• Фото: Архив АП
  • Фото: ТАСС

Благовещенцы привыкают к ЕТО

Как напомнил министр, с 1 января 2021 года Благовещенск, Прогресс и Чигири вошли в зону деятельности Единой теплоснабжающей организации, что повлекло изменение порядка расчета за коммунальные услуги. Переходный период прошел не без проблем — некоторые жители получали двойные квитанции, кому-то они вообще не дошли, запутались потребители и в начислениях.  

— Это проблема первых двух месяцев: в феврале доставляли квитанции за январь, не ко всем клиентам они попали по двум причинам. Одна из них — отсутствие у нас информации о том, что ряд абонентов находились на прямых расчетах, это порядка пяти тысяч лицевых счетов. Проблема была решена в марте, — объяснил директор филиала ПАО «ДЭК» «Амурэнергосбыт» Виталий Стороженко. — Второй причиной стала не совсем качественная работа подрядчика — «Почты России» — по доставке квитанции. Но случаи локальные, не массовые. Подрядчик уже другой, в апреле жалоб не было, поэтому мы надеемся, что ситуация нормализовалась.

Вода и ее нагрев вылились в ворох вопросов

До сих пор неподонимание у горожан вызывает  расчет платы за теплоснабжение и нагрев воды — людей смущает, что суммы отличаются в разные месяцы. Как объясняют специалисты, во-первых, в январских квитанциях было отражено потребление воды еще за декабрь, поэтому его выставили по прежней схеме. Окончательные изменения горожане увидели в счетах в феврале. 

Во-вторых, существует два способа поступления горячей воды в квартиры. Первый — когда кипяток, который потом попадет в краны с красным вентилем, готовится централизованно: нагревается в центральном тепловом пункте (ЦТП) и лишь потом идет в дом (горячее водоснабжение им по-прежнему выставляет Благ-РКЦ, список домов здесь).  При втором способе подготовка горячей воды происходит в самом доме: в теплообменниках холодная вода с водоканала нагревается теплоносителем с ТЭЦ (опять же горячей водой). Поэтому в таких домах — а их большинство в Благовещенске — двухкомпонентные начисления за горячее водоснабжение: за холодную жидкость и отдельно прописаны затраты теплоэнергии на подогрев кубометра.

— Холодная вода идет в расчетах АКС, а компонент за подогрев «перешел» в квитанцию ЕТО, которую теперь выставляет ДЭК. Мы разбирались с такими жалобами. Сумма платежа в одной квитанции выросла, но в другой, где начисление за холодную воду, уменьшилась. Суммарно плата не увеличилась, — заверил министр ЖКХ Амурской области Алексей Тарасов.

Тарифы не повышали

Как пояснил директор Амурэнергосбыта, повыситься плата за тепло могла лишь из-за перерасчета, который делают за прошлый год для жильцов многоквартирных домов. Благовещенцы рассчитываются за отопление равными долями все 12 месяцев, а по итогам года в домах, где есть общедомовой счетчик, данные корректируют — в соответствии с показаниями прибора учета.

По словам директора Благовещенского расчетно-кассового центра, перерасчет уже произведен практически по всем домам и отражен в квитанциях Благ-РКЦ. Вопросы остались лишь по трем-четырем многоэтажкам, где есть сомнения в корректности данных ОДПУ. Тарифы на тепло для населения не повышались. Варьируются начисления за воду — в зависимости от того, сколько вы ее расходуете и заявляете компаниям.

Благ-РКЦ ждет показания двух водосчетчиков

Из-за двухкомпонентной схемы абонентам ЕТО необходимо продолжать передавать в Благ-РКЦ данные о том, сколько вылито горячей воды — вместе с холодной.  

— Основная причина разницы между начислениями объемов холодного водоснабжения, которые выставлены в наших квитанциях, и объемами гигакалорий на подогрев горячей воды в том, что клиент передал показания в одно место. Нужно понимать, что показания счетчиков горячей воды необходимо сообщать как в ПАО «ДЭК», где рассчитывают плату за подогрев, так и в Благовещенский РКЦ. Ведь мы производим начисление за холодную воду, которая идет на горячее водоснабжение, — подчеркнула гендиректор Благовещенского расчетного-кассового центра Татьяна Ревина. — Часто горожане передают данные только по одному прибору учета. В связи с этим и возникают недопонимания. Изменения платы за горячую воду могут быть, если вы потребляете больше или меньше — в зависимости от объема расхода.

61

тысяча амурчан — абонентов ДЭК получают электронные квитанции. Это почти 16 % от общего количества частных клиентов в Амурской области

Сейчас между двумя компаниями заключено соглашение о приеме показаний горячего водоснабжения Благовещенским РКЦ. «Все показания, которые нами получены до 25-го числа включительно от клиентов при оплате квитанций через банки или в нашем офисе, либо через личный кабинет РКЦ, передаются в ПАО «ДЭК», — рассказала Татьяна Владимировна.

Если абоненты передают показания несвоевременно, то сначала три месяца плата начисляется по среднему объему потребления в предыдущий период, затем начисления идут по нормативу.

— Даже если видите в квитанции переплату и «0» к оплате — такое бывает, например, из-за перерасчета, то показания приборов учета все равно нужно передать, — подчеркнула руководитель Благ-РКЦ. — Удобно это делать в личном кабинете. Иначе растет объем начислений, а потом мы вынуждены снова делать перерасчет.   

Комиссию берут законно

Неприятным сюрпризом для многих благовещенцев стала оплата теплоснабжения с комиссией. Как разъяснили энергетики, комиссионное вознаграждение банков и платежных агентов при оплате отопления и горячей воды (согласно постановлению Правительства РФ от 2019 года № 1164) не включают в тариф, поэтому эти затраты ложатся на абонентов.  

— Некоторые ресурсоснабжающие организации компенсируют комиссию за свой счет — принимают затраты на свои убытки. Часть компаний принимает половинчатые решения: например, в Благовещенском РКЦ на кассах оплатить услуги можно без комиссии, в банках — с небольшой комиссией, — отметил директор филиала ДЭК Виталий Стороженко. — У нас при оплате за тепло такого решения нет: оплата производится везде с комиссией, кроме банковских учреждений, которые по своей инициативе делают исключение для своих клиентов — берут на себя компенсацию комиссии. (Список таких банков см. ниже. – Прим. АП).

Энергокомпания рассматривает возможность снизить комиссию в кассах ДЭК при безналичной оплате (сейчас она составляет 2 %).

Очередей в ЕРИЦ нет вечером  

 Поднял министр ЖКХ и проблему очередей в офисы Единых расчетно-информационных центров (ЕРИЦ), на которые жаловались горожане. Наплыв абонентов был особенно ощутим в первые месяцы после получения квитанций ЕТО. Но, как заверил директор амурского филиала ДЭК, сейчас ситуация нормализовалась.

— Наибольшая наполненность офисов возникает в период передачи показаний счетчиков — с 20 по 25 число. Но и в эти дни есть часы, когда залы пустые. ЕРИЦ в Благовещенске работают с 8 утра до 19 часов, очереди образуются с 9 до 16 часов. А вот с  16 до 19 часов людей мало, — рассказал Виталий Стороженко. — Есть внутренний стандарт оценки работы офисов ДЭК, установлено среднее время ожидания: не более 20 минут. В дни приема показаний этот показатель был больше, но, как правило, в другой период получается не более 5 минут.  При этом знакомство с нововведениями из-за перехода на ЕТО закончилось, наплыв посетителей снизился. Тем не менее мы просим клиентов отложить визит в пиковые часы по несрочным вопросам.  Сегодня есть много возможностей передавать показания, решать вопросы без посещения офисов — с помощью онлайн-сервисов или контакт-центра. Очень удобно консультироваться в интернет-приемной — по телефону не всегда специалист сможет ответить сразу, необходимо время для сбора информации по вашей конкретной ситуации.

При возникновении жалоб на качество теплоснабжение следует обращаться в ЕТО. Телефон диспетчерской 398-555, 398-352.

Кстати, через онлайн-сервисы оплачивают услуги около 25 % клиентов Амурэнергосбыта, еще 8 % продолжают по старинке рассчитываться в кассах, остальные выбирают оплату через банки или другие способы.

Платежки могут объединить

Журналисты также поинтересовались, планируется ли в будущем сократить количество квитанций, которые приходят пачкой ежемесячно.  

— У горожан, действительно, многовато квитанций, — согласился глава министерства ЖКХ Алексей Тарасов. — Однако единый платежный документ сложно сделать, объем информации обо всех услугах в формате А4 не умещается. Мы обсуждали этот вопрос с администрацией Благовещенска и предложили в течение полугода представить нам варианты.

— Поступательные движения в эту сторону есть — платежи Фонда капремонта Амурской области на всех территориях уже включены в нашу квитанцию вместе с электроэнергией. Надеемся, в течение года отрегулируем, чтобы начисление за горячую воду и отопление от ДГК также попало в единую платежку, — добавил директор Амурэнергосбыта Виталий Стороженко. — В некоторых муниципалитетах области уже есть примеры, где мы в одном платежном документе выставляем счета сразу за несколько услуг ЖКХ. Так что будем работать в этом направлении дальше.

К слову, амурчанам рекомендуют перейти на электронные квитанции. Для этого нужно оформить подписку на сайте ДЭК. Из 95 тысяч благовещенцев — абонентов Единой теплоснабжающей организации свои платежные документы получают на e-mail порядка 20 тысяч. Цифровая платежка приходит в среднем на 5 дней быстрее, чем ее бумажный аналог.

— Я лично перешел на онлайн-квитанцию, это гораздо удобнее, чем ждать бумажную — не сетовать, что почтальон не донес или кто-то вытащил из ящика, — поделился своим опытом министр ЖКХ.

Абоненты Благ-РКЦ также могут перейти на цифровые квитанции: в Личном кабинете достаточно нажать галочку, и квитанция будет приходить на электронную почту. Счет всегда хранится в кабинете, посмотреть его можно в любое время.

Благ-РКЦ ждет абонентов посреди майских каникул

Между майскими праздниками Благовещенский рассчетно-кассовый центр будет работать в штатном режиме. Прийти в офис по адресу: ул. Калинина, 52 можно 4, 5, 6 и 7 мая с  8:00 до 20:00, посетителей примут без обеденного перерыва. 30 апреля будет сокращенный рабочий день: с 8.00 до 19.00. 1, 2, 3, 9, 10 мая — выходные дни. Вне зависимости от времени суток и праздников оплатить квитанции или передать показания приборов учета можно в личном кабинете на сайте Благ-РКЦ.

Офисы  ЕРИЦ ДЭК  (по ул. 50 лет Октября, 65/1 и  ул. Калинина, 142/4) не будут принимать посетителей с 1 по 10 мая. Однако 6 и 7 мая абонентов проконсультируют специалисты  Единого контакт-центра по  по телефону  8 (800) 234-77-77. «В эти дни ожидается доставка электронных квитанций, поэтому наши операторы выйдут на связь, чтобы отвечать потребителям», — уточнил Виталий Стороженко.Также доступны онлайн-сервисы на сайте энергокомпании. 

 

Алексей Тарасов, министр ЖКХ Амурской области:

— Если в начале переходного периода мы отмечали жалобы абонентов ЕТО —  граждане получали двойные квитанции,  была несвоевременная их доставка, то на сегодняшний день количество обращений снизилось. Система выставления счетов уже отлажена.

 

 

Вопрос — ответ

Как понять, кто выставляет квитанции за тепло? 

—  Выставлять квитанции для расчетов за тепловую энергию собственникам может как напрямую ресурсоснабжающая организация, так и управляющая компания — самостоятельно либо привлекая для этого Благ-РКЦ. Если дом находится на прямых расчетах с ресурсоснабжающим предприятием, то за формирование и доставку платежных документов отвечает ДЭК, являясь агентом ДГК. Также Дальневосточная энергетическая компания отвечает за выставление счетов многоквартирных домов с непосредственной формой управления, и там, где форма управления не выбрана. Благ-РКЦ рассылает счета за горячее водоснабжение благовещенцам, проживающим в домах с центральным тепловым пунктом (их немного). На сайтах ДЭК и министерства ЖКХ есть полный перечень домов областного центра, из которого можно узнать, кто выставляет счета за отопление и ГВС  – ДЭК или Благ-РКЦ. 

Куда теперь обращаться людям, которые хотят сделать сверку по платежам за воду: в ДЭК или АКС? И в какую из компаний  жаловаться на проблемы с теплом и водой?

— Данную информацию можно узнать из своего платежного документа. От какой организации вы получаете счет на оплату конкретной услуги – в ту и следует обращаться. ПАО «ДЭК» выставляет услугу на подогрев воды, используя при этом показания счетчиков горячего водоснабжения, либо при отсутствии прибора учета  в соответствии с нормативом  -  2,4 кубических метра на 1 человека.

При возникновении жалоб на качество теплоснабжение следует обращаться в ЕТО. Телефон диспетчерской 398-555, 398-352.

 


 

Где могут рассчитаться без комиссии за тепло по квитанциям ДЭК жители Благовещенска и Прогресса :

  1. Почта Банк: держатели карт при оплате через операторов, терминалы банка, мобильное приложение.
  2. Газпромбанк: клиенты банка при оплате через мобильное приложение, банкомат, интернет-банк. При оплате через оператора комиссия 0,5 %.
  3. Тинькофф: клиенты банка при оплате через мобильное приложение.
  4. Росбанк: клиенты банка при оплате через мобильное приложение.
  5. Промсвязь банк: клиенты банка через мобильное приложение по QR-коду.

Возрастная категория материалов: 18+