Фото: РоскосмосФото: Роскосмос

По предварительным расчетам, метановый «Амур» получит взлетную массу около 360 тонн, высота ракеты будет достигать 55 метров, диаметр составит 4,1 метра. Носитель будет иметь возвращаемую первую ступень и вторую однократного использования, обе будут оснащаться метановыми двигателями. С возвращаемой ступенью «Амур» будет способен выводить на низкую околоземную орбиту до 10,5 тонн полезного груза, против 8,5 у ракет серии «Союз-2». В одноразовом варианте «Амур» поднимет на ту же орбиту уже 12,5 тонн.

Метан, на котором будет работать комплекс,  — это  дешевое топливо. Для него не нужно разрабатывать какие-то особые хранилища — будут взяты стандартные конструкции ПАО «Газпром». Более того, всего в 50 километрах от Восточного в рамках контракта с Китаем строится Амурский ГПЗ, от которого на старт «Амура» достаточно протянуть ветку газопровода.

Первая ступень «Амура» будет возвращаться на посадочные площадки, расчет места строительства которых сейчас ведется баллистиками в зависимости от траекторий полета новой ракеты с космодрома Восточный.

«Изначально мы придерживаемся существующих согласованных районов падения ступеней «Союза-2», но будем уточнять места посадки в рамках проектирования. Уже понятно, что посадочных площадок будет несколько, в том числе на самом Восточном. Несколько площадок будут располагаться на территории Хабаровского края, ближе к побережью Охотского моря», — рассказал лавный эксперт департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Госкорпорации, ответственный за реализацию проекта «Амур-СПГ» Игорь Пшеничников.

По его словам, после торможения в атмосфере ступень будет снижаться в район подготовленной площадки, маневрировать для точной посадки, затем открывать посадочные штанги и мягко приземляться за счет третьего включения центрального двигателя. Тут же на месте будет проводиться первичное техническое обслуживание многоразового блока ракеты.

При этом с появлением новой ракеты будет развиваться сеть коммерческих запусков, около космодрома нужна смотровая площадка.

«Коммерческая ракета должна располагаться в открытом для посещения зарубежными заказчиками месте, чтобы повести их на экскурсию, показать им монтажно-испытательные комплексы, где будут готовиться их аппараты. Также планируется туристическая инфраструктура на этом комплексе, гостиницы, места для проведения экскурсий, хорошая современная смотровая площадка для наблюдения за запуском», — отметил Игорь Пшеничников.

Еще одно отличие старта «Амура» — полностью автоматический комплекс. Эта концепция предполагает, что с установленной на старт ракетой люди не должны проводить никаких операций.

Первый пуск нового носителя запланирован уже через шесть лет. «Согласно принятому плану, мы должны обеспечить пусковой минимум и, соответственно, первый старт ракеты «Амур»  в 2026 году. Это будет сразу запуск с полезной нагрузкой», — сообщил исполнительный директор Роскосмоса по перспективным программам и науке Александр Блошенко. Он подчеркнул, что впервые в отечественной истории ракетостроения заранее известно, сколько будет стоить данный старт: $22 миллионов. Он уточнил, что «общая стоимость создания ракеты — от подписания контракта на эскиз до первого старта в 2026 году — не превысит 70 млрд рублей».

Инфраструктура для «Амура» на Восточном, включая стартовый стол, будет возводиться параллельно с созданием ракеты и должна быть завершена непосредственно к дате первого запуска носителя.

Новый носитель в финале должен сократить «частокол» российских ракет — один «Амур» позволит работать на всем диапазоне нагрузок легких и средних ракет.  В рамках дальнейшего развития программы «Амур» также рассматривается создание носителя с повышенной грузоподъемностью или использование первой метановой ступени ракеты в тяжелом носителе.

Возрастная категория материалов: 18+