• Фото: Андрей Ильинский
  • Фото: Андрей Ильинский

На распутье и судьба Албазинской экспедиции после смены руководства ее инвестора — компании «Петропавловск». «Амурская правда» вспомнила подвиг первопоселенцев и современных патриотов, возрождающих память о героях прошлого. 

Героическая осада и главная святыня

Отсчет жизни древней столицы Приамурья — города Албазин — начинается еще в XVII веке. В 1650 году первопроходец Ерофей Хабаров заложил укрепление в расположении даурского поселения князя Албазы, где русские казаки пережили зиму.
 

В библиотеке Конгресса в Вашингтоне хранится гравюра китайского художника, изображающая первый набег маньчжуров на Албазино в 1685 году. Тогда маньчжурами был сожжен Спасский монастырь, но иеромонаху Гермогену удалось спасти икону «Слово плоть бысть». 

После ухода отряда Хабарова оно было разрушено. А в 1665 году острог был восстановлен казаками под предводительством Никифора Черниговского.

— Албазинский острог появился на полвека раньше, чем был заложен Санкт-Петербург, — замечает депутат амурского Законодательного собрания, инициатор создания региональной программы духовного, культурного и экономического возрождения села Албазино Юрий Кушнарь.

Осада Албазинской крепости маньчжурами в 1686–1687 годах. Рисунок конца XVII века из книги Н. Витсена «Северная и восточная Татария» (1692 г.)

Опорный пункт русских казаков на Амуре рос и развивался, не давая покоя Цинскому Китаю. На Албазин начались набеги маньчжуров.

— В 1685 году маньчжурской армии, вооруженной артиллерией, удалось разрушить деревянные укрепления острога и добиться ухода албазинцев в Нерчинск. Но в том же году русские казаки вернулись и восстановили крепость, насыпав земляные стены, которым уже не были страшны цинские ядра. С 1686 года, с нового подхода маньчжуров, началось так называемое Албазинское сидение. Сначала армия упорно штурмовала крепость, потом началась блокада, которая продлилась три года, — рассказывает археолог, руководитель Албазинской археологической экспедиции, ученый секретарь фонда «Петропавловск» Андрей Черкасов.  

Албазинцы не отступали, несмотря на неравные силы, голод, цингу и потери в боях. Казаки ушли лишь в 1689-м, после подписания Нерчинского договора и согласия России на уничтожение острога.

«Эта история — до мурашек по коже. Когда казаки, один к пятидесяти, защищали свою крепость. Патриотическая история, достойная величия русского народа», — впечатлен глава Сковородинского района Алексей Прохоров.

С Албазино связан первый православный монастырь на Амуре — Спасский. Он был сожжен во время штурма острога маньчжурами в 1685 году. И именно в Албазино иеромонах Гермоген принес чудотворную Албазинскую икону Божией Матери «Слово плоть бысть» — ныне главную святыню Амурской области.

Широко известно, что в 1891 году Албазино почтил визитом будущий император Николай Романов, совершавший кругосветное путешествие. На Самсоновском спуске к Амуру, где, по преданию, встречали цесаревича, установлен памятный камень.

Уникальный колодец и землянка с телами защитников

Албазинский острог издавна был чтимым местом. Русская армия останавливалась здесь еще в 1854 году во время разведывательного военного сплава по великой дальневосточной реке — Амуру. Путешествие проходило под руководством генерал-губернатора Восточной Сибири Николая Муравьева-Амурского.

— У острога экспедиция сошла с кораблей. Солдаты находили ядра, пули, стрелы. Николай Муравьев приказал поставить там крест в память об албазинцах, — рассказывает Андрей Черкасов.

Албазинский острог появился на полвека раньше, чем был заложен Петербург. Опорный пункт казаков не давал покоя Цинскому Китаю.

В 50-е годы XX века острог исследовал Григорий Новиков-Даурский. В 60-е археологический объект признали памятником исторического и культурного наследия национального значения. С 70-х начались раскопки. В разные годы в Албазине работали экспедиции от Института истории, филологии и философии Сибирского отделения  академии наук СССР, Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области.

— Коллеги из Новосибирска нашли уникальное сооружение — замерзший колодец. В нем благодаря стечению обстоятельств спустя три столетия сохранились вещи из кожи, бересты, дерева, которые обычно не сохраняются. Уходя, албазинцы скидали в колодец ботинки, одежду, предметы быта. Туда затекла вода, и образовалась линза вечной мерзлоты. Аналог подобному — гробницы скифов на Алтае, где под каменными курганами спустя тысячелетия нашли сохранные изделия из камня, ковры, деревянные предметы и даже мумии с татуировками. Это открытия мирового значения, — поясняет Андрей Черкасов.

Летом 1992 года экспедиция под руководством доктора исторических наук, профессора Александра Артемьева обнаружила в Албазине землянку, где покоились 57 защитников крепости, павших при обороне крепости от маньчжуров. В этом же году албазинцев впервые перезахоронили по православным канонам.

Албазинцы без гробов: из статьи Александра Артемьева

«Только один-единственный мужчина был положен в полуземлянку в гробу. Совершенно очевидно, что он был первым из тех, кто нашел здесь последний приют. Гроб был поставлен на полу у северной стены помещения и позже заложен сверху телами остальных погибших. Отсутствие гробов у других покойных объясняется крайним дефицитом дерева в осажденной крепости и истощением сил у ее защитников. Несколько черепов были совершенно очевидно детскими.

Кроме того, среди погребенных было около 10 женщин, о чем свидетельствуют 18 единичных и серийных находок ластовых, стеклянных и сердоликовых бус, а также фрагменты косички из черных волос и серьги. В телах двоих из обнаруженных в полуземлянке защитников крепости были найдены наконечники стрел, еще двое погибли от свинцовых пуль. Помимо перечисленных предметов в полуземлянке были найдены: 25 нательных крестиков — 22 бронзовых и три серебряных, один из которых, штучной работы, инкрустирован золотом».

Раскопки приморской экспедиции были прекращены, вероятно, в связи с убийством ее идейного вдохновителя — в 2005 году Артемьева застрелили на пороге собственной квартиры во Владивостоке.

История перезахоронения героев и реконструкция облика первых жителей Амура

Новое дыхание албазинское направление получило в 2011 году — тогда была открыта Албазинская археологическая экспедиция. Впервые разведка территории и раскопки велись при поддержке частного инвестора — фонда «Петропавловск». В воссоздании исследований также принял участие Центр по сохранению историко-культурного наследия Амурской области. Спустя три года, во время полевого сезона — 2014, археологи обнаружили новое массовое захоронение защитников Албазина.

Известие о находках облетело страну. Вдохновленный историей предков Юрий Кушнарь, тогда представлявший регион в Совете Федерации, написал письмо в Русское географическое общество (РГО) с просьбой выделить грант на продолжение археологических работ в городище. Ходатайство было одобрено председателем верхней палаты парламента Валентиной Матвиенко, а затем и РГО.

В апреле 2015 года в Санкт-Петербурге президент России Владимир Путин вручил руководителю экспедиции Андрею Черкасову грант в размере одного миллиона рублей.

В 2015‑м археологи нашли также одиночные погребения албазинцев.

— В одном из них были два гроба — женщины и очень высокого мощного мужчины. Это было очевидно даже при плохой сохранности костей. У мужчины в районе груди лежало ядро. По-видимому, его только ядром смогли убить, — вспоминает Андрей Николаевич.

В сентябре 2015-го, в год 350-летия прибытия Албазинской иконы Божией матери на Дальний Восток, останки албазинцев торжественно перезахоронили. Фото: Андрей Ильинский.

В сентябре 2015‑го, в год 350‑летия прибытия Албазинской иконы Божией матери на Дальний Восток, останки албазинцев торжественно перезахоронили. Это было громкое событие общенационального масштаба. На погребении собралось почти две тысячи человек: казаки, священнослужители и высокие чиновники от Министерства по развитию Дальнего Востока и Минкультуры РФ. Впереди траурной колонны несли Албазинскую икону. После литии, которую прочел архиепископ Благовещенский и Тындинский Лукиан, павших воинов почтили минутой молчания, в воздухе прогремело пять залпов.

Албазинская археологическая экспедиция совершила и неожиданное открытие. Так, во время поисков следов Спасского монастыря совместно с сотрудниками АмГУ был обнаружен Ангайский могильник аборигенов Приамурья эпохи Средневековья — дауров.

Ученые воплотили идею о воссоздании облика албазинца XVII века методом антропологической реконструкции черепа. Работой занимался антрополог Денис Пежемский. Бюст находится в московском музее военной истории «Стрелецкие палаты», а также передан в Албазинский и Амурский областной краеведческие музеи. «Как говорят антропологи, сходство реконструкции с реальным обликом максимально полное. Метод используется в криминалистике, судебной экспертизе», — замечает Андрей Черкасов. Аналогичным методом воссоздали и лицо даурки из Ангайского могильника, жившей в Приамурье более трех веков назад.

 

Антрополог Денис Пежемский по черепам воссоздал облик албазинца и женщины-даурки.

 

 

Интерес к Албазину был колоссальный. На полевые работы приезжали археологи из Франции и студенты со всей страны.

Ученые продолжали свой труд не только на раскопках. При содействии фонда «Петропавловск» в Амурском областном краеведческом музее создали зал, посвященный древней столице Приамурья. В 2018 году был выпущен документальный фильм «Албазинские скаски», в 2019 и 2020‑м исследователи представили книги, в которых были обобщены результаты многолетних поисков в городище — коллективная монография «Албазинский острог: история, археология, антропология народов Приамурья» и детская книга «Записки о Дальнем Востоке», в мифах и сказках повествующая о героической истории крепости. Неизменный руководитель экспедиции Андрей Черкасов, ставший соавтором обеих книг, надеется, что материалы включат в школьную программу на Дальнем Востоке.

— Нам бы хотелось, чтобы книга «Записки о Дальнем Востоке» использовалась как учебное пособие. Я сейчас собираю документы, и мы будем разрабатывать курс по краеведению и истории Дальнего Востока и Приамурья, который предложим министерству образования, — прокомментировал Андрей Черкасов.

«Албазинские скаски» — драматическая правда о первопроходцах на Амуре

Скудельня и одиночные погребения защитников острога, найденные участниками Албазинской экспедиции.

В 2018 году фонд «Петропавловск» презентовал документальный фильм «Албазинские скаски». Картина стала откровением для публики, ведь до этого история освоения Амура и героев Албазина в деталях была неизвестна большинству дальневосточников. В фильме описаны первые попытки русских землепроходцев освоить Амур. Озвучены шокирующие факты о походе отряда Василия Пояркова, первых столкновениях с даурами.

— Еды не было, а зима долгая и холодная. И они стали питаться мясом погибших товарищей, а также местных жителей, которые погибли во время военных стычек. После этого о русских пошла недобрая слава, — повествует автор сценария и ведущий фильма Андрей Черкасов.

Без прикрас рассказано о жестоком нраве Ерофея Хабарова, собиравшего ясак (налог — Прим. ред.) с местных племен: «Он использовал язык силы и устрашения. Непокорных убивал, забирая детей и женщин в полон». Описано и то, что возрождением в 1665 году Албазинский острог обязан казачьему пятидесятнику Никифору Черниговскому, бежавшему из Киренска на Амур со своим отрядом после убийства воеводы Лаврентия Обухова. В основе этих событий была личная драма Черниговского.

— На Лене жил некий поп, которого Обухов арестовал, а сам овладел его женой. Жена попа была дочерью Никифора Черниговского, — рассказывает ведущий.

В Албазинской экспедиции воплотили в жизнь молодежную программу «Копатыч». Несколько полевых сезонов на городище приезжали на археологические смены дети, подростки и даже воспитанники Федерации вольной борьбы со всего Приамурья.

Важные страницы картины посвящены осаде Албазинской крепости и героям, не сдавшим своих позиций. Повествуется о гибели воеводы Алексея Толбузина практически в начале обороны: «Залетевшим ядром в бойницу ему оторвало ногу, через несколько дней он скончался». Ведущий вспоминает о стойкости Афанасия Бейтона, взявшего на себя командование казаками после гибели воеводы. В 1687 году Бейтон отказался принимать маньчжурских лекарей в погибающем от цинги остроге. Вместо этого на Пасху он приказал отправить маньчжурам пшеничный пирог весом в 1 пуд (более 16 килограммов), заявив, что в Албазине все здоровы.

Из фильма «Албазинские скаски»: Владимир Трухин, краевед, специалист по истории Приамурья

 

«Человеку, не попавшему в такую ситуацию, сложно оценить сам подвиг. Они фактически медленно умирали, но не сдавались. Сила духа. Они считали, что эта земля уже российская, и не хотели отдать ее».

Как отмечает руководитель «Албазинской экспедиции», сделано много и в то же время — мало!

— Сковородинский район остается белым пятном в археологическом отношении. Мы еще не нашли Спасский монастырь и маньчжурский лагерь, — резюмирует Андрей Черкасов.

Мечта руководителя экспедиции — снять художественное кино об истории Албазинской крепости.

«Компания продолжит албазинский проект»

После смены руководства в группе компаний «Петропавловск» будущее албазинского проекта оказалось под вопросом. Однако, как сообщил «Амурской правде» директор по коммуникациям «Петропавловска» Джон Манн, руководство компании высоко оценивает Албазинскую археологическую экспедицию и планирует продолжать поддерживать и финансировать проект.

— Сейчас завершается работа над документальным фильмом о присоединении Приамурья к России в XIX веке и деятельности Николая Муравьева-Амурского. Этот фильм создается при поддержке Фонда президентских грантов. Планируется, что широкая публика сможет увидеть его уже в конце марта. Кроме того, обсуждаются другие планы на этот год, включая, например, достройку макета Албазинского острога в парке «Патриот» и формирование его экспозиции. В целом, Албазинское направление будет развиваться, — подчеркнул Джон Манн. 

Слава албазинцев обошла село Албазино 

Что стало с программой развития первого города на Амуре

Политики обещали, что первый город на Амуре станет фишкой внутреннего туризма. Многие надеялись, что так и будет. В 2015 году депутат Юрий Кушнарь инициировал круглый стол о судьбе Албазинского острога в Совете Федерации, после которого минэкономразвития Амурской области разработало программу духовного, культурного и экономического развития села Албазино. Планы были грандиозные. Комплексная программа включала реконструкцию дорог, возведение гостиницы и Албазинского храма, разработку туристических маршрутов. Продумывались экономические меры вплоть до налоговых льгот для предпринимателей. На реализацию за четыре года планировали привлечь более 200 миллионов рублей.

Из статьи «Албазино превратится в культурно-туристический центр», «Амурская правда», 2015 год

«Со временем здесь будут паломнические и туристические центры. Для этого придется много сделать, район отдаленный, здесь не развита транспортная структура. Мы будем разрабатывать новые маршруты, в том числе и путешествие в Албазинский острог на теплоходе по Амуру», — комментировал и. о. губернатора Амурской области Александр Козлов».

— Мы могли бы сделать Албазино визитной карточкой Амурской области. И туда поехали бы за духовным туризмом! Ведь это особенная деревня, это наша дальневосточная Брестская крепость! Там лежат 800 казаков, которые отдали жизни за рубежи родины, они воевали по зову сердца! Но программа не нашла поддержки у областных властей, — болеет за память о первопоселенцах Юрий Кушнарь.

В 2013 году «Албазинскую коллекцию», собранную из находок сибирских ученых в 70-х годах, вернули в Благовещенск. В ней — предметы уникальной сохранности из кожи, бересты, дерева, ткани. Экспонаты хранятся в Амурском областном краеведческом музее.

По последним данным, в Албазине, стоящем на границе с Китаем, осталось чуть больше 360 человек. Власти Сковородинского района констатируют: в удаленный населенный пункт по‑прежнему сложно добраться, автобусы ходят редко, отдельного турмаршрута не создали. Тем, кто решится ехать в село по грунтовке, переночевать будет негде — гостиницы нет. В теплый сезон древнюю столицу Приамурья посещают 150—200 паломников — в основном жители нашего региона.

— Мне очень хочется, чтобы Албазино развивалось. Но программа все‑таки утопическая. Зачем вкладывать десятки миллионов, если это не принесет отдачи не только в денежном выражении. Ведь не факт, что люди будут интересоваться историей. С другой стороны, во время пандемии коронавируса внутренний туризм получил другой статус. Люди обратили внимание, что в России есть много интересных мест. Одно из таких — Албазино, — уверен глава Сковородинского района Алексей Прохоров.

В конце февраля минэкономразвития региона подведет итоги реализации программы развития Албазина. После этого «Амурской правде» обещали сообщить, какова будет дальнейшая участь проекта.

Возрастная категория материалов: 18+