• Фото: Владимир Воропаев
  • Фото: Владимир Воропаев

Аппарат УЗИ испытали на мопсе Жуже — ее специально пригласили в лабораторию в качестве модели. Жужа сильно волновалась под прицелом телекамер, зато, как показала диагностика, новая звезда экрана вполне здорова.

Золотой ключик для колледжа

44

миллиона рублей выделила Федерация на оснащение современных мастерских в аграрном колледже. Еще около 13 миллионов добавил областной бюджет

Пока гости только собираются, преподаватели колледжа проверяют работу новых учебных тренажеров перед их первой публичной демонстрацией, а технический работник в последний раз с тряпкой проходит вдоль столов, в сотый раз стирая невидимую пыль. Директор Амурского аграрного колледжа Татьяна Романцова встречает гостей одной из первых на входе в мастерские механизаторов. Лицо прячется за медицинской маской, видны только сияющие от радости глаза. «Это просто замечательно!» — не может сдержать восторга ее коллега — ректор Дальневосточного аграрного университета Павел Тихончук. Чуть позже, на торжественной церемонии открытия, он назовет модернизацию колледжа историческим событием.

Как отмечают и специалисты министерства образования, и сами сотрудники колледжа, такого обновления материально-технической базы учебное заведение не видело с прошлого века. Студенты занимались на устаревшем оборудовании, а современные технологии изучали в теории. Ситуация изменилась благодаря федеральному гранту.

— В 2020 году аграрный колледж стал победителем федерального проекта «Молодые профессионалы» нацпроекта «Образование». Мы получили достаточно большую сумму из федерального бюджета — около 44 миллионов рублей. Плюс 5 миллионов составило софинансирование из областного бюджета. И 8,2 миллиона правительство области нам выделило на ремонт. Без такой финансовой поддержки мы бы сейчас эту красоту не увидели, — рассказала директор колледжа Татьяна Романцова.

На полученные средства сделали современный дизайн и полностью отремонтировали помещения мастерских в учебном корпусе, купили новую мебель. А главное — оснастили самым современным учебным оборудованием пять профильных мастерских. Четыре из них — «Ветеринария», «Геномная инженерия», «Сити-фермерство» и «Механизация сельского хозяйства» — сделаны в главном отделении колледжа в Благовещенске, еще одна — «Сельскохозяйственные биотехнологии» — в Серышеве.

На современном тракторе молодые механизаторы будут отрабатывать навыки вождения, а также учиться техническому обслуживанию машины — студентам предстоит искать и устранять поломки, которые предварительно устроят преподаватели.

Открыть лаборатории доверили зампреду областного правительства — министру образования Светлане Яковлевой. Она передала директору колледжа и студентам символический ключ от мастерских — метровой длины. «Этот ключ — как символ будущего. Мы как в сказке «Золотой ключик» открываем им дверь в будущее наших студентов», — заметила она.

— Это историческое событие в развитии профессионального образования в Амурской области, новая веха. Впервые с советского времени мы сделали такой серьезный шаг, — попросил слова ректор аграрного университета Павел Тихончук. — Сегодня и правительство страны, и правительство региона понимают, что кадры решают все. Подготовка сельхозкадров всегда заключалась в практическом подходе. А сегодня технологии меняются молниеносно. Поэтому то, что сегодня сделано в колледже, это великое достижение.

За рулем комбайна

Первый этаж корпуса отдан механизаторам. Все взгляды притягивает симулятор комбайна. Кресло, руль, пульт управления и экран с золотым полем пшеницы — он больше напоминает игровой аппарат. В колледже впервые появилась такая техника, до этого преподаватели о тренажере могли только мечтать.

— На симуляторе студенты будут обучаться параллельному вождению комбайнов, агрегатированию комбайна с жаткой, а также уборке разных культур: пшеницы, сои и ячменя. Технология уборки разных культур тоже разная. Если мы пшеницу убираем на одних скоростях, то для сои другие нормы, — объяснил тонкости уборочной преподаватель колледжа Руслан Поляков.

По словам специалистов, умная машина учитывает и разные типы климата, поэтому сложность уборочной тоже можно менять, добавив на поля залитые водой участки.

«Хотите попробовать?» — спрашивают журналистов сотрудники колледжа. Так, не успев толком понять, что происходит, я оказалась за рулем работающего комбайна.

Посидеть за штурвалом виртуального комбайна в день открытия могли все желающие гости, разрешили порулить и корреспонденту АП.

Человеку без навыков вождения управление даже виртуальной сельхозтехникой далось с большим трудом. Мой комбайн успел трижды пересечь поле, прежде чем мне удалось заставить его ехать относительно прямо. Попытка выгрузить собранное зерно закончилась столкновением с грузовиком. «У вас очень большие потери», — грустно сообщил мне опытный механизатор, указывая на цифры на экране. «Да, я вам комбайн разбила», — грустно согласилась я. «Но для первого раза даже неплохо», — утешили меня мои инструкторы.

«Понравилось?» — спросил после того, как все закончилось, мастер Андрей Татарников, который помогал мне все это время. «Очень!» — честно призналась я, вытирая пот со лба и завидуя студентам. «Ну это так... Игрушки. А вот когда работаешь на настоящем комбайне, вот это да-а-а», — мечтательно протянул Андрей Александрович.

Лучшее — студентам

Еще одна гордость мастерской — агронавигатор. Таким оборудованием сейчас оснащены все сельскохозяйственные машины, но настолько современную модель не все амурские фермеры пока могут себе позволить.

— Этот навигатор позволяет с точностью до сантиметра вносить удобрения, чтобы не было перерасхода и не оставалось необработанных площадей. И он позволяет управлять машиной автоматически, без механизатора, если есть какое-то препятствие, он сам его обрулит. Но эти условия нужно сначала правильно задать, — объясняет работу техники Руслан Поляков. — Эта модель — самая новая из существующих на сегодня. Наши студенты будут обучаться на самой новой технике, чтобы, придя на работу, они знали, как этим пользоваться.

Свои первые гектары пшеницы и сои студенты будут убирать с помощью симулятора — он почти в точности имитирует оснащение кабины комбайна.

Оставшиеся просторные площади мастерской механизаторов занимают шиномонтажное оборудование, модели пресса и плуга, действующий трактор. Часть оборудования  еще в пути. Механизаторы ждут гидравлические стенды, современную жатку комбайна, рабочую модель двигателя.

— До этого у нас было более старое оборудование и техника. Точно могу сказать, что последние 10 лет нового ничего не закупалось, — отметил Руслан Александрович. — Мы старались рассказывать студентам про современные технологии. Педагоги проходят повышение квалификации на новой технике в сельхозпредприятиях, а потом мы на занятиях своим студентам рассказываем о возможных нюансах, о путях решения той или иной проблемы. Сейчас мы можем не только теоретически, но и практически их научить.

Спасатель для собак

На тренажере, максимально похожем на лохматого пса, будущие ветеринары будут учиться реанимации животных.

В ветеринарной мастерской у стен есть не только уши, но и голоса — вдоль всей аудитории размещены интерактивные обучающие стенды, которые помогают усвоить новый материал, а потом проверить качество знаний у студентов. Всего закупили 21 умную панель. Кроме того, в лаборатории установили около десятка учебных тренажеров, в том числе приборы для проверки качества молока и яиц.

— У нас есть прекрасный тренажер для реанимации собак. Он работает в нескольких режимах. Можно прослушать патологические шумы в легких и сердце, отработать внутривенные инъекции и реанимировать собаку, если у нее произошла остановка сердца или дыхания. Есть хирургический тренажер, на нем можно учиться наложению швов, все материалы максимально приближены к натуральным.

Материалы хирургического набора максимально приближены к натуральным.

Здесь тренажер, который предназначен для отработки внутривенных инъекций. Мы даже закупили имитатор крови, чтобы наглядно все было. Есть небольшой тренажер для внутримышечных инъекций, — проводит экскурсию преподаватель Александра Бойко. — Аппарат УЗИ нового поколения с доплером, то есть можно посмотреть состояние не только внутренних органов, но и сосудов. Он сделан именно для животных.

Корова в разрезе

На макетах коров студенты отработают помощь животным при родах.

Самые заметные экспонаты новой лаборатории — макеты задней половины коровы в натуральную величину. С их помощью будущие ветеринары будут учиться осеменению и родовспоможению. Новорожденный теленок также идет в комплекте. «Мы можем смоделировать роды с патологией. При нормальных родах теленок должен выходить вперед передними ножками и головой, — рассказывает Александра Юрьевна, укладывая макет теленка внутри коровы в правильную позу. — А мы можем развернуть его наоборот и дать студентам в таком положении его вытаскивать».

— Мы раньше занимались с помощью видеопособий, на плакатах и на пальцах объясняли. А сейчас!.. — радуется  преподаватель. — Студенты видели мастерскую перед открытием — они, конечно, ахнули. Здесь все более наглядно и понятно.

Один из тех, кому предстоит осваивать новую лабораторию, — учащийся второго курса Максим Лялин. Молодой человек признался, что уже успел опробовать несколько тренажеров — провел различные анализы молока.

— Лаборатория хорошая, много аппаратуры. Благодаря этому мы будем лучше подготовлены к реальной работе. И конечно, интереснее все делать самостоятельно, чем смотреть видео, — поделился Максим.

Дверь в будущее

В мастерской «Сити-фермерства» почти весь кабинет занимает гидропонная установка, на стеллажах уже набирают силу ростки клубники. По словам замдиректора Дмитрия Коршунова, колледж планирует поэкспериментировать с выращиванием различных культур, в том числе и грибов.

— Раньше у нас была небольшая лаборатория в главном корпусе. Мы работали с маленькими фитолампами, поэтому у нас было не так много возможностей. Эта установка позволяет варьировать и режим освещения, и режим полива — все полностью в автоматическом режиме. В дальнейшем хотим расширить эту лабораторию, приспособить для разнообразных проектов, — поделился замдиректора.

По его словам, мастерская «Геномной инженерии» — это технологии будущего. Кабинет заполнен микроскопами, оборудованием для анализа сельхозпродукции, приборами агрохимической лаборатории. «Эта лаборатория — шаг вперед, который позволит нам обучать специалистов, которые будут приходить на предприятия уже готовыми к внедрению новых технологий. Возможности лаборатории на самом деле огромные», — заметил Дмитрий Коршунов. 

— Оборудование к нам еще поступает. Мы сегодня получили около 60 процентов, — рассказала директор колледжа Татьяна Романцова. — Еще ждем дополнительное оборудование для мастерских по эксплуатации сельхозмашин, ветеринарии и геномной инженерии.

Минсельхоз: «Увеличение объемов производства невозможно без кадров»

Во время торжественного открытия мастерских министр сельского хозяйства Олег Турков отметил, что потенциал сельского хозяйства в Амурской области огромен и перед аграриями стоят серьезные задачи по увеличению производства зерновых и сои.

— Мы можем как минимум в два раза увеличить объемы сои и зерновых, которые мы сегодня получаем. Есть потенциал для увеличения объемов производства молока и мяса. Но это все невозможно без внедрения новых технологий, улучшения материально-технической базы, а самое главное — без квалифицированных кадров. Как говорят все аграрии, мало иметь деньги, землю и мощности, надо, чтобы на них кто-то работал, — подчеркнул он.

И сельское хозяйство сейчас очень нуждается в подготовленных кадрах. Поэтому, по словам губернатора Василия Орлова, власти региона готовы поддерживать молодых специалистов. В том числе рассматривается возможность ввести доплаты для студентов, которые практическое обучение проходят на производстве.

— В настоящее время в области реализуется большой набор мер поддержки. Выплачиваем 150 тысяч рублей единовременно для молодых специалистов. Имеются специальные ипотечные программы, это и «Сельскохозяйственная ипотека» и «Дальневосточная ипотека», которые позволяют молодым специалистам обеспечить себя жильем в сельских территориях. Мы готовы дополнительно рассматривать доплаты студентам, которые проходят дуальное обучение (вид обучения, при котором теоретическая часть изучается в образовательном учреждении, а практическая — на рабочем месте. — Прим. АП). С помощью этих мер у студентов появится желание остаться и работать на предприятии в селе, тем самым снимем дефицит кадров, который сейчас имеется, — прокомментировал глава региона.

Внимание на колледжи

По словам зампреда областного правительства Светланы Яковлевой, в России сейчас большое внимание уделяется развитию среднего специального образования. Амурский аграрный колледж не первое учебное заведение в Приамурье, которое модернизировано на деньги федерального гранта. В этом году четыре современные мастерские заработали в Амурском педагогическом колледже: «Преподавание в младших классах», «Дошкольное воспитание», «Коррекционная педагогика в начальном образовании» и «Физическая культура спорт и фитнес». На их оснащение потратили более 12 миллионов.

— В 2019 году пять мастерских открыли в колледже сервиса и торговли. Кстати, эти мастерские не только работают для обучения студентов, но и помогают обеспечивать горячим питанием учеников начальной школы. Я думаю, такое же взаимодействие будет и с мастерскими аграрного колледжа. С ними мы сможем вести профориентационную работу для школьников, — рассказала Светлана Яковлева.

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— В Приамурье наблюдается большой дефицит кадров рабочих профессий. Сегодня насчитывается порядка 50 тысяч вакансий, из которых около 40 тысяч в отрасли строительства. Целый ряд отраслей систематически испытывают нехватку квалифицированных кадров, среди них и сельское хозяйство. Наша задача — подготовить такие кадры, которые бы удовлетворяли по своим компетенциям работодателей. Открытые на базе аграрного колледжа лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием, позволят готовить студентов с учетом современных реалий производства и сделают выпускников колледжа востребованными на рынке труда.

Возрастная категория материалов: 18+