Фото: Владимир ВоропаевФото: Владимир Воропаев

Выезжали в солнце — приехали в снег

Геннадий Чередниченко родился и вырос в Благовещенске, окончил школу № 30, сдал экзамены в сельскохозяйственный институт, но студентом не стал: не набрал нужное количество баллов. Устроился работать в автобусный парк учеником токаря при автотресте.

— После учебы меня перевели на авторемонтный завод, — вспоминает Геннадий Михайлович. — Во время работы там я все-таки поступил в сельхозинститут, сначала на заочное обучение, а через два года уволился и перевелся уже на очное. Женился, родилась дочка. Из института выпустился с дипломом инженера-механика, и меньше чем через месяц меня призвали в армию. Должен был пройти трехмесячные сборы, так как при институте была военная кафедра, но меня отправили на комиссию в Свободный, а потом — к месту службы на Чукотку. Туда нас доставляли пароходом «Красногвардеец» из Владивостока. Шли по морю-океану 13 суток до Анадыря. Выезжали — была солнечная погода, а приехали в снег и холод. И черные гагары кружили вокруг, нагоняли уныние и тоску.

Из Анадыря новобранцев доставили в ракетную часть. Для призывников с высшим образованием служба длилась полтора года, плюс они должны были пройти предварительную сдачу экзаменов на офицера запаса. «Мы сдали все, что нужно, и уже прослужили не полтора, а два года, шел третий, а нас все не увольняли, — рассказывает собеседник. — Тут еще и новый приказ вышел, что призывники с высшим образованием будут служить всего год и — без сдачи на офицера запаса. Наши сослуживцы поехали домой, а мы — ждали. Потом нас все-таки уволили, и я вернулся к семье, которую не видел 2,5 года».

Либо принимаешь дела, либо работу не найдешь

В первые же дни на гражданке Геннадий Чередниченко начал искать работу. Вскоре устроился главным механиком в обеспечивающий техникой предприятия региона «Амурсельстройтранс», которым руководил Федор Чихман. Через два года началась реорганизация: компанию разделили пополам, из новой части сделали транспортную организацию «Главамурстрой». Перед специалистом встал вопрос, в какой из «половин» работать. «Выбрал «Главамурстрой», так как там пообещали в течение года предоставить квартиру. Дочка подросла, хотелось уже своей крыши над головой, — говорит Геннадий Михайлович. — И вскоре мне дали двухкомнатную квартиру в центре города».

Сначала Геннадий Чередниченко работал начальником мастерской по ремонту техники, потом возглавил производственный отдел. Далее его назначили главным инженером предприятия, в этой должности он трудился 14 лет.

— Однажды во время планерки раздался звонок из администрации области, меня пригласили на разговор, — рассказывает собеседник. — Я пришел, там спросили про трудовые успехи, есть ли жилье и семья, а потом предложили занять должность руководителя «Амурсельстройтранса». Я удивился — там же, мол, Чихман. А мне ответили, что это уже не мое дело, и дали время подумать. Мне работа главным инженером нравилась: в «Главамурстрое» было 12 колонн в разных районах Приамурья, я много ездил, был востребован как специалист, поэтому ничего менять не хотел. По молодости и наивности решил взять командировку в Белогорск, полагая, что там «потеряюсь» на недельку и про меня забудут. Но как только вернулся, прозвенел звонок из администрации. Меня уже не пригласили, а вызвали на разговор. Категорически сказали, что бегать за мной по области не собираются, поэтому либо утром следующего дня я принимаю дела, либо работу в регионе не найду. Как выяснилось, с руководством моего предприятия вопрос о переходе был согласован. Так я вернулся в «Амурсельстройтранс». В организации тогда работало 1 200 человек и было 18 автоколонн в районах Приамурья, в каждой имелись крытое помещение, техника и персонал.

Машину брали из-под забора, ремонтировали и ехали

В должности руководителя «Амурсельстройтранса» Геннадий Михайлович отработал 20 лет. За это время в работе предприятия произошло много позитивных изменений. В частности, на территории базы в Благовещенске построили три теплые стоянки. «Раньше люди шли на работу с сумочкой, собирали дрова и уголек, подогревали машины и только потом могли ехать, — поясняет Геннадий Чередниченко. — Когда появилось теплое помещение, необходимость в этом отпала: водитель утром пришел, сел и поехал».

Когда в стране началась перестройка, для предприятия наступили сложные времена: невыплаты заработной платы и закрытие автоколонн в районах. «Амурсельстройтранс» мог обанкротиться и кануть в Лету, как многие другие организации вокруг, но его руководству поступило предложение войти в состав ЗАО «Асфальт» — молодого предприятия, которое организовал Александр Дрынчин. Вскоре произошло слияние коллективов. «После перестройки здесь тоже были трудности с финансами, но как-то крутились, — говорит ветеран дорожной отрасли. — Благодаря Александру Васильевичу Дрынчину работой всегда были обеспечены сполна. Даже в тот непростой период у нас не было особой текучки кадров — люди хотели работать. Вот техники — не хватало. Машину из-под забора брали, ремонтировали и ехали. Сейчас же новая техника стоит, а водителей не хватает. Виновата не организация — работа тяжелая, по вахте, люди не особо рвутся».

В «Асфальте» Геннадий Чередниченко возглавлял одну из трех автобаз, которая содержала и обслуживала в своем парке самосвалы, автобусы и бензовозы, отвечая за перевозку людей и доставку материалов на объекты по региону и за его пределами. Также заправляла бензовозами топливом всю технику предприятия.

— Надо отдать должное нашему руководителю: на каких бы участках мы ни работали, нам всегда создавали хорошие бытовые условия, — подчеркивает Геннадий Михайлович. — Сотрудники жили в теплых вагончиках, обязательно была столовая, где очень хорошо кормили. В любой командировке и в любое время суток у нас была гарантия, что сможем покушать. Вообще, с Александром Васильевичем Дрынчиным всегда было легко работать. Он справедливый. Если работник провинился — отругает. Но тех, кто ответственно и добросовестно трудился, очень ценил. Были разные меры поощрения. В частности, «Асфальт» решал жилищные проблемы своих работников. Мне тоже помог расширить жилплощадь. К тому моменту у меня было уже двое детей: дочь и сын.

В 2000 году у Геннадия Чередниченко наступил пенсионный возраст. Все дела по автобазе руководитель передал коллегам, но, не потеряв желания трудиться и понимая, что может еще принести пользу родному предприятию, стал начальником ремонтной мастерской. Вскоре ему предложили перейти в управление «Асфальта» на должность ведущего специалиста в службу экономической безопасности, где трудился еще около восьми лет.

— Потом написал заявление и вышел-таки на пенсию, — улыбается ветеран дорожной отрасли. — Думаю, отработал в отрасли достаточно — 46 лет, да и нужно дать дорогу молодежи. С первого до последнего дня своей работы я очень ее любил, относился к общему делу, людям и технике с душой, ответственно и порядочно и никогда не был нарушителем.

«Водитель лучше знает, чем болеет его автомобиль»

Геннадий Чередниченко говорит, что работа руководителем среднего звена была сложной: то техника сломается и требуется изыскивать средства, покупать запчасти, то водитель или механик заболеет и нужно срочно искать замену. Большое внимание в «Асфальте» всегда уделяли подбору кадров. — Люди решают все, — уверен собеседник. 

— Путевый водитель и за машиной следит, и правильно ее эксплуатирует, а если он еще и не дружит с алкоголем, то вообще незаменимый специалист. Обманывать не буду — нарушения, связанные с пьянкой, на автобазе были. Казалось бы, условия работы хорошие, зарплата достойная, а человек не боится все это потерять — возьмет и загуляет. Но техника разгильдяйства не терпит. Сегодня ты закроешь глаза на нарушение — а завтра произойдет трагедия. Это может быть и травма при ремонте, и авария. Поэтому руководящий состав предприятия спуску нарушителям не давал. Благо, что хорошие, ответственные специалисты, к работе которых не возникало нареканий, у нас всегда были в преимущественном большинстве.

Кстати, на автобазе всегда привлекали водителей участвовать в ремонте автомобилей в команде с механиками. «Водитель лучше знает, чем болеет его автомобиль, — считает Геннадий Михайлович. — Он на машине на вахте работает 15 дней, замечает, что где-то заскрипело, появилась вибрация, наметилась какая-то поломка. Сегодня, как и раньше, техника в «Асфальте» обслуживается силами ремонтного состава и водителя».

Совет дорожникам от опытного инженера-механика

Сегодня Геннадий Михайлович занимается огородом и с удовольствием общается с внучкой, двумя внуками и двумя правнучками. Кстати, один из внуков — Сергей Чередниченко — тоже работает в АО «Асфальт». Сначала дед привел его сюда на первую практику, потом он сам пришел на вторую, а после окончания учебы устроился работать в бухгалтерию, куда вернулся и после армии. А затем вырос здесь до главного бухгалтера. «Голова соображает хорошо, пусть работает», — с гордостью в голосе говорит про внука Геннадий Чередниченко. На вопрос, какой совет может дать молодым специалистам, которые сегодня идут по его стопам в «Асфальте», инженер-механик с 46-летним стажем отвечает: нужно соблюдать трудовую дисциплину и технику безопасности. А еще внимательно относиться к технике. Она хоть и железная, но заботу любит: если вовремя ее не смажешь, не обслужишь, начнет капризничать и ломаться.

На правах рекламы

Возрастная категория материалов: 18+