Фото: Алексей СухушинФото: Алексей Сухушин

Основная задача — мониторинг и оперативный контроль Он учился в медицинском институте, но в итоге стал строителем, а с 2017 года работает начальником диспетчерской службы «Асфальта». Именно диспетчеры владеют информацией о всей технике в автопарке компании, начиная от легковой и заканчивая тяжеловесами, распределяя ее в зависимости от поставленных задач.

— Если сравнить предприятие с живым организмом, то наша служба — это нервная система, соединяющая в единое целое все его органы и системы, — улыбается Евгений Вячеславович, — импульсы от нее идут по длинной цепочке, задавая движение, темп и скорость в работе разных подразделений.

10 человек находится в подчинении у главного диспетчера «Асфальта»

Основная задача диспетчерской службы — мониторинг и оперативный контроль. На строительных участках, по вахтам работают линейные диспетчеры. Для них оборудованы специальные диспетчерские пункты, куда приходит персонал и получает наряд-задания.

— Диспетчерам дают распоряжения начальники участков, а они уже доносят их работникам, определяя, какая машина и куда едет, что делает, какой объем перевозит, — поясняет начальник службы. — Либо диспетчер дозванивается до сотрудников и ставит задачи дистанционно. Таким образом, вся техника предприятия завязана на диспетчерской службе — автобусы, самосвалы, легковые автомобили, грейдеры, бульдозеры, погрузчики, экскаваторы и так далее. Когда задания распределены и запущен рабочий процесс, у диспетчера начинается, так сказать, сидячая работа. Водители и механики сдают ему путевую документацию за прошедшую смену, и нужно эти данные занести в модуль в специальной программе предприятия. Обрабатывая путевые листы, диспетчеры еще и ведут мониторинг — все машины в парке «Асфальта» оборудованы датчиками ГЛОНАСС-навигации, и мы можем наблюдать их маршрут, расход топлива и прочие моменты.

«Обрабатываем огромный объем информации»

Диспетчеры фиксируют, сколько машино-часов человек отработал, сколько сделал рейсов, перевез грузов и так далее. Уже потом на основе этого документа начисляется зарплата.

— У нас из всего коллектива предприятия процентов 70 составляют водители и машинисты, поэтому ежедневно нужно обрабатывать огромный объем информации, — говорит Евгений Дюгай. — Плюс еще идут звонки — кто-то сломался, у кого-то проблема на участке. Можно сказать, что мы находимся на острие в получении первой информации.

Также линейные диспетчеры задействованы в содержании дорог федерального значения.

«Вся техника предприятия завязана на диспетчерской службе — автобусы, самосвалы, легковые автомобили, грейдеры, бульдозеры, погрузчики, экскаваторы».

— Заступивший на дежурство диспетчер отвечает за определенный участок трассы, и при любой возникшей на ней ситуации должен оперативно реагировать, — отмечает руководитель службы. — Трассу может засыпать снегом, на ней может произойти авария и так далее. Диспетчер при дорожном происшествии вызывает представителей ГАИ, аварийные службы, скорую помощь, координирует работу дорожников, чтобы устранить возникшие на трассе проблемы.

В подчинении у главного диспетчера 10 человек. Так сложилось, что большинство диспетчеров в компании — женщины.

Диспетчер — пташка ранняя

Работу в «Асфальте» Евгений Дюгай начинал в 2014 году именно с должности линейного диспетчера на участке, с самых азов, ездил на вахты, поэтому в рабочем процессе диспетчерской службы знает все нюансы.

— Диспетчер — пташка ранняя, — улыбается собеседник, — допустим, я на рабочем месте нахожусь уже в 6:30–7:00, а мои коллеги на участках — в 5:30. Приходят на диспетчерские пункты и начинают связываться с механиком, чтобы узнать, какая техника работает, какая на ремонте, собирают информацию. Потом звонят начальнику участка, узнают, какая техника нужна для каких работ, сколько машин. Далее идет уже общение или созвон с работниками персонально.

Евгений Дюгай отмечает, что диспетчер должен знать нормативную документацию — в частности, приказы минтранса, федеральные законы, правила дорожного движения. А еще владеть информацией об условиях на дорогах — то есть знать прогноз погоды, места, где произошли ДТП, и прочее.

Кроме того, диспетчер должен владеть знаниями и о процессе строительства — из чего и как строится дорога.

— Так легче воспринимать полную картину происходящего на участке, — поясняет Евгений Дюгай. — Географию работ предприятия тоже нужно знать, чтобы понимать логистику. А бывает и такое, что на крупных объектах даже огромных ресурсов нашего предприятия не хватает. Тогда диспетчер находит спецтехнику, проверяет документы и заключает договоры с подрядными организациями. Так было, когда мы участвовали в строительстве АГПЗ и АГХК. Тогда к нашим 20 экскаваторам привлекали еще порядка 20 со стороны, к нашим 50 самосвалам еще около полусотни из других организаций.

«Люблю свою работу за драйв!»

Работу диспетчера Евгений Дюгай считает динамичной и напряженной.

— Диспетчеры всё связывают воедино, — отмечает он, — руководство ставит цели и задачи, а мы их достигаем и выполняем, минимизируя трудозатраты.

По его мнению, диспетчер должен обладать такими качествами характера, как стрессоустойчивость и коммуникабельность. Ситуации возникают разные. Нужно уметь выслушать человека, понять, успокоить, а иногда и жестко поговорить. Все это обычно приходит с опытом.

— Самое трудное в нашей работе — это, пожалуй, отсутствие отдыха, — вздыхает Евгений Дюгай. — Проснулся, всех раскидал согласно задачам, вроде все решил, однако опять посыпались новые задачи, и весь день в напряжении. Вечером домой пришел — опять на телефоне. Это уже привычка — быть на связи с коллективом. Но, несмотря на это, свою работу я очень люблю. За драйв! Ты постоянно в тонусе. Быстро учишься всё делать вовремя и быть аккуратным с документацией. Если хоть немного запустил, на столе вырастет такая гора документов, что будешь долго разгребать. Поэтому всегда стараешься держать определенный рабочий ритм. Сам находишься в тонусе и держишь в нем своих диспетчеров. В голове всё по полочкам, много разной информации. Но часть приходится записывать, так как всё же есть лимит запоминания.

«Серые схемы обходим стороной»

Самыми сложными ситуациями за свои шесть лет работы в должности главного диспетчера Евгений Дюгай называет перевозки работников и техники «Асфальта» на Сахалин, где предприятие строило дороги.

— Мы туда заходили на три года, — вспоминает он. — Я сам только стал главным диспетчером, и началось: перевезти технику через Приамурье, потом через другие регионы, организовать паром. По людям составить списки, заказать авиабилеты, встретить с автобусами в аэропорту, доставить на ж/д вокзал и поездом к месту назначения. Дальше провезти технику, которая приходила в Южно-Сахалинск и Холмск, еще почти через половину острова. Мы в том числе повезли туда бетонный и асфальтовый заводы, а также дробильные комплексы. Вот тогда пришлось искать предприятия в разных регионах. Организовать доставку нужно было еще и минимизируя расходы, искать попутные машины, которые едут на Сахалин, и договариваться, чтобы взяли наш груз. Попутным транспортом получалось раза в два дешевле. Сложный был период. Возили туда технику где-то полгода. А после окончания работ всё это надо было возвращать обратно. (Смеется.) Кстати, по весовым и габаритным грузам мы должны проходить контроль и получать специальные разрешения. Это не дешево, но мы в этом плане всегда всё соблюдаем и работаем по-белому, по-честному, а серые схемы обходим стороной.

Поступил в мединститут, но потянуло в строительство

В юности Евгений Дюгай хотел стать врачом. «Я родился под Ташкентом, а 11-й класс оканчивал в Кемерове, где жил мой отец. Он проработал 35 лет акушером-гинекологом, был заведующим родильного отделения, и предложил мне тоже пойти в медицину, — рассказывает Евгений Вячеславович. — Я поступил в мединститут и проучился два года. Потом Союз развалился, а я понял, что медицина все-таки не мое, и уехал в Ташкент. Там потянуло в строительство — начал работать, причем очень нравился мне именно монтаж на высоте».

Родственники Евгения переехали жить из Ташкента в город Зею Амурской области, и вскоре позвали его к себе. «Я приехал и сразу устроился работать в золотодобывающую компанию, где занимался монтажом различных строений, — вспоминает будущий руководитель диспетчерской службы. — Параллельно учился в коммунально-строительном техникуме. А через какое-то время пошли сокращения и пришлось искать новую работу. В кризисные годы с вакансиями была напряженка. Я калымил на монтаже крыш коттеджей в Астрахановке. Однажды мой знакомый, который работал начальником участка в «Асфальте», сказал, что ему нужен диспетчер, и предложил попробовать новое дело. Я очень рад, что сделал этот шаг. Здесь ценят кадры».

Реклама, LDTCKVXPE

Возрастная категория материалов: 18+