Несколько дней назад, устанавливая подсветку у здания, рабочие наткнулись на заваленный подземный ход.
— Его обнаружили на углу площади Победы и главной части фасада, — рассказал директор компании по архитектурной подсветке «Бизнес Pool» Евгений Гамерман. — К сожалению, непонятно, куда он ведет, так как подземный ход полностью завален. Восстанавливать его мы не собираемся — перед нами стоит другая задача.
«Я не буду комментировать эту новость, — отрезал руководитель «Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области» Денис Волков. — Я не знаю ни про какой подземный ход, мои архитекторы про него тоже не знают».
Между тем в том, что подземный ход (и не один!) в здании Центре эстетического воспитания есть, твердо убежден предприниматель, доктор философских наук, краевед Анатолий Телюк, который также много лет занимается изданием книг об истории Благовещенска.
— ЦЭВ — это бывший торговый центр, самый большой за Уралом. В публикациях того времени здание называли не иначе как «палаццо» — дворец, — рассказал Анатолий Васильевич.
Согласно официальным документам, не только это здание принадлежало купцу и благотворителю Ивану Яковлевичу Чурину.
— Рядом, ближе к набережной Амура, тоже были строения торговой фирмы «Чурин и Ко» — магазинчики, складские помещения и так далее. То, что они между собой были связаны, никакого сомнения не вызывает. Более того, учитывая наши зимы, я допускаю, что были в том числе и подземные коммуникации. Обязательно был и так называемый ледник — большой погреб со льдом для хранения продуктов питания. Из-за того, что на этом квартале было несколько торговых объектов и все они были в руках у одной фирмы, можно допустить, что там была сеть подземных коммуникаций. Каких-то мифических сокровищ нет, это была сугубо прагматическая схема связи между складами и торговыми помещениями.
Еще одни подземные проходы, предположительно, под нынешней площадью Победы могли принадлежать торговым рядам «Мавритания», здание которых также находится рядом с ЦЭВом.
— Огромные «ледники» там точно были, потому что «Мавритания» специализировалась именно на мясной торговле, — продолжил Анатолий Телюк. — Это косвенно подтверждает и наличие подземных помещений у универмага Чурина, где тоже была продовольственная группа товаров.
Возможно, рабочие наткнулись не на подземный ход, а на систему отопления здания, выдвинул еще одну версию краевед.
— Отопление этих больших домов, дореволюционной постройки, было весьма своеобразным и эффективным. Это были специальные проходы, по которым из кочегарки шел горячий воздух в здание. Я смотрел, как это делалось в Алексеевской гимназии (бывшая школа № 4), там было именно такое отопление. Подобное отопление было и в других первых каменных здания Благовещенска. Интересно узнать, где кочегарка была у торгового дома Чурина, может быть, и эти коммуникации сохранились, — продолжил знаток истории Благовещенска.
А вот подземного хода, который бы соединял нынешние здания ЦЭВа и Амурского краеведческого музея, быть не может категорически. Дело все в элементарной конкуренции.
— В здании нынешнего Амурского краеведческого музея находился торговый дом «Кунст и Альберс». Отношения между двумя торговыми домами в то время называли не иначе, как «торговая война» — конкуренция была сильнейшая. Это было на пользу жителям Благовещенска, но соединять эти здания подземным ходом не было никакой необходимости, — поставил точку в этом вопросе Анатолий Телюк.
Добавить комментарий
Комментарии