Пусть будет «вау!»
Доставка и посадка взрослых лип — событие удивительное для амурской столицы. Деревьям по 25—30 лет, они преодолели на двух фурах путь почти в 13 тысяч километров из немецкого питомника «Лаппен». Сегодня подобные липы украшают в Москве Красную площадь, Цветной бульвар, Садовую и Тверскую улицы, Донской монастырь, растут на улицах Казани, столиц Украины и Казахстана. Пол-Европы засажено ими.
— Почему именно этот сорт лаппеновской липы мы выбрали для поставки на озеленение города Благовещенска? Потому что липа европейская — Tilia europaea Pallida Typ Lappen — выведена в питомнике специально для сложных климатических и городских условий. По зоне зимостойкости, мы считаем, деревья подходят для Благовещенска. Если смотреть на географическую карту, то сейчас наши липы растут в Турции, Италии, Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Дании, Украине, Казахстане. За счет своих качественных характеристик — здоровой корневой системы и устойчивости к антропогенным нагрузкам — растения хорошо себя чувствуют в различных климатических зонах. И выдерживают влияние разных климатических факторов: влажность и сухость воздуха, жару и морозы, ветровые нагрузки и почвы. Эти деревья — корнесобственные, устойчивые к заболеваниям и вредителям, большим перепадам температур. Вот, собственно, все это и сыграло роль в выборе аллейного материала для амурчан, — рассказывает Татьяна Кнак, менеджер по продажам питомника «Лаппен», который находится в городе Неттеталь под Дюссельдорфом в Германии.
По словам специалиста, подбирая для амурского города растения, сотрудники питомника открыли Гугл-карту Благовещенска и визуально прошлись по нему. Заметили, что город достаточно зеленый и красивый. Но, увы, все посадки — разрозненные. Деревья есть, но еще советских времен, у них не сформирована крона, растут сами по себе. В городе напрочь отсутствует аллейность как таковая.
Из архива Татьяны Кнак.
Поэтому немецкие специалисты и предложили взять лаппеновские липы, чтобы амурчане испытали так называемый «вау-эффект». Чтобы красивая четкая аллея стала изюминкой областного центра, ведь она будет украшать главную и старейшую улицу Благовещенска.
Где липа не замерзала
Липа европейская — Tilia europaea Pallida Typ Lappen — уникальна тем, что выводится из маточника. «Лаппен» — единственный питомник в Европе, который размножает липу путем воздушных отводков, а не семенами. По сути, все деревья идут от одной «мамочки» — это такое биологическое клонирование. И липы абсолютно одинаковые, как однояйцевые близнецы. За счет того, что у деревьев не нарушалась проводящая система сосудов, нет подвоя и привоя, они устойчивы к вредителям и различным заболеваниям, не подвержены тиростромозу (инфекционному усыханию растения, вызванному грибковым заболеванием), от которого страдают другие сорта, и очень хорошо выдерживают нагрузку антропогенных факторов. (Подвой — это растение или его часть, к стеблю или корневой системе которого прививают привой: стебель, листья, цветки или плоды второго растения. — Прим. ред.)
Первые черенки, из которых выращена лаппеновская липа, были взяты более 100 лет назад от лип, произрастающих на известном старинном бульваре в Берлине — Унтер-ден-Линден, что означает «Под липами». Бульвар заложен более 300 лет назад и получил свое название благодаря украшающим его липам. Оттуда и пошло развитие сорта. Также эта липа высажена на аллее «17 июня» (бывшая «Аллея Сталина»), которая протянулась от бундестага на четыре километра. Липы питомника растут и во Франции — украшают дорогу от Парижа к Версалю на протяжении 18 километров. Самая дальняя точка высадки лаппеновских лип — столица Казахстана, город Нур-Султан.
Такие же аллеи есть и в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Казани, Уфе. В российской столице впервые в 2002 году на Цветном бульваре было высажено 800 немецких лип с обхватом ствола 18—20 см и 20—25 см. Все эти взрослые деревья прижились и чувствуют себя прекрасно. И теперь Цветной бульвар называют одной из лучших зеленых аллей в Москве. В 2011 году более 100 лаппеновских деревьев было высажено во время реставрации столичного Александровского сада. Лаппеновские липы растут вдоль ГУМа на Красной площади, на территории Донского монастыря — одного из главных православных храмов в России.
400
лет — столько в среднем живет липа. Зацветает дерево в возрасте в 20—35 лет. На сегодняшний день в мире растут 40 разных видов лип
В 2016 году в Москве началась реализация программы «Моя улица», и за три года в город поступило порядка 6 тысяч немецких деревьев, из них 3 тысячи — липы. В рамках проекта на Тверской улице было высажено 180 лип с охватом ствола 60—70 см и 70—80 см. Это были очень взрослые деревья, возрастом около 40 лет, высотой 9—10 метров. Тогда тоже велось много споров по поводу того, стоит ли высаживать такие взрослые деревья или не стоит, ведь Тверская — улица с очень напряженным движением и сильнейшими антропогенными нагрузками. К тому же из-за городских коммуникаций оставалось немного места для развития корневой системы деревьев. Тем не менее липы растут.
И Садовое кольцо, и Белорусский вокзал, и Таганка, и Рублевское шоссе, и Можаевское шоссе — на многих улицах высажены лаппеновские липы. Это дерево зарекомендовало себя в Москве. Профессор Московского института леса Екатерина Мозалевская лаппеновскую липу назвала единственным деревом с 100-процентной приживаемостью. Даже в казахстанской столице, городе Нур-Султан, где резко континентальный климат, зимой температуры доходят до минус 50 градусов, а летом до плюс 40, где болотистые почвы, солончаки и дуют ветры-суховеи, липы прижились.
«Гостьи» пережили шесть пересадок
По своим качествам лаппеновская липа рано распускает листву весной, долго держит крупный красивый зеленый лист, как амурская липа так же цветет. У нее красивая желтая окраска осенью. Свою декоративность растение сохраняет даже зимой — ярко-оранжевые побеги красиво смотрятся на фоне белого снега. Еще для города крайне важно: дерево не сильно «мусорное».
— В питомнике мы формируем деревья, которые идеально подходят для аллейных посадок. Читаемость, четкость аллейной посадки, в нашем представлении, была необходима для Благовещенска, — продолжает Татьяна Кнак. — Растения, которые получил ваш город, пережили уже пять пересадок. На протяжении их роста деревья пять раз перешколивали (пересаживали для формирования компактной корневой системы — Прим. ред.), обрезали корневую систему, формировали крону, за счет чего наросла мелкая мочковатая корневая система. Что это дает? Во-первых, растение становится устойчивым к пересаживаниям — стресс после пересадки переносит легче, во-вторых, быстрее приживается, так как у него на корнях нет крупных срезов-ран. Это как у человека: мелкие ж ранки быстрее заживают. Еще мелкая мочковатая корневая система дает возможность экономичной транспортировки растений.
«Благовещенск — город достаточно зеленый и красивый, но, увы, все посадки — разрозненные, многие деревья стоят еще с советских времен».
Почему на поставку в Приамурье немцы выбрали 30-летние деревья? Это опять же к вопросу о приживаемости — взрослые растения растут медленнее, и клетки их более устойчивы к внешним воздействия и к климату. А у молодых деревьев — возрастом 8—12 лет и охватом ствола 12—14 см и 14—16 см — активнее идет прирост, они быстрее растут, но клетки их более нежные и не успевают затвердевать. Следовательно, зимой, когда температуры падают, они быстрее подвержены поражениям.
— Высаженные в Благовещенске деревья уже перенесли санитарную и формирующую обрезки, и это правильно. Так они быстрее приживутся. Эти мероприятия необходимо будет проводить и позднее. Как мы с вами регулярно ходим к парикмахеру, так и все деревья время от времени необходимо приводить в порядок. За счет этого поддерживается плотность и компактность кроны, что придает декоративность аллее, — продолжает Татьяна Кнак.
Менталитет дальневосточника
Как выбирали сопровождающего для ценных лип
Как рассказала Татьяна Кнак, когда к ним за подбором посадочного материала обратились представители строительной компании, которая возводит в Благовещенске «Трибуну Холл», они попросили порекомендовать человека, у которого есть опыт работы с крупномерами (взрослыми деревьями, как правило, от 3 до 15 метров в высоту). Там ведь масса нюансов — от разгрузки дерева до закрепления его в грунте. Еще нужен был и человек, понимающий дальневосточный менталитет. Поскольку предполагалось, что высадка лип станет резонансным событием для Благовещенска и может вызвать не только положительные эмоции у горожан, но и массу негатива. Поэтому питомниководы обратились к сибирячке Татьяне Свяжиной, работающей более 20 лет в Московском регионе, грамотному и легкому на подъем специалисту.
Полмесяца провели без солнца в фурах
— Я неоднократно была в питомнике «Лаппен», лично знаю и уважаю самого господина Лаппена, и, когда в апреле ко мне обратились его представители с просьбой помочь разгрузить и посадить деревья в Благовещенске, не могла отказаться. И 12 мая мы с нашим стропальщиком Артемом Осенковым прилетели в город — на разгрузку двух фур, — рассказала по телефону инженер садово-паркового и ландшафтного строительства Татьяна Свяжина. — При разгрузке лип нам помогали представители строительной компании, ребята-хабаровчане, которые сейчас занимаются озеленением площади Ленина. Мы крепили деревья двумя стропами: одна шла на корневой ком, другая на ствол, чтобы дерево не поломалось, и еще бросали веревку для страховки кроны. В Благовещенск приехали 40 лип, из них 34 высажены в аллею на площади. А шесть лип находятся в прикопе — их специально купили на случай замены, если вдруг какая-то липа не приживется. Так делается всегда при городских посадках: выпад растений (их гибель) до 10 процентов считается нормой при благоустройстве территорий.
По словам специалиста, фуры ехали долго. Одна 27 апреля была загружена в питомнике под Дюссельдорфом, другая — 28 апреля. 4 мая они встали на растаможку в Москве. А 5 мая вечером выдвинулись на Благовещенск. Две с половиной недели липы в связанном лежачем состоянии провели без света. Часть листвы деревьев по приезде пожелтела. Но, постояв в прикопе, липы набрали свой цвет — благовещенского солнца им хватило.
— Когда я посмотрела на подготовленные посадочные места, то поняла: те крепления, которые мы используем в Москве, неприемлемы для Благовещенска. Там мы забиваем в грунт металлические анкеры-крючки, к ним крепим стропы и затягиваем храповым механизмом, — продолжает Татьяна Владимировна. — У вас же сыпучие грунты, ниже песок и супесь, поэтому такой способ не подходит. Стали совещаться с московскими коллегами, созваниваться с питомником, биологами из вашего ботанического сада, хабаровскими озеленителями, и коллегиально приняли решение: закрепить липы на сетку из арматуры диаметром 10 миллиметров, сечением 30 на 30 см, закрепленную анкерами в бетонные стенки посадочных цветочников, чтобы обеспечить устойчивость лип. 20 мая мы начали посадку деревьев, каждое крепилось в шести точках к металлической сетке. Потом стропы и металлическая сетка сгниют в земле, но к этому моменту липы уже пустят свои корни и закрепятся в амурской земле. Тогда уже деревья будут неподвластны вашим ветрам.
«Благовещенск реально должен гордиться тем, что у него теперь есть такие красивые липы! В немногих российских городах растут такие деревья».
Чтобы вода поступала в корневую систему каждого дерева и обеспечивался полив растений (а песчаные грунты быстро поглощают воду), в каждой цветочнице были поставлены 50-литровые бочки и к каждому дереву проведен капельный полив. Ежедневно каждая липа получает 20—30 литров нужной ей для укоренения воды.
Из архива Татьяны Свяжиной.
Еще нюанс — ствол каждого дерева будет обернут камышовыми матами (они скоро приедут), чтобы сохранить от солнечных ожогов как в летний, так и в зимний период. В ближайшие три года стволы нужно поберечь. А вообще, самые сложные периоды для растения — это первое лето после пересадки и первая зима.
Деревьями нужно гордиться
Первый год растению нужно активно помогать, проводить определенные профилактические обработки, чтобы защитить от насекомых, грибков и бактерий. Затем наблюдать, дать дереву укорениться. Если у него стали проявляться проблемы (пожухла или раньше времени облетела листва, изменился цвет коры, появились повреждения коры), срочно нужно принять необходимые меры. Гарантии на деревья питомники не дают, по российскому законодательству тоже нет гарантии на живой материал. Ответственность несет сам покупатель. Однако питомник в первые годы сопровождает свои деревья.
— Благовещенск реально должен гордиться тем, что у него теперь есть такие красивые липы! В немногих российских городах растут такие деревья, и хорошо, что нашлись люди, которые рискнули вам их сюда привезти, — считает Татьяна Свяжина. — Да, Благовещенск — город зеленый. Но озеленения как такового у вас не увидела. По улице Калинина я видела якобы аллейные посадки рябины. Но палка, на которой держатся деревья, толще, чем само дерево. Я понимаю, что у вас нет питомников, продающих взрослые растения. Но и в России такого рода деревья тоже пока еще не продают, поэтому к вам липы и приехали из немецкого питомника. Да, в Москве и Казани и других городах России уже заложены маточники, выращивают аллейные деревья, но им еще меньше 20 лет. Нужно время, чтобы они выросли и украсили улицы городов.
Немецкий питомник размножает липу путем воздушных отводков, а не семенами. По сути, все деревья идут от одной «мамочки» — это биологическое клонирование.
Кстати, по словам ландшафтного инженера, в Москве уже сократилось количество однолетних цветов, которые нужно каждый год высаживать в клумбы, в пользу многолетних трав и цветов. Да, они изначально дорого стоят, но если посчитать бюджет за десять лет по однолетникам, то в итоге — намного выгоднее. «И у вас можно посадить многолетники. Дальний Восток — это кладезь растений! Здесь масса растений с декоративной листвой, красивой формой листьев и цветом коры», — убеждена московский специалист с сибирскими корнями.
Ответ благовещенскому блогеру: «Деревья просто так никто не закапывал!»
«Отдельно хочу ответить одному благовещенскому блогеру на его видео про брошенные дорогие липы, которое девушка снимала с верхнего этажа гостиницы Mercury. Якобы растения привезли для аллеи фонтанов, которой еще нет, и просто засунули (закопали) в землю, — рассказала о ситуации Татьяна Свяжина. — Так вот, отвечаю: липы просто так никто не закапывал! Был организован специальный прикоп, сделан короб из гидроустойчивой фанеры глубиной 90 сантиметров, была найдена и привезена специальная глина (у вас крайне мало глинистых грунтов). В этот прикоп разгружались липы, ставились на расстоянии 30 сантиметров ком от кома, до корневой отметки все засыпалось глиной. И так липы стояли две недели, их поливали, проводилась химобработка. Деревья не высаживали и даже не развязывали упакованную крону, так как им нужно было пережить транспортировочный стресс».
Старейший питомник в Европе
Питомник Lappen входит в пятерку крупнейших питомников Европы, история его насчитывает 125 лет. Он расположен на западе Германии в 50 километрах от города Дюссельдорф. Площадь территории — около 650 гектаров, там трудятся 130 человек. Это семейное предприятие, которое специализируется на выращивании крупного посадочного материала для городского озеленения. Хотя в питомнике выращивают разные растения, в том числе и хвойные, основное его направление все-таки — аллейные деревья лиственных пород. Деревья поставляют в 20 стран Европы и Азии на крупные ландшафтные объекты.
Почему не мелколистная
В Европе стараются не использовать липу мелколистную Tília cordáta для городского озеленения, поскольку она неустойчива к антропогенным факторам. В России тоже ведутся наблюдения за городскими посадками. Например, профессор Московского университета леса Екатерина Мозалевская анализировала посадки в столице, начиная с 1998 года, и в ее работах также есть заключение, что липа мелколистная для городского озеленения вдоль дорог, где активное движение транспорта, не подходит, поскольку склонна к грибковым заболеваниям. Аллеи, заложенные на территории бывшего СССР, где есть мелколистная липа, как раз и заражены тиростромозом. Поэтому нет никакого смысла высаживать эти деревья заново.
Возрастная категория материалов: 18+
Интересно, почему деревья для посадки в Благовещенске выбирали немцы?.
— ПКочень красивые деревья! молодцы , что нашли средства и решились у нас такую красоту! Площадь преображается за многие годы и начинает выглядеть достойно, а не как сельпо.
— tanita