Наследство родителей
В этом бизнесе наша семья уже больше 25 лет. Сначала им занимались родители, а когда их не стало, стали мы с братом и сестрой, точнее — наши семьи. Готовиться к приему отдыхающих начинаем с марта. Приводим в порядок домики, подлатываем их, если надо, строимся, двор облагораживаем. В конце мая — начале июня высаживаем во дворе цветы, чтобы красиво было.
Турбаза нам приносит доход на ползимы — дворик у нас, по местным меркам, маленький, домиков немного — за раз размещается до 20 человек, — поэтому мы все еще работаем.
ЧП в Андреевке бывают: в прошлом году разбилась насмерть молодая пара, катавшаяся на парашюте, а еще раньше перевернулся катер с туристами.
Бывает, накипит, устаешь от всего. Если бы занимался только туристами, тогда еще терпимо. А когда ты продавец в магазине (летом там тоже наплыв покупателей), просто выматываешься. Хочется махнуть рукой на все, но… придешь вечером домой, посидишь во дворике, послушаешь море, с постояльцами парой фраз перекинешься — и как будто заново родился.
Жизнь за счет туристов
Наша Андреевка живет за счет туристов. Рабочих мест не много: школа, детский сад, несколько магазинов. Постоянных жителей — человек 500. В последнее время прибавилось: люди из городов стали переезжать на ПМЖ, базы еще расстроились. Но в летний сезон население села увеличивается раз в десять, а то и больше.
Туристический сезон у нас официально открывается 15 июля и длится до 17 сентября. Хотя люди могут приехать и раньше, если погода стоит теплая и море прогрелось. С наплывом туристов наше село напоминает муравейник: машины, пешеходы, ларьки.
Зимой снова становится тихо и скучно. Хотя некоторые базы в Андреевке работают круглогодично: принимают любителей зимней рыбалки, семьи, приезжающие на выходные к морю, свадьбы, юбилеи. Кстати, море у наших берегов почти не замерзает, волны разбивают шугу. И морозов сильных у нас не бывает — до минус 25.
Предчувствие сезона
Весной, когда пришла пандемия на Дальний Восток, мы не расстроились. Знали: народ все равно приедет! Несмотря ни на что. Потому что наших людей ничем не остановишь. Границы закрыты, где отдыхать? И жители Приморья и Хабаровского края, Амурской, Еврейской и Читинской областей поехали к нам. Кто на машине, кто поездом.
Сезон действительно был хорошим. Столько отдыхающих никогда не видели. Все гостиницы были переполнены. Номера совсем не пустовали: утром съезжала одна семья, а днем заселялась другая, и так по кругу.
«Самое чистое море — в бухте Идола, где дикие места. Но купаюсь я редко, так как все время работаю».
У нас есть постоянные клиенты, одна семья из Хабаровска приезжает к нам с 1999 года. Мы стараемся не селить развеселую молодежь. Был печальный опыт: как-то компания перебрала и стала крушить все вокруг. Зачем это надо? С такими товарищами мы разбираемся быстро — сразу же выселяем. И если в следующем году они снова просятся, получают отказ.
С семейными людьми спокойнее. Пусть лучше дети бегают по территории, щебечут, чем будут какие-то разборки. Вообще, за годы работы у нас уже сложился свой круг клиентов, люди узнают о нашей базе от своих знакомых.
Жизнь на виду
Поначалу очень раздражало, что мы живем у гостей на виду. Что постояльцы интересуются нашей жизнью: что у нас в доме, какие цветочки растут и т. д. Наш дом же во дворе, отдыхающие проходят всегда мимо него, поглядывают. А со временем мы привыкли. Да и все свои стали, несколько лет подряд приезжают. Дети друзей заводят, на следующий год друг друга здесь ждут.
Если говорить о наших туристах, то люди все разные. Жители Приморья более избалованные, с какими-то претензиями. Понятно, они живут на море, им есть с чем сравнить, вот и рисуются. А ваши амурчане скромнее ведут себя. Наверное, потому что море далеко, и они рады к нему выбраться. Едут отдыхать — и отдыхают.
Я стараюсь заранее людям объяснить, что у нас есть, фотографии скинуть, чтобы имели представление. В этот раз, например, от нас съехала пара, которая прибыла из Читы на машине, и условия им не понравились — они хотели гостиничные номера с горячей водой. Но территория не позволяет нам поставить в каждом номере душевую и туалет. Конечно, в таких случаях обидно, ведь хочется какую-то копейку заработать за лето. А день в день ты уже никого не запишешь.
Дорогая вода
База наша находится на первой линии — «прибрежка», такие считаются дорогими. Но стоимость у нас невысокая — 750 рублей с человека в сутки, дети до трех лет бесплатно, а с трех до шести — за половину стоимости.
Поэтому у нас останавливаются люди среднего достатка. Более состоятельные выбирают дорогие гостиницы, где есть бассейны и развлекательная инфраструктура. Мы же можем предложить только море (пляж у нас прямо во дворе) и проживание. Весь остальной досуг — на территории села.
Домики наши рассчитаны на два-три человека. В них есть все необходимое — мебель, постельное белье, посуда. На веранде оборудована кухня с газовой плитой, обеденной зоной, раковиной с холодной водой.
Основные наши затраты — на свет, воду и газ в баллонах. Электричество летом стали чаще отключать. Крупные турбазы постоянно расширяются: понастроили летних домиков, оборудовали номера бойлерами, и местная подстанция не справляется с нагрузкой. «Тэпушка» (трансформатор), на которой сидят базы, в итоге не выдерживает, взрывается, и в итоге вся Андреевка сидит без света. На случай ЧП у нас есть дизельный генератор, свечи и фонарики.
Водоснабжение у нас центральное — трубы от водокачки протянуты по всему селу. Вода у нас дорогая! Зимой стоит 44 рубля за кубометр, а летом — 99 рублей.
Конкуренция среди баз
Среди андреевских баз есть, конечно, конкуренция. Наш сосед, чтобы разместить побольше жильцов, незаконно увеличил площадь — залез на водную территорию, которая охраняется законом, и построил пирс. Тем самым сделал нам гадость — сейчас волны подмывают берег с нашей стороны.
У крупных баз больше нарушений, чем у маленьких «двориков». Некоторые сливают в море свои сточные воды. На пляже Рисовой бухты прямо виден ручеек, который бежит со стороны одной из турбаз. У нас же закопан септик, который регулярно откачиваем.
Иногда базы перехватывают чужих постояльцев: «Ой, да вы туда не ходите, там условий никаких нет, и у нас дешевле будет». Бывало, таксисты не довозили к нам людей. Они сотрудничают с крупными базами и туда могут отвезти наших клиентов.
Общепит на берегу
Можно ли доверять местному общепиту? Я назвала бы два места, где соблюдают санитарные правила, готовят качественно и вкусно. Это кафе при двух крупных базах. Что касается покупки морепродуктов на улице, то советую: прежде, чем что-то брать, посмотрите на место вокруг и понюхайте товар. Потому что продавцы могут подмешивать туда лежалые морепродукты.
Продуктовые магазины, ларьки с морепродуктами, развлекательные аттракционы — катера, «бананы», парашюты, гидроплан и горки, — это все приносит хороший доход. Поэтому бизнесмена-чужака местные не пустят. Из-за дележки точек в селе бывали конфликты.
За порядком в Андреевке следит староста, а также ППС, которая работает весь туристический сезон. У сельчан есть группа в WhatsApp, где можно обсудить любую проблему. Еще у нас работает фельдшерско-акушерский пункт, две аптеки — одна стационарная, круглый год. «Скорая помощь» приезжает из соседнего Зарубина, где находится сельсовет. Летом медиков в селе часто видишь: то туристы поранились, то подрались, то чем-нибудь отравились, то перегрелись на солнце.
Если в селе бывают какие-то инфекционные вспышки, я предупреждаю жильцов об этом. В 2018 году гуляла «кишечка». Честно сказать, в этом году мы опасались, что туристы привезут к нам в село коронавирус, но лето пережили спокойно.
Еще в Андреевке, особенно на сопках, можно встретить змей. В этот год, говорят, их было много — из-за теплой зимы.
Гости бывают разными
В нашем туристическом бизнесе непросто. Во-первых, его надо уметь создать правильно, а во-вторых, удержать. Тут не присядешь — людям должно быть комфортно у тебя. Приятно, когда твой труд ценят другие. Например, в августе две семьи привезли для моего сына по баночке малинового варенья. У нас же малины здесь нет, будем чай пить зимой.
А некоторым гостям мы очень даже не рады — воришкам, которые по ночам наведываются на базу. Воруют не местные, а заезжие — специально приезжают, ходят высматривают. Видят, что стемнело и народу во дворике нет, начинают шастать по домикам. Через море в основном заходят. Поэтому я всегда говорю постояльцам — закрывайте комнаты.
Сами жильцы тоже иногда что-нибудь с базы прихватывают — подушки, одеяла, посуду. На память берут — так мы говорим между собой.
Несколько НЕ для туристов
— Не заходить в море выпившим, а также при сильных волнах
— Не оставлять вещи на берегу без присмотра и домики по ночам
— Не покупать продукты вдоль дороги и не садиться есть с немытыми руками
— Не верить продавцам на слово: помидоры и виноград привозят не из Азербайджана, а из Китая. И хорошо торговаться!
— Не верить рекламе турбаз и не слушать таксистов — они заинтересованные лица
Прогнозам погоды верим
Тайфуны — наш главный враг, они размывают дороги к побережью, разрушают мосты через речки. Прогнозам погоды мы доверяем, но такого тайфуна, как прошелся по нам в сентябре, не ожидали – думали, обойдет стороной. А было очень страшно. Волна была 3-4 метра в высоту. А потом пошел откатный удар волны, то есть сносило все на своем пути. Были разбиты два наших домика, стоявшие ближе к морю. Причем половину двухкомнатного едва не унесло в море — помешал забор с фундаментом.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии