• Фото: amurobl.ru

Мечта одна на всех

— И даже не скажешь вам «улыбаемся» — все равно вы все в масках, — в шутку инструктирует генеральный директор АО «Корпорация развития Дальнего Востока» Дмитрий Тетенькин строителей, ожидающих важного гостя на российской части моста.

Именно из-за коронавируса международный объект, которого ждали больше 20 лет, уже несколько месяцев стоит без работы. Еще в мае Минстрой России выдал разрешение на ввод в эксплуатацию, однако движение так и не началось — границы двух государств закрыты.

— Немножко обидно, но мы скоро увидим, как мост откроется и обязательно проедем по нему, — не сомневается руководитель дирекции по строительству «УСК «Мост» Эдуард Давыдов. — Ждем сентября. Все строительные работы закончены, на объекте осталось около 50 человек. Нам осталось убрать строительно-бытовой городок и восстановить плодородные слои почвы, досыпать плодородный грунт и досеять газон.

Чем ближе час приезда премьера — тем сильнее дождь на границе России и Китая. Почти два десятка мостовиков, проектировщиков, инженеров, дорожников раскрыли огромные черные зонты. Под одним из них единственная женщина — генеральный директор фирмы «Аском» Елена Борисенок. Именно эта компания с первых дней и первых метров контролировала качество строительства моста.

— Я недавно пересматривала фотографии трехлетней давности, так здесь одна площадка была. А сейчас — смотрите, какая красота, — Елена Юрьевна показывает рукой на красивейший вантовый мост. — Два языка, две страны, два вида технологий и материалов — это все надо было состыковать. Это было очень интересно, колоссальная проделана работа. Самая большая мечта — проехать в Китай по мосту, по нашей части работы. Ждем, когда границу откроют, мост начнет работу и будет востребован.  

Впрочем, мечта проехать по мосту, которому отдано столько сил, труда и нервов — одна на всех.

— Я с самого начала строительства — три года. Это самый сложный мост в моей трудовой биографии, — констатирует начальник промышленной базы УСК «Мост» Виктор Гуляев. —  До этого принимал участие в строительстве моста на остров Русский во Владивостоке, на остров Большой Уссурийский в Хабаровске, в нашей Амурской области строил мост через Селемджу, Уркан.

«Каждый мост индивидуален, в каждом есть свои сложности — но этот был труднее всех», — говорит мостовик. — Пережили два паводка, но справились. По производственной необходимости я ездил на машине до китайской границы — конечно, хотело бы проехать по всей протяженности».

Благодарность под дождем

К моменту, когда у моста закружили вертолеты, над Амуром уже шел ливень. Спустя несколько минут на автомобильный мост между Россией и Китаем приехал глава российского правительства вместе с министром по развитию Дальнего Востока и Арктики Александром Козловым и амурским губернатором Василием Орловым. Михаил Мишустин без зонта бодро прошел мимо стендов с презентацией объекта и сразу направился к строителям.

— Добрый день! Эпидемиологическая обстановка не позволяет пожать ваши рабочие руки. Но в первую очередь хочу вас всех от души поздравить с окончанием этого строительства. Совсем недавно вы ввели в строй этот мостовой переход, — обратился он к строителям. — Вы знаете, мы сейчас пролетали над мостом — это уникальное, красивое, инновационное сооружение. Гордость берет за мост!

Премьер-министр напомнил: с момента подписания межправительственного соглашения о строительстве моста между Россией и Китаем прошло всего пять лет — а объект уже готов.

— Этим проектом можно гордиться, рассказать о нём своим детям, внукам. Это совершенно новый взгляд на отношения между нашими странами. Это мощная транспортная артерия, которая позволит в год перемещать два миллиона человек и четыре миллиона тонн грузов. Благодарю вас за ваш самоотверженный труд!— обратился он к строителям!

— Спасибо! — хором ответили строители.

— Это вам спасибо! — напомнил Мишустин.

Председатель правительства поинтересовался, какие трудности были во время строительства.  

— Объект был тяжелый, погода два года немного не позволяла, размывало подъездные дороги, — рассказал один из строителей. — Потом купили хорошую спецтехнику и все пошло нормально!

— А что такая «хорошая»? — спросил Мишустин

— Самосвалы, экскаваторы, бульдозеры, — начал перечислять докладчик.

— Российские? — с улыбкой уточнил премьер-министр.

— Не все. Но есть, — признался дорожник.

Мостовики рассказали главе правительства и про соревновательный дух, и про зарплаты и премии. «Все было», — скромно сообщили амурчане.  

Михаил Мишустин отметил, что подписал грамоты от Правительства России, которые вручат позже.

— Приятно, что поблагодарили. Но будет приятнее, когда с детьми поеду по мосту в Китай и расскажу, что принимал участие в строительстве такого масштабного сооружения, — признался АП начальник участка ЗАО «Асфальт» Вячеслав Седов.

Такой объект инфраструктурного характера будет влиять на всю экономику региона, уверен губернатор Василий Орлов. 

— Мост имеет стратегическое значение, открывает большие возможности для реализации важных международных проектов, обеспечивает дальнейшее усиление сотрудничества по многим направлениям, в том числе расширению торговых операций. Он также будет способствовать  наращиванию турпотока между двумя странами, — отметил глава Приамурья.

«Очень грустно»  

Сразу после общения с мостовиками премьер-министр провел совещание во временном пункте пропуска у моста — правда, для региональных СМИ оно было закрыто. Как сообщает РИА Новости, Мишустин раскритиковал низкую эффективность реализации программы по строительству и модернизации пунктов пропуска через границу, особенно на Дальнем Востоке. Глава правительства  обратил внимание на низкое кассовое исполнение программы, касающейся обустройства погранпереходов, отметив, что на Дальнем Востоке из 58 таких объектов только четыре находятся «в более-менее приличном состоянии, остальные не готовы», а выделенные средства перебрасываются на другие цели.

 — Коллеги, честно, ну это безобразие, я не понимаю! — заявил премьер.

По его мнению, за четыре года, прошедших с момента передачи функций Росграницы Минтрансу РФ, «можно было какой-то порядок навести». «Получается, мы все делаем для того, чтобы практически расписаться в собственном неумении организовать работу», — констатировал Мишустин.

Он заметил, что из-за проблемы с погранпереходами смысл труда рабочих, которые построили мостовой переход через реку Амур между Благовещенском и Хэйхэ, теряется.

— Более того, когда нет нормальных переходов, впечатление от страны, куда люди идут, оно тоже соответствующее — там же и таможенные, и пограничные процедуры. Должно быть хорошее настроение у тех, кто переходит границу... А здесь, к сожалению, беда, — подчеркнул глава правительства.

Мишустину доложили, что проблема связана в том числе с недобросовестными подрядчиками и что после 2016 года было возбуждено 13 уголовных дел, пришлось расторгнуть контракты по ряду объектов, но из-за этого сроки строительства сдвигались.

— Что, за четыре года все подрядчики были уголовниками? — поинтересовался премьер.

Глава кабмина предложил рассмотреть эффективность работы, связанной с погранпереходами в стране и, в частности, на Дальнем Востоке.

— Мы приедем из командировки по Дальнему Востоку и давайте серьезно подумаем над тем, как наладить эффективное управление пунктами пропуска. Очень грустно, — заключил Михаил Мишустин.

Как строился и как будет работать мост 

Строительство пограничного мостового перехода началось в конце 2016 года, стыковка российской и китайской частей моста через Амур прошла 31 мая 2019 года, основные строительные работы на объекте закончились в конце ноября 2019 года, а в декабре было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию подъездных путей к автомобильному мосту. В январе 2020 года прошло обследование и проведены приемочные испытания трансграничного мостового перехода. Ещё несколько месяцев понадобилось на оформление документов.

Длина двухполосного моста составляет 1080 метров. Каждая из сторон построила ровно половину — по 540 метров. В состав строительства объекта, кроме основного мостового сооружения, входит возведение подъездных дорог и путепроводов. Всего протяженность мостового перехода чуть больше 20 километров: 13,4 километра подъездных путей на территории России и 6,7 километра дороги в Китае. Основной мост на российской стороне начинается на острове, поэтому к нему ведёт сооружение – мост через протоку Каникурганскую — ещё 278 метров.

Автомобильная дорога II-й категории имеет технические характеристики, рассчитанные на все виды транспортных нагрузок и категорий автомобильного транспорта.

Ситуация с коронавирусом не повлияла на завершение строительства перехода. Однако пока границы обоих государств закрыты — движение транспортных средств начнётся  будет после снятия всех ограничений.

Правительство РФ одобрило создание автомобильного пропуска Кани-Курган —Хэйхэ в круглосуточном режиме. 

Чтобы синхронизировать работу пункта пропуска со сроком завершения строительства моста, решено строить временный пункт пропуска. ПСД на строительство полноценного пункта пропуска готовится. Это не региональные полномочия, но правительство области оказывает максимальную помощь. Строительство постоянного пункта пропуска Кани-Курган, который сменит временный погранпереход, планируется завершить в 2022 году. Стоимость проекта составит 1,6 миллиарда рублей, в том числе 70,14 миллиона — проектные работы.

Сейчас дорожная и мостовая часть, необходимая для запуска движения, введена в эксплуатацию как временная схема и готова к приёму транспорта. Есть ограничения по объёму грузового транспорта. Кроме того, законодательство запрещает проезд пассажирского транспорта через временные пункты пропуска.

В целом по ряду объектов строительные работы на предмостовой территории близятся к завершению. На площадке будущего пункта взимания платы оборудуются две полосы для грузового транспорта и две — для пассажирских машин. Мостовой переход возводился на внебюджетные средства, напоминает пресс-служба регионального правительства. Созданная российско-китайская компания в рамках концессии получила кредит в китайском банке. Проезд по мосту будет платным, срок окупаемости составит 16 лет. 

 

 

Возрастная категория материалов: 18+