Нырок Бэра был впервые открыт и описан для мировой науки русским географом-натуралистом Густавом Радде. Особь он добыл в районе села Касаткино на Амуре во время экспедиции 1855-1859 годов. Тогда вид был распространенным, его ареал в России простирался от озера Байкал на западе до Приморья на востоке, на север доходил вплоть до Станового хребта, — сообщается на сайте Хинганского заповедника.
Со второй половины 20 века численность нырка начала резко сокращаться. По оценкам специалистов, мировая популяция сегодня насчитывает 1 000 особей. В новом тысячелетии гнездящиеся пары редких уток наблюдали лишь в Китае. За последние десять лет в России отмечено только 20 встреч с нырком Бэра. Единичные особи чрезвычайно редко попадают на глаза научным сотрудникам в Приморском и Хабаровском краях. В Амурской области нырка Бэра видели немецкие орнитологи в Муравьевском парке в 2010 году. В Архаринском районе в последний раз двух уток заметил сотрудник Хинганского заповедника Алексей Антонов на реке Урил в 2014-м.
— Но стопроцентной уверенности, что это был нырок Бэра, у него нет. Он не успел птиц ни сфотографировать, ни хорошо разглядеть, — замечает научный сотрудник Хинганского заповедника Марина Бабыкина.
Заповедник не имел доказательств присутствия на территории нырка Бэра в современные годы. В 2017-м была снаряжена экспедиция по поиску исчезающей утки, которая закончилась неудачей. Архаринский район исключили из ареала обитания вида. Недавняя встреча сразу нескольких птиц на охраняемой территории стала настоящим событием для научного мира.
— Я почти месяц провела на кордоне в изоляции, выполняя научную работу. Каждый день смотрела в трубу — учитывала мигрирующих водоплавающих, которые на пролете останавливаются на озере Лебедином. Уже собралась выезжать, оставалось один-два дня до окончания работ. 17 мая в очередной раз иду, считаю привычных хохлатых чернетей. И вижу, как от берега отплывают необычные птицы. Я даже не сразу поняла, что это за вид, начала фотографировать. И только в процессе до меня дошло, что это нырок Бэра! У меня от волнения задрожали руки, я боялась не успеть сделать снимки, — поделилась эмоциями Марина Бабыкина.
Фото: Марина Бабыкина, научный сотрудник Хинганского заповедника
Научный сотрудник наблюдала трех птиц. По окрасу она определила, что среди пернатых гостей на озере — «жених и невеста». «Очевидно, что в тройке есть пара. У взрослого самца «брачное перо» — темно-зеленая голова, каштановая грудь. Вполне вероятно, что они загнездятся у нас. Третья птица — молодой неполовозрелый самец, его окрас побледнее, — описывает тонкости наблюдения Марина Бабыкина.
Редкая утка охраняется на международном уровне. «Вид находится на грани вымирания. Осталось всего несколько сот особей. На Дальнем Востоке нырок Бэра встречается даже реже амурского тигра», — отмечает сотрудница заповедника.
Основная причина сокращения численности нырка Бэра — уничтожение человеком мест его обитания. Так, в Китае за последние десятилетия более 70 % водно-болотных угодий преобразованы под нужды сельского хозяйства.
Счастливая рука
Марина Бабыкина уже второй раз в свое практике встречает исчезающий вид птиц.
Фото: zoogalaktika.ru
— Я не просто видела, но и держала в руках птицу, которая на данный момент вымерла. Это была овсянка Янковского, эндемик Хасанского района Приморского края. Его больше никогда не будет, представляете? — рассказала орнитолог.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии