Государственный природный зоологический заказник «Гербиканский» был создан 24 августа 1995 года на площади 86 600 гектаров в среднем течении реки Селемджи. Он служит местом обитания и расселения многих промысловых животных, а также редких видов птиц. Гербиканский является единственным региональным заказником в Селемджинском районе Амурской области, экологическая значимость его природных экосистем высока как в региональном масштабе, так и в планетарном, — сообщается на сайте wwf.ru.
Однако в августе 2018 года режим особой охраны государственного природного заказника «Гербиканский», несмотря на сопротивление экологов, был изменен властями региона. На территории разрешили строительство линейных сооружений. Изменение было внесено в интересах ООО «Огоджинская угольная компания» — дочерней структуры «РТ-Глобальные технологии» и УК «Восток Уголь» (г. Москва), занимающейся вопросами освоения Огоджинского угольного месторождения. Для вывоза угля с Огоджинского месторождения необходима автомобильная дорога до поселка Февральск на Байкало-Амурской магистрали, где планируется перегрузка угля с автомобильного транспорта на железнодорожный с последующей транспортировкой его до угольного морского терминала «Порт Вера» в Приморском крае и дальнейшим экспортом в страны Юго-Восточной Азии.
Оператором проекта строительства дороги является ООО «Разрез Восточный» (Новосибирская область), также находящийся под контролем УК «Восток Уголь». Как утверждают экологи, оператор выбрал единственный вариант прохождения дороги через заказник «Гербиканский», а другие варианты, связанные с обходом особо охраняемой природной территории, были проигнорированы. По мнению WWF, такой выбор был сделан в связи с тем, что в начале 90-х годов прошлого века, до создания заказника «Гербиканский», по данному варианту дороги были проведены инженерные изыскания. И использование результатов этих изысканий позволило существенно снизить расходы на проектирование.
Активная деятельность ООО «Разрез Восточный» по подготовке документов на строительство автодороги Огоджа-Февральск была начата в 2018 году. По утверждениям экологов, строительство дороги по закону не должны начинать без заключения государственной экологической экспертизы. Ее решение еще не вынесено. Однако экологи неоднократно получали свидетельства, что работы по возведению дороги идут. Эти факты подтверждались управлением по охране животного мира и благовещенской природоохранной прокуратурой. Благовещенским городским судом даже вынесено решение о приостановке деятельности компании.
— По имеющейся у нас информации, несмотря на признание природоохранной прокуратурой строительства дороги незаконным, в отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы и наличие судебного решения о приостановке строительства автодороги Огоджа-Февральск, работы на территории Гербиканского заказника продолжаются. Таким образом, по нашему мнению, строительство дороги в настоящее время ведется с нарушением действующего законодательства, — говорит директор амурского филиала WWF России Петр Осипов. — Больше всего нас беспокоит то, что проектировщиками выбран вариант строительства дороги через центральную часть заказника — через места обитания ряда охраняемых видов животных, в частности — черного журавля и дикуши, через участки летнего обитания и отела лося. То есть, пострадают природные комплексы, ради сохранения которых, собственно говоря, и создавался заказник. Между тем существует, как минимум, два варианта прохождения дороги вне территории заказника. Причем эти варианты более выгодны для комплексного развития Селемджинского района, так как могут быть задействованы и для других видов хозяйственной деятельности. Надежда теперь — на решение государственной экологической экспертизы, которая в силе оградить заказник от разрезания его территории на две части, то есть спасти от фрагментации единственный заказник в Селемджинском районе в Амурской области.
Добавить комментарий
Комментарии