Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)Фото: Сергей Лазовский (Архив АП)

Тайм-аут дал Приамурью положительный результат. За два дня действия закона горячая линия Амуржилинспекции, контролирующей всех регоператоров, приняла всего пять звонков от жильцов, недовольных вывозом ТКО с контейнерных площадок.

— Все пять звонков мы получили от жителей Благовещенска. Это понятно: столица региона ближе к правительству и надзорным органам, чем другие населенные пункты. Со вчерашнего дня мы пристально отслеживаем, как работает мусорная реформа. Всю информацию от амурчан мы быстро отрабатываем. Но чтобы вы понимали, на контроле не только звонки горячей линии. К примеру, сегодня мне отправили фотографию грузовика, который выбросил строительный мусор на контейнерную площадку жилого дома. Снимок сделан в Благовещенске, во дворе дома на Пионерской, 71. По этой фотографии я уже разговаривал с начальником управления ЖКХ города Сергеем Казанцевым. Через ГИБДД мэрия определит владельца грузовика, а потом административная комиссия вызовет его и примет штрафные санкции, — рассказал «Амурской правде» Сергей Молин.

Звонивших благовещенцев возмущали переполненные контейнеры. Начальник Амуржилинспекции уверен: указанные факты — не показатель неэффективности мусорной реформы.

— Все, кто звонил, — жильцы многоквартирных домов Благовещенска. Конечно же, мы учли замечания. Да, контейнеры были переполнены, но в течение дня мусор из них вывозился, — сказал Сергей Молин.

По федеральному закону за сбор, транспортировку и складирование твердых коммунальных отходов в каждом субъекте РФ отвечает региональный оператор. В столице Амурской области — это ООО «Полигон».

— «Полигон» знает о проблемах и сейчас выстраивает логистику, то есть прокладывает маршрут сбора мусора, его транспортировки до свалки и складирования в ней. Объясню, почему контейнеры возле домов, о которых говорили на горячую линию люди, оказались переполнены. У мусоровоза есть определенные объемы, сколько контейнеров он может загрузить. Если, к примеру, у него по графику стоит 40 контейнеров, а по маршруту следования он встречает уже переполненные контейнеры, то он охватывает не 10 площадок из графика, а всего 8. В этих случаях «Полигон» просит дополнительное время, — отметил начальник Амуржилинспекции.

Руководитель ведомства, отвечающего за контроль над мусорной реформой, подчеркнул: во всех пяти случаях, о которых сообщили благовещенцы, нет вины транспортной компании. Новый закон по обороту твердых отходов на практике работает всего два дня. Сейчас главное — оперативно отрабатывать недочеты и проблемы, чтобы в дальнейшем не допустить их.

— Проблема всего лишь с логистикой. Идут первые дни мусорной реформы, поэтому механизм вывоза отстраивается. Претензии жильцов к транспортной компании мы не считаем нарушением. Как и не ставим переполненные контейнеры в вину тем, кто выбрасывал туда мусор. Пока мы, как контролирующее ведомство, указываем регоператору на все моменты, о которых нам сообщают люди. Никаких мер административного воздействия не применяем, — заверил Сергей Молин.

График вывоза мусора, маршрут следования мусоровоза заранее составляли регоператоры всех кластеров Амурской области. На вопрос, почему тогда у ООО «Полигон» возникли проблемы, Сергей Молин ответил следующее.

— У каждого транспортировщика согласно графика в день есть определенное количество контейнерных площадок. Плюс есть объем накопления. Исходя из них, транспортировщики рассчитывают и предполагают, что на одной контейнерной площадке, к примеру, 5 контейнеров конкретного объема, считают время, затраченное на поездку от одной площадки до другой, время, проведенное на площадке, и время, нужное, чтобы добраться до места складирования ТКО. Если говорить о движении по городу, то рассчитать точное время маршрута, за сколько транспортировщик доедет до контейнерной площадки, невозможно. Представьте картину: мусоровоз приезжает к дому, а контейнеры уже переполнены. Зная объемы, положенные по графику, транспортировщик вывозит с нее не 5 контейнеров, а 7, «лишние» два здесь — переполненные контейнеры. Следовательно, за день он пройдет за один маршрут уже не 10 плановых площадок, а 8—9, — сделал примерные подсчеты руководитель ведомства, отвечающего в Приамурье за контроль над новой схемой оборота ТКО.

Маленькое число обращений с начала действия реформы Сергей Молин связал с готовностью Амурской области к ней. Проблемы, о которых уже сейчас говорят амурчане, Молин назвал некритичными шероховатостями по сравнению с тем, что происходило в первые дни в регионах центральной части России.

— Я говорю о тех субъектах, которые вошли в мусорную реформу с 1 января, как того требовал федеральный закон. Мусорные контейнеры в их городах были не просто переполнены, отходы не вывозились вообще. То есть их транспортировщики не справились с задачами федерального закона, — подытожил начальник Амуржилинспекции Сергей Молин.

Почему Приамурье дало отсрочку мусорной реформе

В конце декабря 2018 года, почти за полторы недели до вступления в силу нового закона, правительство Приамурья приняло решение отложить мусорную реформу на три месяца, то есть до 1 апреля. Причины в официальном заявлении 20 декабря назвал губернатор Василий Орлов.

На тот момент, по словам главы региона, площадки для сбора мусора были подготовлены не во всех муниципалитетах. В то же время земли под местами временного размещения отходов не были переведены в категорию промышленных. Было у правительства много замечаний и к нормативам вывоза отходов. Как сказал Василий Орлов, хоть подготовка к реформе и шла последние несколько лет во всех 28 муниципальных образованиях, но результат оказался слабым. В итоге амурчане, в отличие от жителей других регионов, получат первые квитанции за новую услугу не в феврале, а в мае.