко, который в конце 40-х годов убедил республиканское министерство здравоохранения открыть в Благовещенске медицинский институт. Самая большая заслуга медакадемии — это то, что она готовит врачей для Дальнего Востока, для этих медвежьих углов, куда сейчас не приедет никто ни из Москвы, ни из Питера. И качество подготовки очень хорошее: наши выпускники работают в ведущих лечебных учреждениях России и по всему миру. Медакадемия — это учреждение, которым город может и должен гордиться.
В 2013 году в свет вышла книга «Переплетение судеб», посвященная хирургам, анестезиологам и травматологам Приамурья. «Редактором и составителем книги стал Сергей Петрухин, главный врач городской больницы. Это книга о его учителях и коллегах, — рассказала журналист. — И в предисловии Сергей Васильевич пишет, что книгу следует рассматривать как дань уважения, благодарности и признания заслуг этих людей, которые для многих поколений амурских врачей являются примером и образцом для подражания. Горжусь тем, что написала для этой книги два очерка».
Возрастная категория материалов: 18+
Валентина Кобзарь из числа настоящих звезд амурской журналистики. Валентина Кобзарь — это имя, это бренд! Завистники скрепят зубами ))) Сейчас настоящие журналисты среди амурчан — это лишь 50-60-70-летние ветераны, а среди молодежи среди 20-30-40-летних, увы, даже некого вспомнить с Именем.. Увы! Обмельчала амурская журналистика накануне 2020-х годов, да и откуда им взяться, когда в области исчезает газетная журналистика, осталась реально одна Большая газета — АП (((
— Лина-1967 (гость)Вознесли!.. Ни одного по настоящему талантливого, глубокого, материала у журналиста Кобзарь не было. Поднимите свои подшивки! Все на 3+ или на 4-. Серенько.... Характер всегда был скверный, это да.
— Ладья45 (гость)Спасибо за публикацию о замечательном человеке, городе, истории
— Ольга ТурЗамечательная Валентина Петровна!
— Вероника