• Фото: Архив АП
  • Фото: Андрей Ильинский

Что такое НДС? Зачем его повышают?

14,2

миллиарда рублей — общая сумма сборов НДС в Амурской области в 2018 году.

— Налог на добавленную стоимость — косвенный федеральный налог, который собирают с затрат на производство товара, работы или услуги, — объясняет заместитель начальника отдела камерального контроля управления Федеральной налоговой службы России по Амурской области Ольга Прокопенко. — НДС в полном объеме включен в состав цены товара. Грубо говоря, стоимость товара 100 рублей, но с учетом НДС в 20% на ценнике будет 120 рублей. Плательщиками этого налога являются предприниматели и компании,  но в конечном счете платят его в полном объеме потребители.

НДС был введен в России в 1992 году, тогда ставка налога составляла 28%. С 2001 по 2004 год она была снижена до 20%, а затем до 18%. «В этом году мы исторически вернулись к ставке, которую применяли раньше», — резюмирует Ольга Леонидовна.

«НДС называют налогом на бедных. У среднестатистического человека более 50% заработка уходит на продукты, у состоятельного — лишь 3—5% от дохода».

Необходимость роста ставки НДС в Минэкономразвития России объясняют благородно: нужны деньги для финансирования майских указов президента —  на повышение зарплат учителям и врачам, развитие социальных программ. По подсчетам экспертов, реформа принесет в госбюджет дополнительно 600 миллиардов рублей в год.

Кто за это заплатит

Первый прогноз, последовавший за новостью о повышении НДС, — рост цен на разные категории товаров и услуг. Еще до нового года амурчане начали получать сообщения от сотовых операторов: «Стоимость тарифов увеличится в связи с ростом НДС». О повышении цен у поставщиков и корректировке своих, в пределах 200—300 рублей,  предупредили клиентов маленькие предприниматели — парикмахеры и нэйл-мастера.

— Не все субъекты хозяйственной деятельности являются плательщиками НДС, а только те, которые находятся на общей системе налогообложения. Именно для них напрямую повышается ставка налога. Прежде всего это касается крупного бизнеса. Малый бизнес обычно применяет специальные налоговые режимы и освобожден от налога на добавленную стоимость. Однако предприниматели приобретают необходимое для производства у других субъектов рынка, которые платят этот сбор и продают свои услуги уже дороже. В итоге изменения сказываются на формировании конечной цены на потребительские услуги и товары, — объясняет председатель амурского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Борис Белобородов.

Так как НДС полностью включен в цену товара, то продавец, задирающий цену, вынужден либо ее снизить, либо уйти с рынка, потому что его товар просто не смогут купить.

Такая же арифметика действует и на рынке продовольствия. Несмотря на то, что законом установлен перечень социально значимых товаров, для которых ставка НДС не изменится и по-прежнему составит 10%. «Это продовольственные товары по перечню, который утверждает правительство, медицинские товары, книжная продукция, товары детского ассортимента», — перечисляют в амурском управлении налоговой службы. Есть и другой перечень налогоплательщиков, вовсе освобожденных от НДС:  производители некоторых медицинских товаров, услуг дошкольного образования и иных образовательных услуг, пассажирских, банковских и ритуальных услуг.

Экономисты предполагают, что изменения ценников на эти товары-услуги должны быть незначительными по сравнению с другими. Но они будут. Влияние на стоимость окажет общее удорожание — тех же тарифов ЖКХ, и в том числе НДС. Цепочка проста: произвести товары нужно — подорожала упаковка. Доставить товары тоже нужно — в цене вырос бензин.

Между тем, не все продавцы настроены пессимистично.

— Лекарства в основном идут со ставкой НДС в 10%. Для нас она осталась прежней. Поэтому цены на основные препараты сохранились на уровне прошлого года. Подорожали БАДы, которые относятся к пищевым продуктам, соответственно на 2%, так как налог на них вырос с 18 до 20%. Да, бензин повысился в цене, но стоимость транспортной доставки нам не повысили, — прокомментировала АП генеральный директор ОАО «Амурфармация» Галина Чернышева.

41 139,2 рубля —

средняя заработная плата в Амурской области

В региональном министерстве сельского хозяйства также заверяют, что на натуральные продукты от амурского фермера цены смогут сдержать.

— Сельхозпродукция облагается НДС в 10%. Для производителей подорожают корма, упаковка, ГСМ. Но фермеры могут получать налоговые вычеты в соответствии с повышенной ставкой. Поэтому нет никаких оснований для повышения цен, и та же картошка должна стоить так же, как и в прошлом году, — считает заместитель министра сельского хозяйства Амурской области Андрей Таран.

Сдерживать рост цен будет и покупательская способность. «Исследования показывают, что в ситуациях с дефицитом средств покупатели начинают более рационально относиться к покупкам. У людей свободных денег больше не становится, и они экономят», — поясняет руководитель отдела рекламы и PR сети гипермаркетов «Самбери» Любовь Полищук. Как это ни парадоксально звучит, но в числе преимуществ НДС экономисты называют тот факт, что этот налог при высоких темпах инфляции может ее тормозить.

— Так как НДС полностью включен в цену товара, то продавец, задирающий цену, вынужден либо ее снизить, либо уйти с рынка, потому что его товар просто не смогут купить, — резюмирует кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Амурского госуниверситета Геннадий Трошин.

На спекулянтов можно жаловаться

— По моему мнению, увеличение ставки НДС всего в 2% не оказывает радикального влияния на цены. Как потребители, мы замечали и в 2018 году, что каждый раз поход в магазин приносит большие сюрпризы. Разброс цен по городу очень большой, — комментирует замначальника отдела камерального контроля УФНС Ольга Прокопенко.

Задача потребителя — избирательно подходить к выбору товара. Контролировать продавца может каждый из нас. Однако судя по статистике амурского управления Федеральной антимонопольной службы, делаем мы это редко. В 2018 году в региональное УФАС поступило всего 19 обращений с жалобами на высокие цены.

— Обращения касались сфер торговли, общественного питания, нефтепродуктов, автомобильного транспорта, связи, услуг ЖКХ, страховых услуг, электроснабжения, лекарственного обеспечения. Обоснованных жалоб практически нет. Сейчас рассматривается только одно дело по ценообразованию на транспортные услуги, — рассказал начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти УФАС по Амурской области Владимир Фирстов.

Аналитики прогнозируют подъем золотодобывающей отрасли. Для экспортеров и организаций, добывающих драгметалл, ставка НДС составляет 0%. При этом организация имеет право на налоговые вычеты.

Антимонопольщики ведут регулярный мониторинг цен на социально значимые продукты. Механизмы сдерживания цен есть у областных властей. Однако в последние годы их применять не приходилось.

— Если цены повышаются более, чем на 30%, информация направляется в областное правительство. Возможно введение регулирования контроля в течение 90 дней. Последний случай с необоснованным повышением цен в Амурской области был зафикирован в 2015 году. Тогда подскочила цена на рыбу, но регулирование не вводилось, так как хозяйствующий субъект в оперативном порядке решил вопрос, — отметил Владимир Фирстов.

Зарплаты амурчан растут 

В Амурстате заявляют, что по сравнению с ценами зарплаты жителей региона растут опережающими темпами. По последним аналитическим данным, за одиннадцать месяцев 2018 года заработная плата в среднем выросла на 11,7%, а потребительские цены — на 8,8%. При этом зарплаты «шагают» впереди ценников последние два года. Согласно статистике, в этом десятилетии самый тяжелый период амурчане переживали с 2014 по 2016 годы. Тогда цены на необходимые товары и услуги перегоняли рост зарплат. К примеру, в 2014 году зарплата приросла всего на 6,1%, а товары в цене — на 7,7%.


Рост НДС привел к инфляции

Геннадий Трошин, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Амурского госуниверситета:

— Последствия повышения ставки НДС, я думаю, вы уже ощутили по ценам в магазинах. Еще осенью я покупал сахар по 40 рублей, сейчас — по 58. Началась инфляция. Я предполагаю, что на потребительские товары в этом году она составит 7—8%.

Это приведет к еще большей дифференциации между теми, кто получает неприлично мало, и теми, кто получает неприлично высокие доходы. НДС называют налогом на бедных. У среднестатистического человека более 50% заработка уходит на продукты, у состоятельного — лишь 3—5% от дохода. Поэтому подорожание сказывается, прежде всего, на простых людях.

Приток денежных средств обернется спадом экономики

Борис Белобородов, председатель амурского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Борис Белобородов.

— За короткий период повышение НДС даст необходимый государству эффект — приток денежных средств. Но если смотреть в долгосрочной макроэкономической перспективе, увеличение налоговой нагрузки всегда снижает экономическую деятельность. Эта мера принудит бизнес либо уменьшить темпы экономической активности, то есть снизить объемы производства, число операций, либо вовсе прекратить деятельность. Бывает такое: когда предприятие работает на грани и ему станет просто невыгодно работать. Когда хотят оживить экономику, напротив, снижают налоги. Тогда происходит экономический рост. Увеличивается налогооблагаемая база и взимается больше сборов, так как больше субъектов вступают в экономические отношения.

Деньги вернутся нам хорошими дорогами

Олег Имамеев, директор ООО «САР-Холдинг»

— В связи с ростом НДС общая себестоимость затрат на строительном рынке возросла примерно на 5%. Но на конечном потребителе это не скажется. Застройщики допускают «люфт» по ценам в пределах 10% и готовы продавать квадратные метры с такими колебаниями в стоимости. Если на строительном рынке и растут цены, то это связано не с повышением НДС, а с ростом потребительского спроса. Я искренне считаю обоснованным рост НДС, и это не политическое высказывание. Если мыслить в масштабах страны, то в госбюджет попадут дополнительные деньги, которые, будем надеяться, пойдут на благие проекты — те же самые дороги, социальные мероприятия. Они нам же вернутся потом, но под другим углом. Тем более Амурская область активно участвует во всевозможных программах.