• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: ruskino.ru

На дне человека

9

октября 1984 года родился Александр Цой. В городе Пахтакор Узбекской ССР

— Александр, представляя ваш фильм «Когда она приходит» на фестивале «Амурская осень», вы сказали, что он несколько автобиографичен.

— Он не то чтобы автобиографичен — скорее, основан на некоторых реальных событиях из моей жизни. То, что случилось, было докручено и преобразовано в художественную некую форму. Как Саша Цой стал проявляться в каких-то иных своих качествах.

— Что личного в фильме — ваш развод с женой?     

— Об этом я не буду распространяться. Скажу только, что в определенный момент моей жизни появился человек, который стал подсказывать, как мне быть, как себя вести там, что сказать здесь. Он стал предсказывать какие-то вещи, которые стали случаться в реальной жизни. Это была девушка, она когда-то пережила автокатастрофу.

В какой-то момент понял, что с моей внешностью рассчитывать на главные роли в театре и кино наивно, и надо идти дальше. В режиссуру.

— Вообще, сюжет фильма мне напомнил роман Оноре де Бальзака «Шагреневая кожа»: сбываются желания героя, но укорачивается его жизнь. 

— Да, вы правы. Чем больше случается, тем больше хочется. И этот успех, который приходит, проявляет настоящее лицо героя. Настоящее дно. Мне было интересно исследовать — насколько дно в человеке глубокое.

— Наверное, глубокое. Если он готов поступиться беременной бывшей женой и маленьким сыном.

— Ну это уже художественный вымысел. Чтобы усугубить ситуацию.

— Все-таки для вас ваш герой — отрицательный или положительный? Ведь в конце концов он осознает, что «намечтал».

— Он нормальный. Обычный мужчина с обычными проблемами среднестатистического городского жителя. Нехватка денег, ссоры с женой, маленький ребенок — все, как у всех. События в жизни начинают его менять не в лучшую сторону. Но пусть зритель сам решает, кто плохой, а кто хороший.  

Мистика и вера


 

— В фильме много мистики, суеверия — тот же голубь, врезавшийся в героя. Вы сами в это верите?

— Конечно верю. Мистические вещи случаются в нашей жизни, их просто надо видеть. Это какие-то знаки, вещие сны. Я очень долго переживаю за свои сны.

— Вы верующий человек?

— Мама у меня крещеная, папа — нет. Я верю в высшие силы, но какой-то конкретной религии не принадлежу. Если мне хочется зайти в храм или мечеть, я захожу и принимаю правила этого места. Пока я жил в Ташкенте, ходил в мечеть. Без разницы же, где ты разговариваешь с Богом. Просто нужно место, где это можно сделать.

— Вы выросли в Средней Азии, но носите корейскую фамилию. Как так получилось?

— Я родился и вырос в Узбекистане, но сейчас у меня российское гражданство. Папа и мама у меня корейцы. История нашей семьи уходит в 1937 год, период сталинских репрессий. Тогда с Дальнего Востока в вагонах вывозили корейцев и расселяли их по всей Средней Азии — Узбекистан, Казахстан, Киргизия. Корейского языка я, к сожалению, не знаю, родители говорили со мной на русском. Узбекский немного позабыл, поскольку уже 10 лет живу в России. 

Через тернии к звездам

— Я прочла, что вы преодолели нелегкий путь в профессию.

— После школы я почему-то был уверен, что поступлю в театральный институт на актерский факультет. Но после творческого конкурса увидел себя в самом низу списка: из 127 баллов получил 17. Я не понял, почему так, но должен был поступить в вуз, потому что обещал родителям, что не пропущу этот год. Я отнес документы в эстрадно-цирковой колледж на речевое отделение. Когда начался семестр, позвонила моя школьная подруга и рассказала, что в студии при Молодежном театре Узбекистана добирают мальчиков: «Не хочешь попробовать?» — «Хочу». Я прочитал прозу, стихотворение, и меня взяли. Таким образом я одновременно учился и в колледже, и в студии. Поступенно меня стали приглашать в спектакли. К тому моменту, когда уезжал из Ташкента в Москву, я был задействован в 90 процентах репертуара театра. За год до отъезда поступил в Ташкентский государственный институт на режиссуру, а потом перевелся в ГИТИС на актерский факультет. Параллельно стал играть у Иосифа Леонидовича Райхельгауза, который меня, собственно, и пригласил в Москву.

У меня есть сын от первого брака, зовут Марк, ему 7 лет. К сожалению, мы с ним давно не виделись. Он с мамой живет в Латвии, а границы закрыты.

— Столица хорошо приняла?

— Приняла. В Москве, слава богу, все было относительно гладко. Наверное, самый сложный период прошел еще в Ташкенте. Сейчас я преподаю в РАТИ-ГИТИС в мастерской Иосифа Райхельгауза — актерское мастерство и режиссуру.

— Вы восточный мужчина, это как-то влияло на ваше амплуа артиста?

— Именно поэтому я и ушел в режиссуру. В какой-то момент понял, что с моей внешностью рассчитывать на главные роли в театре и кино наивно, и надо идти дальше. Снявшись в 2016 году в кино, все эти деньги отдал за учебу, окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров.

Бесплатные сценарии

— Сложно ли сегодня пробиться молодому режиссеру?

— Непросто. Здесь тоже как карта ляжет. Как это бы противоречиво ни звучало, но надо активно пробовать и уметь ждать — своего момента для реализации. Ведь как бывает: затишье, никаких предложений, ты начинаешь погружаться в депрессию, а потом: бам, и оно приходит — сценарий, предложение, когда ты действительно к этому готов. Всему свое время.

— Есть ли сегодня какая-то поддержка начинающим режиссерам?

— Есть. Свой первый фильм я же снимал на студии «ВГИК-Дебют», которой очень благодарен. И благодарен ее руководителю Федору Максимовичу Попову, который увидел мой дипломный фильм, и мне предложили подать проект как дебют в Министерство культуры России. Так мы получили финансирование и сняли кино, которое вы увидели.

— Сложно ли найти «свой сценарий»? Это же еще и денег стоит.

— Непросто, это большая удача. Так же, как и найти своего оператора, художника, композитора и т. д. Например, я после показа фильма созвонился со своим оператором-постановщиком и художником-постановщиком и поблагодарил их, сказав, что фильм неплохой. Что касается сценария и денег, то, бывает, сценарий рождается сразу при встрече со сценаристом, где вы договариваетесь, что пишете пока без оплаты, а потом вместе его продаете. Сценарий к фильму «Когда она приходит» я писал в соавторстве с Евгением Гущиным.

Предчувствие победы    

  

— Вас не огорчило, что на премьере было мало зрителей?

— Нет, я был к этому готов. Все-таки пандемия, есть правила рассадки. Многие еще не ходят в общественные места.

— Было ли у вас предчувствие, что ваш фильм победит?

— Предчувствия никакого не было. Наоборот, у меня даже состоялся разговор с самим собой, чтобы я не обнадеживал себя, не надумывал того, что может и не случиться. Я ехал затем, чтобы люди что-то сказали, хотел узнать мнение коллег. Потому что я настолько уже внутри этого фильма, и некоторые вещи просто не вижу, не воспринимаю.

— Вы снялись в эпизоде, сообщают титры. А в каком? Потому что я вас не заметила.

— Эпизод был больше, но я его сократил. Меня там сложно разглядеть — играю водителя директора компании, который открывает главному герою дверь служебного автомобиля. 

Я очень люблю фильмы Ларса фон Триера, Кристофера Нолана, Роберта Земекиса, первые работы Никиты Михалкова.

— В титрах также есть благодарность Рудольфу Цою и Анжелике Шегай. За что благодарите родителей?

— Я всегда пишу благодарность своим родителям, ведь без них меня бы не было. Они всегда поддерживают меня в моих начинаниях. И когда бывает момент отчаяния, я знаю, что есть эти два человека, которые никогда не оставят меня без веры. Это дорогого стоит.

— Когда массовый зритель увидит фильм «Когда она приходит»?

— Я думаю, что у нас есть шанс выйти в широкий прокат. Кстати, мою дипломную работу, короткометражный фильм «Лучшее… от первого лица», уже можно посмотреть в сети. С ним я тоже взял много наград.

Много талантливых режиссеров

— Сейчас практически каждый может быть сам себе режиссером — взял телефон и снимай. Конкуренция велика?

— Да, потому что много хороших режиссеров. Это я сужу даже по конкурсу коротких и полных метров на «Амурской осени». Очень сильные есть работы. Я ходил на каждый фильм. Это интересно, ты проверяешь себя, либо тебя удивляют каким-то приемом или историей.

— Каким должен быть идеальный режиссер?

— Он должен уметь повести огромную толпу людей и заставить их поверить в то, что хочет рассказать зрителю. Я очень люблю фильмы Ларса фон Триера, Кристофера Нолана, Роберта Земекиса, первые работы Никиты Михалкова.

— Роль хана Батыя знаковая для вашей карьеры?

— Конечно. Она вывела меня на новую ступень. После выхода фильма меня стали узнавать, появились какая-то известность и огромный опыт в таком жанре кино. Если мне будут предлагать интересные и качественные роли, буду сниматься. Я за то, чтобы не терять форму в актерской профессии.

О личном

— У вас очень приятный голос — низкий и густой баритон…

— Его я тоже использую. Какое-то время работал на радиостанции, иногда занимаюсь озвучанием.

— У вас сейчас есть семья?

— У меня есть сын от первого брака, зовут Марк, ему 7 лет. К сожалению, мы с ним давно не виделись. Он с мамой живет в Латвии, а границы закрыты.

— Как вам фестиваль «Амурская осень»?

— Очень нравится. Организация фестиваля крутая, классная программа, много интересных людей здесь встречаешь.

— Вы не боитесь «звездности», которую подхватил ваш герой?

— Мне кажется, что не бывает такого, что всегда все идет вверх. Бывает, и вниз тоже. И к этому надо быть готовым. Но вокруг меня есть люди, которые могут осечь, сказать: «Не перебирай!». И я к ним прислушиваюсь. Это мои друзья, близкие.  

— Если не секрет, какой длины ваши волосы?

— Чуть выше пояса, но были еще длиннее. Примерно с 22 лет я ращу их, когда работал еще в театре. Наверное, это часть моего имиджа.

 

Возрастная категория материалов: 18+