Ловушка регионального контекста
Писательница считает, что среди дальневосточных авторов были и есть талантливые писатели, которые попали в «ловушку региональности» и не вышли на общероссийский уровень.
— У дальневосточных литераторов есть большой соблазн окунуться в региональный контекст и не вынырнуть оттуда. Если это всё же происходит, автор навсегда остается «местечковым», — отметила Анастасия Строкина.
Также, по ее словам, тексты некоторых авторов показались ей недоработанными. Причину эксперт видит в отсутствии профессионального общения. Именно невозможность получить качественную оценку коллег-профессионалов и мешает развитию некоторых региональных авторов. Возможно, именно премия поможет создать профессиональную литературную среду на Дальнем Востоке.
— Я надеюсь, что премия поможет создать критическую среду, которой, как мне кажется, очень не хватает. В текстах, поданных на соискание премии, мне не хватило проблематики. Характер должен быть больше среды, в которую его помещают. В «Детской прозе» было все красиво, но декоративно. Все красиво исполнено, замечательные декорации, техника... Но не хватает драмы. Это ведь тоже один из соблазнов региона, который предоставляет огромные возможности для декорации — чудесной, нетронутой. Но нужно что-то ещё. Надеюсь, что именно это «что-то ещё» премия поможет развить или внедрить, — высказала свою точку зрения Анастасия Строкина.
Тексты отражают особый дальневосточный менталитет
Своими мыслями по поводу образа Дальнего Востока в литературе поделилась кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ Наталья Милянчук.
— Я люблю говорить о дальневосточной литературе в очень широком смысле. Люблю говорить о ней как о совокупности текстов, не разделяя на приморскую, сахалинскую и камчатскую. Эти тексты отражают особый дальневосточный менталитет. Проблема в том, что жители дальневосточных регионов недостаточно хорошо знакомы с литературой «соседей» — даже люди, которые по праву считают себя специалистами. Хотя, конечно, есть мероприятия, которые этому способствуют: например, фестиваль «Литература Тихоокеанской России» и выставка «Печатный двор».
У каждого региона свой исторический опыт. Разнообразие представляет особый интерес. Сибирский характер, дальневосточный характер — но человек-то русский. То, чем человек живет, как думает и что его волнует — в этом заключается интерес для читателя.
Литература первопроходцев
К дальневосточной литературе относятся уникальные литературные явления 20-х годов. В силу исторических причин именно в это время случилось скопление совершенно разнообразных творческих сил. Или, например, литература дальневосточной эмиграции, так называемой «харбинской» эмиграции. Это литература, которую мы привыкли называть «литературой первопроходцев», литературой героического толка. Ещё одна часть — современный литературный процесс. Он жив. Может быть, прямо сейчас, во время нашего с вами обсуждения, какой-нибудь дальневосточник пишет текст, который войдет в души людей и станет важной частью истории, — надеется Наталья Милянчук.
Для того чтобы писать, автору нужна фактура. У писателей есть дефицит в настоящем, живом материале, считает эксперт. Но Дальний Восток предоставляет такой материал. «Эта пресловутая фронтирность — смешение культур, менталитетов, природы и цивилизации — здесь все это есть. То, чем вдохновляет Дальний Восток, должно поддерживаться. Общероссийская литературная премия «Дальний Восток» имени Владимира Клавдиевича Арсеньева — один из таких инструментов поддержки», – говорит доцент кафедры русского языка и литературы Восточного института — Школы региональных и международных исследований ДВФУ.
Общероссийскую литературную премию «Дальний Восток» учредили по инициативе полпреда в ДФО Юрия Трутнева в 2019 году. Информационными партнерами выступаюти Фонд «Росконгресс» и Корпорация «Синергия», сообщает официальный сайт премии.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии