В начале 20 века улица Красноармейская была Вознесенской. Там построили училище для девочек, а потом — с 1904 по 1907 год — возвели домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Деньги на строительство дала купеческая семья Василия и Ольги Левашевых. В то время это были известные в Благовещенске и области золотопромышленники и меценаты. Они многое сделали для города, особенно для развития образования.
Ольга Левашева умерла в марте 1912 года, ее похоронили в склепе под церковью. По легенде возле надгробия Ольги Мартыновны поставили лампаду и две мраморные скульптуры спящего и плачущего ангелов. В 1918 году склеп разгромили матросы-революционеры. Краеведы предполагают, что они искали драгоценности Левашевой и, вероятно, ничего не нашли. В те годы храм лишился крестов и куполов, но выстоял. Храм «Всех скорбящих Радость» — единственная православная церковь Благовещенска, сохранившаяся после революции.
В дальнейшем здание длительное время использовалось под нужды педагогического училища. В одном из кабинетов долго стоял белоснежный спящий ангел. Судьба второго, плачущего, до сих пор не известна, сообщает пресс-служба Школы народного экскурсовода.
В конце 1960 годов скульптуру под расписку взял и не вернул один из амурских художников для занятий со студентами. Позднее у него конфисковали некоторые старинные вещи, среди которых был ангел. К тому времени никто не помнил его историю.
Около десяти лет назад мраморную фигуру увидел скульптор Николай Карнабеда в музее управления внутренних дел. У ангела не было ручек и ножки. «Сначала она в УВД попала как предмет доказательств, ее двигали-двигали в музее, а потом сказали — забирай себе, может, отформуешь, сделаешь реконструкцию рук и ног. Я сказал, хорошо, будет время — сделаю. Я начал делать реставрацию, а тут одна болячка, одна, другая, третья... Короче, 10 лет пронеслось... Я думал сделать на основе эпоксидки с добавлением мраморной пыли и красителей. Хотел такую мастику сделать под цвет этого мрамора, а потом приставить и «замонолитить». Специально просверлил дырочки, чтобы держалось. Продумал уже все, осталось сделать, — рассказал Николай Карнабеда.
История мраморного ангела стала известна благодаря архитектору, руководителю проекта реставрации храма «Всех скорбящих Радость» Людмиле Чаюн и краеведу и общественнице Ольге Тур. Последняя рассказала ее на одном из занятий Школы народного экскурсовода». Затем историческую справедливость восстановил «Народный музей», организовав встречу скульптора Карнабеды и настоятеля храма, иерея Евгения Семерни. Вместе с диаконом Александром Бирюковым они приехали в мастерскую к Николаю Карнабеде.
— Человек, который отходит из этой временной жизни в жизнь вечную, он не ушел в небытие. Он уснул. И мы над человеком молимся как над человеком уснувшим, но потом он воскреснет. Вероятно, это тоже является таким символом — этот ангелочек, который находился с Ольгой Мартыновной, он ее все равно покровительствует, несмотря на то, что она сейчас отдыхает от всех своих дел, которые сделала, — рассуждает отец Евгений. — Она очень много добрых дел совершила, как и для женского епархиального училища, так и для всего города! Мы знаем, что на старинной иконе Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» ангелы изображены, такие маленькие херувимы. Вот, скорее всего, почему был поставлен ангел возле надгробия.
Склеп собираются отремонтировать в мае, если будет отменен карантин. Затем скульптуру ангела установят на историческое место. На экскурсию туда пригласят краеведов, участников проекта «Школа народного экскурсовода» и всех желающих горожан.
— По моему мнению, реставрация недостающих деталей у ангела совершенно не нужна! Будет утрачена история этой находки. Нужно сохранить вековой артефакт в том виде, в котором он был обретен. Нельзя делать вид, что не было разорения склепа и столько лет забвения, — поделилась мнением архитектор Людмила Чаюн.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии