Почему мэр Зеи нарушил федеральный закон о противодействии коррупции, о каком участке земли идет речь и как долго он сможет занимать свой пост — в расследовании «Амурской правды».
Дальневосточный гектар в центре города
«Парк через дорогу, набережная в двух шагах», — так описывают местные жители уже ставший знаменитым участок земли в Зее площадью чуть больше 15 соток. Мы побывали на месте: это действительно центр города. Через дорогу от участка — забор городского парка. Спокойная улица через несколько домов упирается в набережную. Это одна из самых популярных зон отдыха у горожан после того, как место обустроили. Еще один весомый плюс участка — возможность подключиться к электро-, водо- и теплоснабжению.
Раньше здесь, на Серова, 4, стоял многоквартирный дом. В 2018 году его признали аварийным, а в 2020-м расселили. Затем здание снесли, и 24 июня прошлого года участок стал официально свободным от жилых строений и, соответственно, доступным для участия в программе «Дальневосточный гектар».
Важный нюанс — именно в рамках этого федерального проекта и подала заявку на предоставление в безвозмездное пользование земли жена мэра Тамара Гибадуллина. У жителей столицы Приамурья и некоторых других городов области возможности взять бесплатно землю в центре нет. Региональный закон Амурской области не разрешает выделять землю в Благовещенске и в 10-километровой зоне вокруг, в Белогорске, частично — в Свободном, Сковородине, Свободненском и Сковородинском районах. Зея к числу таких исключений не относится: местные жители берут дальневосточный гектар для строительства гаражей и домов.
— Эта программа у нас очень востребована, потому что дает возможность бесплатно взять участок в черте города, — комментирует председатель комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи Эмилия Стеля. — Процедура следующая: человек заходит на сайт надальнийвосток.рф и выбирает свободный участок — все, что не заштриховано серым цветом. Затем формирует заявку и отправляет ее в администрацию. Если у администрации города нет оснований для отказа — а все они прописаны в 119-м Федеральном законе, — мы должны предоставить участок.
Правда, далеко не все участки обладают теми же преимуществами, что и земля на Серова, 4. У большей части выданных за последние три года дальневосточных гектаров в Зее есть возможность подключить только электричество, остальные коммуникации будущим новоселам придется делать автономно. Найти в центре города свободную землю тем более непросто — однако иногда, когда какая-то территория становится свободной, кому-то из горожан везет стать обладателем бесплатного участка. Причем стать собственником жилья здесь вполне могла бы не одна семья, а сразу несколько — размер территории позволяет.
У большей части выданных за последние три года дальневосточных гектаров в Зее есть возможность подключить только электричество, остальные коммуникации будущим новоселам придется делать автономно.
— Данный участок логично было бы использовать под строительство многоквартирного дома, например для переселения из ветхого и аварийного жилья, или выделить квартиры для детей-сирот, — уверена председатель городского Совета народных депутатов Татьяна Абазова. — Это острый вопрос для нашего муниципалитета. Сегодня в очереди на получение квартир стоят дети-сироты — 54 человека, а также 22 многодетных семьи и малообеспеченные горожане. В ветхих и аварийных домах проживают более 167 жителей Зеи. Часть из них могла бы получить квартиры в центре города в новом доме с коммуникациями. Но вместо этого собственником участка стал один человек.
Земля жене
— Мы этот участок хотели взять еще в мае. Просто ехали с женой по городу, видим — земля свободная и место отличное: центр, но спокойно, от реки недалеко, коммуникации все есть. Это — большая редкость. Рядом рынок, школа, детский сад в двух кварталах. В основном люди берут землю на окраине города, где есть свободные участки. Но там дорог нормальных нет, участки отсыпать надо, подъездной путь обустраивать, — рассказал житель Зеи на условиях анонимности. — Представьте, сколько это стоит. А здесь все готовое, просто строй дом и заезжай. Конечно, мы загорелись. Зашли на сайт надальнийвосток.рф, подали заявку. Это было в мае. Сначала нам пришло письмо о том, что заявка на рассмотрении, а потом получили сообщение, что нужно изменить границы. То, что предложили в итоге — вообще в другом месте находится.
Через четыре дня, после того как участок был сформирован, заявку на его предоставление в безвозмездное пользование подала жена мэра. Такая оперативность вполне объяснима: Тамара Гибадуллина работает в комитете по управлению муниципальным имуществом города.
Спорную ситуацию в комитете по управлению муниципальным имуществом города Зеи прокомментировали следующим образом: «Заявка поступила в момент, когда дом уже снесли, но еще не сняли с кадастрового учета. Территория стала официально свободной 24 июня». Затем город начал формировать участок. Работы по формированию завершились третьего сентября, а уже через четыре дня заявку на предоставление этого участка в безвозмездное пользование в рамках программы «Дальневосточный гектар» подала жена мэра. Такая оперативность вполне объяснима: Тамара Гибадуллина работает в городском комитете по управлению муниципальным имуществом.
Коррупционная подпись
— Заявление о предоставлении участка было рассмотрено администрацией города Зеи, и первого октября между администрацией Зеи в лице главы города Сергея Гибадуллина и его супругой был заключен договор безвозмездного пользования участком площадью 1 562 квадратных метра, — рассказал «Амурской правде» и. о. прокурора Зейского района Дмитрий Третьяков. — Восьмого октября участок был зарегистрирован.
Спустя два месяца супруга отказалась от земли. Однако самого факта предоставления участка мэром города своей жене это не отменило.
— Да, нарушение в части безвозмездной передачи участка действительно было устранено. Однако здесь идет речь о нарушении федерального закона о противодействии коррупции, в соответствии с которым на определенных должностных лиц, в том числе на глав органов местного самоуправления, возложена обязанность предотвращать конфликт интересов, — отмечает Дмитрий Третьяков. — В данном случае глава администрации использовал свои полномочия в интересах своей семьи, хотя у него была реальная возможность исполнить требования федерального законодательства и избежать конфликта интересов.
«Супруга не поставила меня в известность о том, что подала заявку».
22 января 2021 года прокуратура Зейского района внесла представление Зейскому городскому Совету народных депутатов и предложила рассмотреть вопрос о привлечении главы города Зеи к ответственности и принять меры к устранению нарушений. Аналогичное предложение в горсовет было направлено и от губернатора Василия Орлова.
Почему именно отставка? В 273-м федеральном законе о противодействии коррупции она представлена как единственная и безальтернативная мера ответственности за не предотвращение конфликта интересов. При этом глава администрации города — выборная должность, и «уволить» его может только другой выборный орган, то есть депутаты горсовета.
Закономерный итог
— 19 февраля горсовет по требованию прокурора Зейского района принял решение инициировать удаление главы города Зеи в отставку в связи с утратой доверия, — рассказывает председатель Зейского городского Совета народных депутатов Татьяна Абазова. — Для отставки необходимо, чтобы «за» проголосовали 10 или две трети депутатов от уставной численности, для нашего совета это 15 человек.
Однако на заседании собралось только 12 народных избранников. По словам Абазовой, один из депутатов сложил полномочия, второй живет за пределами области, а третьего горсовет ранее отстранил из-за неоднократных коррупционных нарушений. Голосование было тайным. Итог — девять «за», один «против» и два бюллетеня испорчены (один депутат порвал бланк, второй вынес его с места голосования). В итоге для принятия положительного решения Совету не хватило одного голоса, поскольку две трети — это десять голосов. И глава города пока остался работать на своей должности.
«Ситуация стандартная и типовая для коррупционных дел, — пояснил адвокат Иван Кадочников. — По таким оценочным составам последнее слово за прокуратурой, так как такие вопросы отнесены к их компетенции».
Однако нарушение антикоррупционного законодательства доказано, поэтому прокуратура продолжит добиваться отставки мэра. Теперь — через суд. Кстати, сам глава города обращался в судебные органы по данному делу и проиграл. По федеральному законодательству, если Совет депутатов проигнорирует решение суда (а прокуратура обязана инициировать рассмотрение дела в ближайшие недели), то созыв ждет роспуск.
— На самом деле у нас просто нет других вариантов, кроме как отстранить от должности действующего главу города. Это — наша законная обязанность, — говорит Татьяна Абазова. — Возможно, часть моих коллег этого еще не осознала и потому отказывается принимать решение. Но затягивание процесса просто бессмысленно: мы должны действовать в соответствии с федеральным законодательством. Коррупционный факт доказан, а 273-ФЗ не дает нам других вариантов, кроме отставки. При этом затягивание процесса отстранения главы от должности через роспуск Совета повлечет дополнительные расходы бюджета города. Причем дважды: в первый раз — на переизбрание Совета (а ему все равно придется принять решение об отставке главы), и во второй — на избрание нового градоначальника. Если сомневающиеся депутаты и мэр действительно думают о городе, они должны принять это непростое решение.
«Приму любое решение депутатов»
— Участок был предоставлен в пользование моей супруге, однако затем она от него отказалась. Программа «Дальневосточный гектар» федеральная, и ею мог воспользоваться любой желающий. Супруга не поставила меня в известность о том, что подала заявку. Когда ко мне пришел договор на подписание, конечно, я его прочитал. Посоветовался с юристами и подписал — ведь заявку одобрили на федеральном уровне, — говорит мэр Зеи Сергей Гибадуллин. — После этого я дал в газету статью, где объяснил ситуацию, принес извинения, признал, что, возможно, я виноват. Но жена ведь отказалась от земли! Коррупционером я себя не считаю. Я это сделал по незнанию, ведь в области отсутствует порядок уведомления о возникновении конфликта интересов у выборных лиц. Не определено, кого — губернатора или представительный орган — необходимо уведомить. Я приму любое решение депутатов. В настоящее время, после продолжительного больничного, я приступил к работе.
«Подпись договора под покровом
— Ситуация стандартная и типовая для коррупционных дел, — пояснил адвокат Иван Кадочников. — По таким оценочным составам «последнее слово» за прокуратурой, так как такие вопросы отнесены к их компетенции.
Чиновник в принципе не может проявлять такого рода самодеятельность в вопросах распоряжения земельными участками, а тем более с участием членов семьи. В таких случаях первоначально получают заключение комиссии по конфликтам интересов, получают письменное разъяснение из вышестоящих органов исполнительной власти. В конце концов, можно было обратиться в областное правительство, уведомить губернатора региона. Но когда «под покровом ночи» на документе ставят подписи члены одной семьи, то сразу возникает вопрос о коррупционной составляющей.
Конечно, есть «ухищрения», когда чиновник уходит в отпуск, документы подписывает его заместитель, но в этой ситуации все «шито белыми нитками», уточнил эксперт, поскольку «горят сроки» и подписи нужно получить «здесь и сейчас». В случае передачи полномочий заместителям расширяется круг лиц, которым известен факт передачи земли в бесплатное пользование. А если подписывает сам муж, то о договоре будет знать только комитет по управлению муниципальным имуществом и сам глава города.
Министерство юстиции Амурской области: «Возник конфликт интересов»
— В соответствии с Федеральным законом № 273 «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность лица, занимающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных или служебных обязанностей, — объяснили в министерстве юстиции Амурской области. По 11 статье 273-ФЗ, вышеуказанные лица обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. А именно уведомить о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только кому-то из них станет об этом известно. И даже если порядок такого уведомления не определен, это не освобождает лицо от обязанности соблюдать федеральное законодательство, подчеркивают в амурском минюсте.
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается и на других лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами. «Такая категория лиц предусмотрена, в частности, 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Так, по части 4.1. статьи 36 данного закона глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом № 273», — уточнили в ведомстве.
Возрастная категория материалов: 18+
Добавить комментарий
Комментарии