Региональная общественно-политическая газета
Свежий выпуск: №15 (28957) от 22 апреля 2021 года
Издается с 24 февраля 1918 года
24 апреля 2021,
суббота

И жизнь, и слезы, и любовь: «Пролетный гусь» от МХТ заставил амурского зрителя плакать

Общество

Приготовьте платочки — совет тем, кто планирует увидеть постановку «Пролетный гусь» Московского художественного театра имени Чехова. Впрочем, к этому будут готовы все, кто хоть раз читал прозу Виктора Астафьева. По двум его рассказам и написан сценарий постановки. Реализм и ломка всех театральных шаблонов — так бы я назвала спектакль, который стал первым для столичного театра после полугода без зрителей и гастролей. И это сыграло на руку нам, амурским зрителям, неизбалованным большим театром — вдвойне: несколько месяцев артисты копили в себе энергию, которая вечером во вторник, первого сентября, просто взорвала зал драмтеатра. За два с лишним часа здесь было все: смех, грусть и настоящие слезы.  

  • Фото: Андрей Ильинский

Искусство против ковид

— Для нас все очень волнительно — мы открываем сезон спектаклем в Благовещенске. И не играли мы, как и другие актеры, полгода — для нас, конечно, это испытание. Мало того что мы волнуемся, потому что давно «не брали в руки шашки», так  еще и ответственно, что мы в гостях, и нам очень важно, как нас примет публика Благовещенска, — поделилась эмоциями перед началом спектакля Кристина Бабушкина, актриса, сыгравшая одну из основных и ярких ролей постановки — Виталию Гордеевну. — Я всегда, когда зову на этот спектакль своих знакомых, говорю о нем так: душа обязана трудиться. Все мы знаем творчество Астафьева — у него не бывает просто, мне кажется, что эта литература попадает в любого зрителя. Мы играем этот спектакль 20 лет, представляете?! Мы его обожаем, мы одна семья, одна команда, мы все росли вместе с ним, и нам очень важно  донести настроение, мысли самого автора.  

Это тот случай, когда постановка родилась из души, — ее показали как «домашнюю» в 2002 году во время МХАТовских вечеров, к которым молодые актеры готовят литературно-музыкальные композиции. Автор — педагог и актриса Марина Брусникина. После того как Олег Табаков увидел этот спектакль, он появился в репертуаре театра. С тех пор «Пролетный гусь» исколесил всю страну и стал участником фестиваля «Золотая маска».

«Мы пришли сюда, чтобы вспомнить, что и наша душа жива. Что она умеет чувствовать и простую человеческую радость, и сочувствовать до слез чужому, но такому понятному горю».

Спектакль и для легендарного театра, и для амурчан впервые прошел в новом «коронавирусном» формате. «Мы тут у вас и посмотрим, что это за «шахматная рассадка» в зале», — улыбаются актеры, увидев журналистов в медицинских масках. По их словам,  в родном театре они открывают новый сезон с 7 сентября и очень ждут возвращения на сцену.

Для амурского же зрителя измерение температуры на входе и обработка рук антисептиком уже довольно привычны и не доставили особого неудобства. По крайней мере, меры безопасности точно не помешали полностью насладиться искусством.  

Душа-то живая

Понятно, что за спектаклем с такой долгой историей уже стоит множество отзывов — как обычных зрителей, так и профессиональных критиков. Я шла на постановку с чистой памятью — не углубившись в эти отзывы, чтобы получить свое собственное мнение.

Сегодня, 2 сентября состоится второй спектакль в амурском театре драмы, а 3 сентября в 18.30 спектакль «Пролетный гусь» покажут в рамках фестиваля «Золотая маска» в Доме офицеров Белогорска.

В «Гусе» нет специальных декораций и нет ролей — тех, к которым мы привыкли. Едва начав вычленять главных героев и сочувствовать их судьбе, мы видим, как текст персонажей перехватывают другие актеры. По очереди каждый становится то Данилой, то Мариной, то голосом автора. Не сразу понимаю, что на сцене один герой — и это текст. Художественное произведение, которое оживляют своими голосами несколько актеров. Некоторые критики обвинили спектакль в том, что по факту он — просто чтение рассказов Астафьева. И это действительно так. Это чтение, но какое чтение… Актеры бережно несут текст писателя то громкой песней, то шепотом, то срываясь на крик — несут его так, что вместе с текстом ты смеешься, подпеваешь, вздыхаешь, а потом просто рыдаешь — и не можешь остановиться.

Первая часть спектакля прошла почти в полной тишине в зале — страшно было даже аплодисментами разрушить эту камерность, эту интимность, созданную актерами на сцене. К финалу первой части, которая закончилась самоубийством главной героини, пережившей сына и мужа, плакала я и другие зрители — могу ручаться за сидевших рядом.

Вторая часть спектакля по рассказу «Бабушкин праздник» меняет тональность — исчезают черные наряды, появляются яркие платья, светлые рубахи и столы, которые ломятся от яств. И вот мы уже смеемся над веселой попойкой такой родной, такой русской семьи, подпеваем и танцуем вместе с актерами. Здесь все чаще звучат аплодисменты — после каждого исполнения берущих за самое русское нутро песен. Но за всем этим кажущимся весельем в финале снова звучит Астафьев, возвращающий в реальность, когда выясняется, что этот праздник застал в живых всю компанию в последний раз. И тихие слова выросшего мальчика: «Сердце-то оно живое… не камень»  расставляют все по местам. Мы пришли сюда, чтобы вспомнить, что и наша душа жива. Что она умеет чувствовать и простую человеческую радость, и сочувствовать до слез чужому, но такому понятному горю. Разбередившие сердце артисты сорвали овации – благодарный зал долго не отпускал актеров со сцены.

— Сам материал и спектакль интересны тем, что это про всех нас — про наши семьи, и в нем есть такие объединяющие начало и теплота, что любой зритель находит среди героев члена своей семьи. В тексте заложено столько любви и доброты, и это всегда находит очень большой отклик у зрителей, — признается актер МХТ Павел Ващилин.

МХТ имени А. П. Чехова

Один из двух театральных коллективов, образованных при разделении труппы МХАТ (основоположник — Станиславский) в 1987 году. До 1989 г. сохранял название МХАТ им. Горького, а с 1989 г. стал носить имя А. П.Чехова. Имеет постоянную сцену в Камергерском переулке в Москве. В 1970— 2000 гг. главным режиссером театра и его художественным руководителем был Олег Ефремов. С 2000 года театр возглавил Олег Табаков. Среди постановок театра: «Кабала святош» по произведению  Михаила Булгакова, «Варвары» Максима Горького, «Вишневый сад», «Три сестры» Чехова, «Горе от ума» Грибоедова, «Трагики и комедианты» Арро, «Возможная встреча» Барца, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана. В разные годы в спектаклях театра были заняты актеры: Олег Ефремов, Иннокентий Смоктуновский, Анна Вертинская, Елена Проклова, Юрий Богатырев, Андрей Мягков и другие.

«Пролетный гусь»

Режиссер: Марина Брусникина

Художник: Ирина Смурыгина-Терлицки

Артисты: Кристина Бабушкина, Янина Колесниченко, Юлия Ковалева, Татьяна Розова, Ксения Теплова, Алена Хованская, Павел Ващилин, Алексей Красненков, Олег Тополянский, Валерий Трошин, Эдуард Чекмазов. В 2004 году создатели спектакля были удостоены Государственной премии РФ.

В 2004 году создатели спектакля были удостоены Государственной

Возрастная категория материалов: 18+

Добавить комментарий

Забыли?
(Ctrl + Enter)
Регистрация на сайте «Амурской правды» не является обязательной.

Она позволяет зарезервировать имя и сэкономить время на его ввод при последующем комментировании материалов сайта.
Для восстановления пароля введите имя или адрес электронной почты.
Закрыть
Добавить комментарий

Комментарии

1
03.09.2020, 01:49

Замечательная рецензия.

— Идея
Комментариев пока не было
Комментариев пока не было

Материалы по теме

Игорь Гордин: «Если актер доволен собой, ему надо заканчивать с этой профессией»Игорь Гордин: «Если актер доволен собой, ему надо заканчивать с этой профессией»
Благовещенские молодожены сбежали со свадьбы на спектакль московского театра «Пигмалион»Благовещенские молодожены сбежали со свадьбы на спектакль московского театра «Пигмалион»
Президент премии «Золотая маска» Игорь Костолевский: «Граница между провинцией и столицей стирается»
«Это не стендап-шоу»: фестиваль «Золотая маска» завершился спектаклем «Пигмалион» по пьесе Шоу
Авантюра по Булгакову: один из спектаклей фестиваля «Золотая маска» посвятили медикам
Лучший в мире: мюзикл «Шербурские зонтики» привез в Благовещенск оркестр и уникальные декорации
Понятно без слов: после «Материнского поля» зрители потрясенно молчали
Офисные твари и где они обитают: Театр наций показал амурскому зрителю изнанку современного офиса
Мама всегда с тобой: театр имени Пушкина показал свою версию знаменитого романа Ромена Гари
«Пандемия и театр – для нас новинка»: Александра Урсуляк и Игорь Гордин прилетели в Благовещенск

Фото: Андрей ИльинскийФото: Андрей Ильинский
Раки накопят силы для рывка, а Девы покажут деловую хватку: гороскоп на 24 апреляСоветы
Ветеринары установили причину массового падежа свиней в Зейском районеОбщество
Кольцевая развязка на улице Калинина в выходные будет закрыта для движенияОбщество
В Амурской области для авиапассажиров возвращают обязательное «ковидное» анкетированиеКоронавирус
Оперштаб разрешил Белогорску провести Кубок ДВ по футболу с соблюдением антиковидных нормОбщество
Магдагачинские пожарные спасли заточенного в колодце теплотрассы щенкаОбщество

Читать все новости

Общество

Ветеринары установили причину массового падежа свиней в Зейском районе Ветеринары установили причину массового падежа свиней в Зейском районе
Кольцевая развязка на улице Калинина в выходные будет закрыта для движения
Оперштаб разрешил Белогорску провести Кубок ДВ по футболу с соблюдением антиковидных норм
Магдагачинские пожарные спасли заточенного в колодце теплотрассы щенка
Более двухсот «земских учителей» от Камчатки до Калининграда претендуют на работу в амурских школах
Система Orphus