• Фото: УФНС по Амурской области

На счетах и без Налогового кодекса

30

лет назад указом президента России создана Государственная налоговая служба Российской Федерации, впоследствии преобразованная в Министерство РФ по налогам и сборам, сейчас это Федеральная налоговая служба

В 90-е годы налоговая система основывалась на нескольких ключевых налогах. Это налог на добавленную стоимость, на прибыль — доход организации (ставка 35 %), и подоходный налог (35 %).

— Государственная налоговая инспекция по Амурской области образована 2 апреля 1990 года, начальником стал  Виктор Судаков, ранее работавший в финансовой системе области, — говорит Ирина Васильевна. - Вместе с ним в новую структуру перешли еще 25 человек, которые и занимались мобилизацией государственных доходов.  Виктором Андреевичем была подобрана команда из 1300 человек, со  многими довелось поработать  бок о бок. Я  пришла в 1995 году, так что  для  меня 2020 год тоже юбилейный. Памятных событий за время работы очень много. Все они связаны с масштабными и структурными изменениями нашей службы. 

В непростые 90-е налоговая система была незнакомой и непривычной для всех налогоплательщиков, каждому требовались консультации и разъяснения.  Как вспоминают самые опытные сотрудники, лишь когда был утвержден Налоговый кодекс РФ, работать стало значительно легче — было на что опереться.  До этого приходилось учиться всем: и бухгалтерам, и самим налоговым инспекторам. «Искали информацию в газетах и журналах, тематической литературе. Платежки набивали на печатной машинке, всю документацию вели вручную. Компьютеры можно было пересчитать по пальцам», — вспоминает главный госинспектор контрольного отдела УФНС Галина Быстрова, чей стаж 23 года. Галина Михайловна занималась проверками применения кассовой техники и реализации алкоголя.

— Мы ходили на предприятия, к частникам, и учили, как ставить кассу на учет, снимать показания счетчика, вести журналы кассира-операциониста. Сейчас же применяются умные онлайн-кассы, позволяющие отследить на расстоянии весь денежный оборот на предприятии. И проверок в разы меньше, а мы работаем в программных комплексах, — сравнивает Галина Быстрова.

Последнее десятилетие ведомство активно внедряет новейшие IT-разработки и бесконтактные способы общения с налогоплательщиками. Сейчас ФНС России — лидер по количеству интерактивных сервисов. Всего на сайте nalog.ru их более 50.  

Почти четверть доходов области — от 12 инвестпроектов

 

— Если говорить о том, сколько сделано за 30 лет, то можно подойти к этому с разных точек зрения. С одной стороны, есть сухие цифры статистики, и они весьма значительны. Так, в 2000 году в казну региона поступило более 2,4 миллиарда рублей налогов и сборов, в 2010 году эта цифра была равна 24 миллиардам. А за 9 месяцев 2020 года мы собрали уже более 53 миллиардов рублей, из них налога на доходы — почти 20,7 млрд и налога на прибыль — почти 13 млрд, — делится руководитель управления ФНС России по Амурской области Светлана Глущенко. — Интересно, что 22 процента этой суммы — это поступления от 12 крупных инвестпроектов, которые реализуются в области.  

За 10 месяцев дополнительно удалось привлечь по налоговым платежам и страховым взносам более трех миллиардов рублей. При этом долги по имущественным налогам физических лиц уменьшились на 327 миллионов.

С другой стороны, меняются и совершенствуются формы взаимодействия с налогоплательщиками, что влияет и на структуру внутри самой службы. Еще 30 лет назад, когда создавались налоговые органы, в области работало 29 налоговых инспекций, сейчас их число сократилось до 7. Уменьшился и штат сотрудников с 1 300 до 950 инспекторов. И эта оптимизация стала возможной благодаря современным технологиям, которые активно внедряют налоговики.

— Сейчас налоговая служба мониторит и анализирует финансово-хозяйственную деятельность только тех налогоплательщиков, кто находится в зоне риска. Большинство проверок проводятся автоматически, в том числе с использованием новейших программных комплексов, таких как АСК «НДС», которым нет аналогов в мире, — подчеркивает Светлана Александровна. — Главная задача налоговой службы — контроль за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, но основным вектором на ближайшие годы является развитие диалога с бизнесом и предоставление налогоплательщику максимум возможностей для уточнения налоговых обязательств.  

0,2

процента  — охват выездными проверками налогоплательщиков Приамурья. По сравнению с 2017 годом налоговики стали приходить с проверкой в 2,5 раза реже

Кстати, до появления первой части Налогового кодекса санкции за неуплату налогов были гораздо более высокими. Штраф был равен недоимке. При повторном нарушении санкции могли вырасти вдвое. Сейчас можно говорить о снижении давления на бизнес. Охват выездными налоговыми проверками  в России один из самых низких в мире  и постоянно снижается. Такая динамика и в Амурской области.

Ближе к налогоплательщику

За налоговой службой укрепился статус сервисной компании, и в дальнейшем планируется повышать качество услуг, добавлять новые удобные форматы взаимодействия в сфере мобильных технологий.

Среди электронных сервисов особая популярность у личных кабинетов для физических лиц. Количество пользователей ежегодно растет — их уже более 138 тысяч. ЛК позволяет избежать визита в инспекцию, оплачивать налоги в один клик, находясь в любой точке мира.

Уже сегодня налогоплательщики могут заходить в свой личный кабинет при помощи отпечатка пальца или снимка лица.

Специалисты регулярно совершенствуют методы защиты персональных данных клиентов. Уже сегодня налогоплательщики могут заходить в свой личный кабинет при помощи отпечатка пальца или снимка лица.

Электронный оборот становится все более востребованным и у организаций. Он значительно ускоряет процесс проверки документов, существует обратная связь с налоговыми работниками. Более 94,5 % организаций и почти 75 % предпринимателей сдают отчеты в налоговый орган дистанционно.

Еще одним важным нововведением стало появление системы многоуровневой оценки качества оказания услуг налоговыми органами. Налогоплательщик может оценить работу инспектора посредством СМС-голосования, ответов на вопросы в QR — анкетировании и проставления оценок через сайт «Ваш контроль» или на nalog.ru. Информация обрабатывается в общей системе мониторинга качества оказания услуг, что дает возможность увидеть объективную картину и улучшить работу, уделив проблемным моментам больше внимания.

 

— За прошедшие годы сделано немало, но впереди — большая работа. От ее результатов зависит выполнение всего комплекса социально-экономических задач, направленных на улучшение жизни амурчан, — подчеркивает руководитель налогового управления.

Василий Орлов, губернатор Амурской области:

— Уважаемые сотрудники налоговой службы! От всей души поздравляю вас с профессиональным праздником! Сегодня налоговая служба — это важная структура в системе государственного управления. Она выполняет задачу обеспечения финансовой и экономической стабильности нашей страны. От этого зависит качество жизни людей. Этот год тяжелый из-за пандемии коронавируса. Экономика в каждом российском регионе, в том числе и у нас в области, переживает непростые времена. Тем не менее, благодаря слаженной работе налоговой службы, только за 9 месяцев 2020 года собрано уже более 53 миллиардов рублей, что можно считать очень достойным результатом.

Отдельно хочу отметить постоянное развитие нашей налоговой службы. Идет хороший диалог с бизнесом, налоговые органы снижают количество запрашиваемых документов и выездных проверок. Всё больше в практику работы внедряется электронный документооборот. И сегодня налоговая служба воспринимается как структура, настроенная не карать, а помогать людям выполнять свой долг — своевременно уплачивать налоги.

Я благодарю всех сотрудников налоговой службы за работу! Желаю крепкого здоровья, благополучия и дальнейших успехов!

Возрастная категория материалов: 18+